Основы технологии работы грузовой станции
Структура управления грузовой станцией
Грузовая станция является линейным предприятием железных дорог по организации перевозок грузов и непосредственно подчиняется отделению дороги.
Руководит всей деятельностью станции начальник станции (ДС). Грузовой и коммерческой работой руководит заместитель ДС по ГКР (ДСЗМ). Непосредственно грузовыми операциями на местах общего пользования руководит заведующий грузовым районом.
На складах, грузосортировочных платформах и других местах выполнением операций руководят заведующие соответствующими подразделениями или старшие приемосдатчики.
Главный инженер станции осуществляет разработку и внедрение технологического процесса работы станции, руководит проведением мероприятий по рациональному использованию технических средств, обеспечивает безопасность движения поездов.
Оперативное руководство работой станции, контроль за выполнением суточных и сменных планов, организация грузовой и коммерческой работы возложены на заместителей ДС и сменных руководителей, маневровых диспетчеров или дежурных по станции.
Технологический процесс работы грузовой станции определяет рациональную систему организации и работы, основанную на внедрении передовых методов, предусматривает наиболее эффективное использование технических средств, своевременную обработку грузов и документов, ускорение оборотов вагонов, сохранность груза и высокую культуру, обслуживание предприятий, организаций и физических лиц.
Типовой технологический процесс работы грузовой станции состоит из четырех частей:
1 – оперативное планирование и планирование работы станции;
2 – организация грузовой и коммерческой работы станции, которая включает:
· специализацию и техническое оснащение объектов станции;
· организацию переработки повагонных, мелких и контейнерных отправок;
· организацию работы контейнерного пункта;
· организацию работы АФТО, пунктов коммерческого и технического осмотра вагонов, контейнеров;
· перевозку скоропортящихся грузов;
· подготовку вагонов к перевозке;
· организацию ПРР на местах общего пользования;
· взаимодействие грузовой и сортировочной станций в условиях АСУ;
· организацию работы станции и обслуживаемых ею подъездных путей;
· централизованный завоз и вывоз груза автотранспортом;
· взаимодействие грузовой станции с морскими и речными портами;
3 – технология работы станции:
· с поездами и вагонами, поступающими в переработку;
· работа в зимних условиях;
4 – контроль и анализ работы станции.
Грузовой и коммерческой работой по станции руководит заместитель начальника станции по грузовой и коммерческой работе. Ему подчиняются:
§ заведующие грузовыми районами, складами, грузосортировочными платформами;
§ начальник ПКО;
§ старшие приемосдатчики.
В основу технологии работы грузовой станции положено диспетчерское руководство грузовой, коммерческой и маневровой работой станции. Маневровый диспетчер обеспечивает:
§ составление плана работы станции на смену по приему и отправлению поездов и грузовой работе, согласовывает его с дежурным по отделению дороги;
§ своевременную подачу, расстановку и уборку вагонов на грузовых фронтах (маневровая работа);
§ операции по формированию–расформированию поездов;
§ согласованную работу станции с другими службами подъездных путей и пунктами перевалки;
§ контроль за эффективным использованием технических средств станции, путевого развития, маневровых локомотивов, средств связи СЦБ, ПРР;
§ соблюдение правил безопасности движения и техники безопасности;
§ подведение итогов работы за смену;
§ непрерывный номерной учет наличия и расстановки вагонов.
Для реализации этого принципа управления на грузовых станциях сформированы единые комплексные смены, в состав которых входят работники, обеспечивающие эксплуатационную, грузовую, коммерческую, информационную и т. д. работы.
Распоряжения маневрового диспетчера являются обязательными для всех подразделений станции.
Рабочее место маневрового диспетчера автоматизировано; в него входят:
§ компьютер (вся информация о проделанной работе);
§ устройство промышленного телевидения (обзор полный);
§ информационная связь (телефон, радиосвязь, АРМ).
Оперативное планирование работы станции включает в себя разработку суточного и сменного планов работы станции.
Суточный план работы станции передается из НОДа за 3 часа до планируемых суток и содержит данные о количестве вагонов с местными грузами, прибывающих с сортировочной станции, о размерах погрузки, выгрузки, об отправлении порожних вагонов в регулировку.
начальник станции (ДС) или его заместитель на основании суточного плана задания НОДа составляет суточный план работы станции по роду груза, по каждому грузоотправителю.
В суточный план работы станции включаются следующие исходные данные:
§ план и специальные задания отделения дороги;
§ заявки грузоотправителей на погрузку, в том числе на маршруты;
§ сведения о прибытии вагонов на станцию под выгрузку и погрузку (сортировку);
§ технологические нормы времени на выполнение технологических операций (погрузка, выгрузка, маневровая работа, оформление документов);
§ сведения о наличии вагонов на станции;
§ предварительная информация о прибытии вагонов на станцию (за 12 часов) и точная информация (за 4–6 часов).