Волевая регуляция в поведении
Волевые качества личности
Простой волевойакт и сложное волевое действие
Структура волевого действия
Значение воли в жизни человека, в организации и регуляции его деятельности и общения
Основные признаки волевого действия
Понятие о воле
Тема 5. Эмоционально-волевая сфера личности
Лекция 6
Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
активизирующая и тормозящая функции воли.
Волевые или произвольные действия развиваются на основе непроизвольных движений и действий. (Рогов, с. 335)
Переживании состояния «Я должен», а не «Я хочу.
Сознательная целеустремленность.
Преодолением препятствий, внутренних или внешних.
Осознание значения цели, а вместе с тем и осознание своего долга. (Рогов, с. 335-337)
Роль воли в жизни человека.
Преодоление самого себя.
Присутствие воли как отличие человека от всех остальных живых существ. (Немов, с. 426-427)
Волевые действия различаются по своей сложности.
Существенными моментами или фазами волевого процесса выступают:
1)возникновение побуждения и постановка цели;
2) стадия обсуждения и борьба мотивов;
3) принятие решения;
4)исполнение.
Оценка волевых действий. (Рогов 342-347)
Именно воля как сознательная организация и саморегуляция позволяет человеку управлять своими чувствами, действиями, познавательными процессами.
Интегральные характеристики воли6
Сила воли.
Целеустремленность.
Инициативность, самостоятельность, независимость (негативизм).
Выдержка.
Решительность.
Энергичность и настойчивость.
Самоконтроль и самооценка. (Рогов, с. 347-351)
Теория воли в психологии – доклад
Необходимость в волевом действии.
Связь воли с осознанием действия.
Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.
Включение волевой регуляции на любом из этапов волевого действия.
Типичным случаем включения воли в управление деятельностью является ситуация, связанная с борьбой трудносовместимых мотивов, каждый из которых требует в один и тот же момент времени выполнения различных действий.. (Немов, с. 430-431)