Планирование перевозок грузов

Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации

Классификация грузовых перевозок и перевозимых грузов

Задачи грузовой и коммерческой работы

Логистика. Грузовая и коммерческая работа

Логистика – это процесс планирования, выполнения и контроля эффективного с точки зрения снижения затрат потока запасов сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, сервиса и связанной информации от точки его зарождения до точки потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения) для полного удовлетворения требований потребителей.[1] Другими словами,

логистика – это эффективное управление материальным и сопутствующими потоками.

Логистика рассматривает следующую цепь:

§ снабжение;

§ производство;

§ транспортировку;

§ сервис;

§ распределение и сбыт.

Грузовую и коммерческую работу можно рассматривать как неотъемлемую часть логистического процесса.

Содержание грузовой и коммерческой работы

1. Оперативное планирование перевозок грузов.

2. Оформление и учет всех документов, связанных с приемом, сдачей, обработкой и переработкой грузов.

3. Прием, сдача, хранение, погрузка груза в вагоны и выгрузка, сортировка в пути следования.

4. Механизация погрузочно-разгрузочных работ на всех этапах продвижения грузов.

5. Организация пакетных и контейнерных перевозок.

6. Организация перевозок с участием нескольких видов транспорта (интер- и мультимодальные перевозки).

7. Тарифы и расчеты за перевозку грузов.

8. Арендное и договорное дело.

9. Взаимодействие с железнодорожными путями необщего пользования.

10. Подготовка предложений в правила и условия перевозок грузов, а также в технические условия по размещению и креплению грузов в вагонах и контейнерах.

11. Эксплуатация складского и весового хозяйства.

12. Транспортно-экспедиционное обслуживание.

13. Организация перевозок скоропортящихся грузов.

14. Обеспечение сохранности грузов и ускорение их доставки.

1. Совершенствование технологии с целью увеличения прибыли и сокращения транспортных расходов.

2. Повышение сохранности перевозимых грузов.

3. Соблюдение установленных сроков доставки.

4. Безопасность перевозок.

5. Фирменное транспортное обслуживание.

6. Сокращение расходов за счет улучшения использования грузоподъемности и вместимости вагонов, концентрации грузовой работы, комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ, маршрутизации перевозок, внедрения АСУ.

7. Эффективное взаимодействие с другими видами транспорта.

8. Выполнение всех заявок на перевозки грузов.

9. Соблюдение транспортного законодательства.

 

Доставка груза выполняется со склада отправителя до склада получателя различными транспортными средствами в различных условиях.

Вся сеть железных дорог Российской Федерации разделена на дороги (по территориальному признаку например, Октябрьская, Московская и др.). Железные дороги стыкуются с различными видами транспорта: автомобильным, водным, авиационным, трубопроводным.

Грузовые перевозки классифицируются по следующим признакам.

1. По видам сообщения:

§ прямое железнодорожное сообщение – перевозки между железнодорожными станциями в Российской Федерации с участием одной или более инфраструктур по единому перевозочному документу, оформленному на весь маршрут следования;

§ прямое смешанное сообщение – перевозки, осуществляемые в пределах территории РФ несколькими видами транспорта по единому транспортному документу (транспортная накладная), оформляемому на весь маршрут следования;

§ перевозки в непрямом смешанном сообщении – перевозки, осуществляемые в пределах территории РФ несколькими видами транспорта по отдельным перевозочным документам на транспорте каждого вида;

§ перевозки в международном сообщении с участием железнодорожного транспорта – перевозки в прямом[2] и непрямом[3] международном сообщении – между РФ и иностранными государствами, в том числе транзит по территории РФ, в результате которых пассажиры, груз и т. д. пересекают Государственную границу РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

2. По виду отправки:

§ мелкая – масса груза от 20 кг до 20 т, занимающая не более половины объема кузова крытого вагона или контейнера, половину площади полувагона или платформы;

§ сборная повагонная отправка – грузы, допущенные к совместной перевозке в универсальном вагоне по одному перевозочному документу;

§ повагонная – загрузка грузом по массе или объему целого вагона;

§ групповая – груза достаточно для загрузки двух или более вагонов (однородные грузы с мест необщего пользования, в адрес одного получателя);

§ маршрутная – для перевозки груза требуется состав поезда определенной массы и длины, проходящий не менее одной технической сортировочной станции без переработки, т. е. сортировки;

§ контейнерная – партия груза, размещенная в контейнере.

3. По скорости доставки (срочности перевозки):

§ грузовая скорость – скорость приведена в «Правилах перевозок грузов железнодорожным транспортом» и зависит от дальности перевозки;

§ большая скорость;

§ в ускоренных поездах (скорость = 500 км/сут и более).

4. По способу упаковки или физическим свойствам груза:

§ тарные упаковочные – принимаются по счету мест;

§ штучные – без тары по счету мест;

§ навалочные – без счета мест (при необходимости можно сосчитать количество мест); исключение составляют уголь, руда, кокс;

§ насыпные (зерновые);

§ тяжеловесные, у которых масса одного места больше 500 кг;

§ негабаритные;

§ скоропортящиеся;

§ живность;

§ опасные;

§ смерзающиеся.

5. По месту выполнения грузовых операций:

§ места общего пользования;

§ места необщего пользования.

