Совокупность познавательных процессов человека определяет его интеллект.
ИНТЕЛЛЕКТ. Структура интеллекта
Внутренняя речь.
Письменная речь.
Виды речевой деятельности и их особенности
РЕЧЬ. Функции речи. Речь как средство и инструмент общения. Участие речи в решении интеллектуальных задач.
Структура мышления
В структуре мышления можно выделить следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение (Конкретизация).
Процессы мышления: суждение, умозаключение, определение, индукцияи дедукция. (Немов)
Речь — это язык в действии.Язык — система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис — набор правил, по которым строятся предложения. Слово является разновидностью знака.
Объективное свойство словесного знака.
Личностный смысл слова.
Основные функции языка:
1) средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта;
2) средство общения (коммуникации);
3) орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения).
Речь имеет три функции: сигнификативную (обозначение), обобщения, коммуникации (передача знаний, отношений, чувств).
В коммуникативной функции речи выделяют три стороны: информационную, выразительную и волеизъявительную. (Столяренко)
В психологии различают два основных вида речи:внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включаетустную(диалогическую и монологическую) и письменную.Диалог — этонепосредственное общение двух или нескольких человек.
Диалогическая речь. Беседа.
Монологическая речь.Содержательная сторона монолога.
Информативность речи.
Понятность речи.
Выразительность речи. (Столяренко)
В настоящее время существует, как минимум, три трактовки понятия интеллекта:
1. Биологическая трактовка: «способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации».
2. Педагогическая трактовка: «способность к обучению, обучаемость».
3. Структурный подход. С точки зрения структурного подхода, интеллект — это совокупность тех или иных способностей.
«Интеллект — это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами»
Структура интеллекта по Спирмену.
Структура интеллекта по Терстоуну.
Структура интеллекта по Кэттелу.
Структура интеллекта по Хеббу.
Зависимость развития интеллекта от врожденных факторов: генетических факторов наследственности, хромосомных аномалий.
Зависимость развития интеллекта от возможности общения со взрослыми, социального положения семьи, методов обучения, применяемых для развития способностей ребенка. (Столяренко)