Планирование перевозок грузов
Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации
Классификация грузовых перевозок и перевозимых грузов
Задачи грузовой и коммерческой работы
Логистика. Грузовая и коммерческая работа
Логистика – это процесс планирования, выполнения и контроля эффективного с точки зрения снижения затрат потока запасов сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, сервиса и связанной информации от точки его зарождения до точки потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения) для полного удовлетворения требований потребителей.[1] Другими словами,
логистика – это эффективное управление материальным и сопутствующими потоками.
Логистика рассматривает следующую цепь:
§ снабжение;
§ производство;
§ транспортировку;
§ сервис;
§ распределение и сбыт.
Грузовую и коммерческую работу можно рассматривать как неотъемлемую часть логистического процесса.
Содержание грузовой и коммерческой работы
1. Оперативное планирование перевозок грузов.
2. Оформление и учет всех документов, связанных с приемом, сдачей, обработкой и переработкой грузов.
3. Прием, сдача, хранение, погрузка груза в вагоны и выгрузка, сортировка в пути следования.
4. Механизация погрузочно-разгрузочных работ на всех этапах продвижения грузов.
5. Организация пакетных и контейнерных перевозок.
6. Организация перевозок с участием нескольких видов транспорта (интер- и мультимодальные перевозки).
7. Тарифы и расчеты за перевозку грузов.
8. Арендное и договорное дело.
9. Взаимодействие с железнодорожными путями необщего пользования.
10. Подготовка предложений в правила и условия перевозок грузов, а также в технические условия по размещению и креплению грузов в вагонах и контейнерах.
11. Эксплуатация складского и весового хозяйства.
12. Транспортно-экспедиционное обслуживание.
13. Организация перевозок скоропортящихся грузов.
14. Обеспечение сохранности грузов и ускорение их доставки.
1. Совершенствование технологии с целью увеличения прибыли и сокращения транспортных расходов.
2. Повышение сохранности перевозимых грузов.
3. Соблюдение установленных сроков доставки.
4. Безопасность перевозок.
5. Фирменное транспортное обслуживание.
6. Сокращение расходов за счет улучшения использования грузоподъемности и вместимости вагонов, концентрации грузовой работы, комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ, маршрутизации перевозок, внедрения АСУ.
7. Эффективное взаимодействие с другими видами транспорта.
8. Выполнение всех заявок на перевозки грузов.
9. Соблюдение транспортного законодательства.
Доставка груза выполняется со склада отправителя до склада получателя различными транспортными средствами в различных условиях.
Вся сеть железных дорог Российской Федерации разделена на дороги (по территориальному признаку например, Октябрьская, Московская и др.). Железные дороги стыкуются с различными видами транспорта: автомобильным, водным, авиационным, трубопроводным.
Грузовые перевозки классифицируются по следующим признакам.
1. По видам сообщения:
§ прямое железнодорожное сообщение – перевозки между железнодорожными станциями в Российской Федерации с участием одной или более инфраструктур по единому перевозочному документу, оформленному на весь маршрут следования;
§ прямое смешанное сообщение – перевозки, осуществляемые в пределах территории РФ несколькими видами транспорта по единому транспортному документу (транспортная накладная), оформляемому на весь маршрут следования;
§ перевозки в непрямом смешанном сообщении – перевозки, осуществляемые в пределах территории РФ несколькими видами транспорта по отдельным перевозочным документам на транспорте каждого вида;
§ перевозки в международном сообщении с участием железнодорожного транспорта – перевозки в прямом[2] и непрямом[3] международном сообщении – между РФ и иностранными государствами, в том числе транзит по территории РФ, в результате которых пассажиры, груз и т. д. пересекают Государственную границу РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.
2. По виду отправки:
§ мелкая – масса груза от 20 кг до 20 т, занимающая не более половины объема кузова крытого вагона или контейнера, половину площади полувагона или платформы;
§ сборная повагонная отправка – грузы, допущенные к совместной перевозке в универсальном вагоне по одному перевозочному документу;
§ повагонная – загрузка грузом по массе или объему целого вагона;
§ групповая – груза достаточно для загрузки двух или более вагонов (однородные грузы с мест необщего пользования, в адрес одного получателя);
§ маршрутная – для перевозки груза требуется состав поезда определенной массы и длины, проходящий не менее одной технической сортировочной станции без переработки, т. е. сортировки;
§ контейнерная – партия груза, размещенная в контейнере.
3. По скорости доставки (срочности перевозки):
§ грузовая скорость – скорость приведена в «Правилах перевозок грузов железнодорожным транспортом» и зависит от дальности перевозки;
§ большая скорость;
§ в ускоренных поездах (скорость = 500 км/сут и более).
4. По способу упаковки или физическим свойствам груза:
§ тарные упаковочные – принимаются по счету мест;
§ штучные – без тары по счету мест;
§ навалочные – без счета мест (при необходимости можно сосчитать количество мест); исключение составляют уголь, руда, кокс;
§ насыпные (зерновые);
§ тяжеловесные, у которых масса одного места больше 500 кг;
§ негабаритные;
§ скоропортящиеся;
§ живность;
§ опасные;
§ смерзающиеся.
5. По месту выполнения грузовых операций:
§ места общего пользования;
§ места необщего пользования.
