Виды сборных вагонов
Особенности перевозки МО
Основные определения
Перевозка грузов мелкими отправками
Мелкая отправка (МО) – партия груза от 20 кг до 20 т, для которого не требуется предоставления отдельного вагона или контейнера. По объему МО должна быть не более 1/2 вместимости крытого вагона и 1/2 контейнера. МО перевозятся в крытом (КР) и на открытом подвижном составе (ОПС).
Масса одного места МО должна составлять:
§ для грузов, перевозимых в КР, не менее 20 кг, но не более 1500 кг;
§ для грузов, перевозимых на ОПС, более 1500 кг;
§ для грузов, перевозимых в крупнотоннажных контейнерах, масса одного места должна быть менее 1500 кг;
§ для грузов, перевозимых в среднетоннажных контейнерах, масса одного места должна быть меньше или равна 1000 кг.
Имеются ограничения по длине грузов, перевозимых МО: при перевозке в крытых вагонах длина грузового места должна быть не более 2 м.
Мелкими отправками перевозят:
– наиболее ценные грузы, товары народного потребления, запчасти, оборудование для предприятий;
– грузы с большим числом назначений (распыленность грузопотока между большим количеством станций);
– грузы с небольшой массой.
Масса мелких отправок | Масса одного места | |
в крытых вагонах | Pмо = 311 кг | Pместа = 71 кг |
в открытом подвижном составе | Pмо = 2,14 т | Pместа = 1,2 т. |
Выполнение грузовых и коммерческих операций с МО требует больших затрат, т. к. в каждом вагоне размещается 10–15 отправок, которые многократно сортируются в пути следования.
Себестоимость перевозки МО примерно в 3 раза выше повагонной отправки.
Вагоны, контейнеры, в которых перевозятся МО, называются сборными и бывают трех видов:
§ сборные прямые вагоны, загружаемые несколькими грузоотправителями, но следующие без сортировки в пути следования на одну станцию выгрузки;
§ сборные перегрузочные вагоны, загружаемые МО на различные станции назначения и следующие с сортировкой, в пути следования;
§ сборно-раздаточные вагоны, загружаемые МО для станций одного участка, ограниченного двумя грузосортировочными станциями.
Условием эффективности формирования прямых вагонов является неравенство
,
где – суммарная экономия времени в пути следования, получаемая за счет прохождения грузосортировочных станций без сортировки МО (подача, уборка, выгрузка, сортировка, погрузка);
– дополнительные затраты времени на накопление груза до целого прямого вагона (на одну станцию назначения).