6. По способу выполнения грузовых операций:

§ силами и средствами железнодорожного транспорта (МЧ перевозчика);

§ силами и средствами грузоотправителей, грузополучателей.

7. По принадлежности вагонов, контейнеров:

§ к общему парку;

§ к приватному парку;

§ на условиях аренды.

8. По значимости:

§ специальные железнодорожные перевозки – перевозки, предназначенные для удовлетворения особо важных государственных и оборонных нужд, а также перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей;

§ воинские железнодорожные перевозки – перевозки воинских частей и подразделений, воинских грузов, воинских команд и отдельных лиц, проходящих военную службу.

Устав определяет права, обязанности и ответственность перевозчика, владельца инфраструктуры, владельцев МНОП[4] (предприятий, организаций, учреждений) и граждан, пользующихся услугами железнодорожного транспорта.

Общий устав Российских железных дорог был принят в 1885 г.

В 1920 г. был принят Устав железных дорог РСФСР, а в 1927 г. – Устав железных дорог СССР.

В 1998 г. Федеральным законом был введен Транспортный устав железных дорог РФ, а в 2003 г. – Устав железнодорожного транспорта РФ.

Основные положения,определяемые Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации от 27.02.2003.

1. Общие положения.

Даны определения перевозчика, инфраструктуры, владельцев, МОП, МНОП, перечислены виды перевозок.

2. Перевозки грузов, контейнеров и грузобагажа повагонными отправками.

3. Взаимодействие владельца инфраструктуры и перевозчиков при подготовке и осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа.

4. Железнодорожные пути необщего пользования.

5. Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении.

6. Перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа.

7. Ответственность перевозчиков, владельцев инфраструктур, грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), пассажиров.

8. Акты, претензии, иски.

9. Заключительные и переходные положения.

Планы перевозок грузов в современных условиях разрабатываются на месячный период.

Месячный план перевозок является оперативным планом перевозок и обеспечивает:

1) полное и своевременное удовлетворение платежеспособного спроса на услуги железнодорожного транспорта по перевозкам груза с наименьшими транспортными затратами;

2) эффективное использование подвижного состава;

3) четкое взаимодействие с другими видами транспорта.

Месячное планирование перевозок грузов служит основой для технического нормирования эксплутационной работы и определения следующих показателей:

§ размеров движения по железной дороге и по направлениям;

§ нормативов по содержанию локомотивов и локомотивных бригад;

§ расходов топлива и электроэнергии;

§ параметров регулирования вагонных парков по роду подвижного состава для каждой железной дороги, по каждому междорожному стыковому пункту;

§ финансовых расходов на приобретение оборудования и подвижного состава;

§ провозной способности железной дороги.

Месячное планирование осуществляется на основании:

§ договоров об организации перевозок грузов, которые заключаются между крупными ГО и железными дорогами;

§ заявок ГО на перевозку грузов по всем видам сообщения;

§ маркетинговых исследований и прогнозирования погрузки по номенклатурным группам грузов.

Заявки представляются в систему фирменного транспортного обслуживания или напрямую от крупных грузоотправителей через систему ЭТРАН-клиент. Все заявки в системе фирменного транспортного обслуживания классифицируются:

§ по каждой станции отправления;

§ по каждой номенклатуре грузов;

§ по виду отправки (повагонная, мелкая, контейнерная, маршрутная);

§ по принадлежности вагонов;

§ по видам сообщения.

Заявки на перевозку грузов в прямом и непрямом международном сообщении через пограничные станции представляются отдельно по каждой пограничной станции, а при смешанном сообщении (железнодорожно-водном) – по каждому пункту перевалки.

Грузоотправитель составляет заявку на перевозку груза в необходимом количестве и предоставляет ее перевозчику не менее чем за 10 дней до начала перевозки – в прямом сообщении и за 15 дней – во всех видах международного и смешанного сообщения (в бумажном виде). Срок действия заявки не более 45 дней.

Перевозчик обязан рассмотреть заявку в двухдневный срок с момента поступления и дать решение:

§ согласовано;

§ отказать;

§ согласовано частично.

Заявка передается владельцу инфраструктуры, рассматривается в течение:

§ 5 дней (не более) – при перевозке в прямом сообщении;

§ 10 дней (не более) – во всех видах международного и смешанного сообщения

и возвращается грузоотправителю.

В целях организации своевременного выполнения принятых заявок на перевозку грузов перевозчик осуществляет непрерывное оперативное планирование на погрузку по конкретным дням срока действия заявки.

Заявка содержит следующие данные:

§ перевозчик – наименование и его код согласно ОКПО (общероссийский классификатор предприятий и организаций);

§ период – срок действия заявки;

§ вид отправки (повагонная, контейнерная, мелкая, маршрутная);

§ станция отправления, код;

§ номенклатурная группа груза;

§ вид сообщения;

§ грузоотправитель – полное наименование и код ОКПО;

§ плательщик;

§ принадлежность вагона, контейнера;

§ дата погрузки;

§ станции назначения, коды вагона, род страны назначения.

Учет выполнения заявки производится по учетной карточке формы ГУ-1. Она ведется представителем перевозчика по каждому грузоотправителю на основе согласованных заявок. Подписывается ежедневно или в дни погрузки обеими сторонами (грузоотправителем и перевозчиком)

 

6. Грузовые железнодорожные тарифы,
их значение и система построения