6. По способу выполнения грузовых операций:
§ силами и средствами железнодорожного транспорта (МЧ перевозчика);
§ силами и средствами грузоотправителей, грузополучателей.
7. По принадлежности вагонов, контейнеров:
§ к общему парку;
§ к приватному парку;
§ на условиях аренды.
8. По значимости:
§ специальные железнодорожные перевозки – перевозки, предназначенные для удовлетворения особо важных государственных и оборонных нужд, а также перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей;
§ воинские железнодорожные перевозки – перевозки воинских частей и подразделений, воинских грузов, воинских команд и отдельных лиц, проходящих военную службу.
Устав определяет права, обязанности и ответственность перевозчика, владельца инфраструктуры, владельцев МНОП[4] (предприятий, организаций, учреждений) и граждан, пользующихся услугами железнодорожного транспорта.
Общий устав Российских железных дорог был принят в 1885 г.
В 1920 г. был принят Устав железных дорог РСФСР, а в 1927 г. – Устав железных дорог СССР.
В 1998 г. Федеральным законом был введен Транспортный устав железных дорог РФ, а в 2003 г. – Устав железнодорожного транспорта РФ.
Основные положения,определяемые Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации от 27.02.2003.
1. Общие положения.
Даны определения перевозчика, инфраструктуры, владельцев, МОП, МНОП, перечислены виды перевозок.
2. Перевозки грузов, контейнеров и грузобагажа повагонными отправками.
3. Взаимодействие владельца инфраструктуры и перевозчиков при подготовке и осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа.
4. Железнодорожные пути необщего пользования.
5. Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении.
6. Перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа.
7. Ответственность перевозчиков, владельцев инфраструктур, грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), пассажиров.
8. Акты, претензии, иски.
9. Заключительные и переходные положения.
Планы перевозок грузов в современных условиях разрабатываются на месячный период.
Месячный план перевозок является оперативным планом перевозок и обеспечивает:
1) полное и своевременное удовлетворение платежеспособного спроса на услуги железнодорожного транспорта по перевозкам груза с наименьшими транспортными затратами;
2) эффективное использование подвижного состава;
3) четкое взаимодействие с другими видами транспорта.
Месячное планирование перевозок грузов служит основой для технического нормирования эксплутационной работы и определения следующих показателей:
§ размеров движения по железной дороге и по направлениям;
§ нормативов по содержанию локомотивов и локомотивных бригад;
§ расходов топлива и электроэнергии;
§ параметров регулирования вагонных парков по роду подвижного состава для каждой железной дороги, по каждому междорожному стыковому пункту;
§ финансовых расходов на приобретение оборудования и подвижного состава;
§ провозной способности железной дороги.
Месячное планирование осуществляется на основании:
§ договоров об организации перевозок грузов, которые заключаются между крупными ГО и железными дорогами;
§ заявок ГО на перевозку грузов по всем видам сообщения;
§ маркетинговых исследований и прогнозирования погрузки по номенклатурным группам грузов.
Заявки представляются в систему фирменного транспортного обслуживания или напрямую от крупных грузоотправителей через систему ЭТРАН-клиент. Все заявки в системе фирменного транспортного обслуживания классифицируются:
§ по каждой станции отправления;
§ по каждой номенклатуре грузов;
§ по виду отправки (повагонная, мелкая, контейнерная, маршрутная);
§ по принадлежности вагонов;
§ по видам сообщения.
Заявки на перевозку грузов в прямом и непрямом международном сообщении через пограничные станции представляются отдельно по каждой пограничной станции, а при смешанном сообщении (железнодорожно-водном) – по каждому пункту перевалки.
Грузоотправитель составляет заявку на перевозку груза в необходимом количестве и предоставляет ее перевозчику не менее чем за 10 дней до начала перевозки – в прямом сообщении и за 15 дней – во всех видах международного и смешанного сообщения (в бумажном виде). Срок действия заявки не более 45 дней.
Перевозчик обязан рассмотреть заявку в двухдневный срок с момента поступления и дать решение:
§ согласовано;
§ отказать;
§ согласовано частично.
Заявка передается владельцу инфраструктуры, рассматривается в течение:
§ 5 дней (не более) – при перевозке в прямом сообщении;
§ 10 дней (не более) – во всех видах международного и смешанного сообщения
и возвращается грузоотправителю.
В целях организации своевременного выполнения принятых заявок на перевозку грузов перевозчик осуществляет непрерывное оперативное планирование на погрузку по конкретным дням срока действия заявки.
Заявка содержит следующие данные:
§ перевозчик – наименование и его код согласно ОКПО (общероссийский классификатор предприятий и организаций);
§ период – срок действия заявки;
§ вид отправки (повагонная, контейнерная, мелкая, маршрутная);
§ станция отправления, код;
§ номенклатурная группа груза;
§ вид сообщения;
§ грузоотправитель – полное наименование и код ОКПО;
§ плательщик;
§ принадлежность вагона, контейнера;
§ дата погрузки;
§ станции назначения, коды вагона, род страны назначения.
Учет выполнения заявки производится по учетной карточке формы ГУ-1. Она ведется представителем перевозчика по каждому грузоотправителю на основе согласованных заявок. Подписывается ежедневно или в дни погрузки обеими сторонами (грузоотправителем и перевозчиком)
6. Грузовые железнодорожные тарифы,
их значение и система построения