Анализ резервов роста объема производства.

Анализ технического уровня и качества продукции.

Анализ выполнения договорных обязательств и оценка эффективности ассортиментных программ.

Количественное задание по выпуску предприятием отдельных видов изделий является заданием по ассортименту. План по ассортименту считается выполненным только в том случае, если по каждому изделию план выполнен не менее, чем на 100%.

Для оценки выполнения плана по ассортименту используют способ среднего процента и способ наименьшего процента:

1) Касс. = ОПасс. / ОПпл. * 100%

Для расчета суммы фактически выпущенных изделий каждого вида, но не более их планового выпуска (ОПасс.) делят на плановый выпуск продукции (ОПпл.). При большом ассортименте продукции использовать этот способ не целесообразно, так как он требует большого количества расчетов.

2) С его помощью определяется процент невыполнения плана по ассортименту

Кневып. асс. = ОПневып. / ОПасс. * 100%,

где ОПневып. – сумма недополученной продукции недовыполнения плана по ассортименту.

по всем видам

изделий.

Сумма недополученной продукции определяется как разница между фактически выпущенной продукцией и запланированной. Процент выполнения плана по ассортименту:

Касс. = 100 – Кневып. асс.

В ходе анализа особое внимание обращают на те виды продукции, по которым не выполнен или перевыполнен план. Выясняют, находит ли эта продукция спрос в тех количествах в которых она выпущена.

Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов. Увеличение объема производства по одним видам и сокращение по другим приводит к сокращению удельного веса одних видов продукции и увеличению других, т. е. к изменению ее структуры.

Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели:

- объем выпуска;

- себестоимость;

- прибыль;

- рентабельность.

Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей приводят способом цепной подстановки.

ВП = (ОПобщ. *Yii),

где ВП – выпуск продукции в стоимостном выражении;

ОП – общий объем выпуска продукции в натуральном выражении;

Yi - удельный вес i –го вида продукции;

цi - цена i –го вида продукции.

Под качеством продукции понимают совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. В ходе анализа рассчитываются обобщающие, индивидуальные, косвенные показатели качества.

Обобщающий показатель характеризует качество всей произведенной продукции. К ним относятся:

а) удельный вес сертифицированной продукции в общем выпуске:

Объем сертифицированной продукции

Уд. вес сертиф. прод. = Общий объем выпуска продукции

б) уровень обновления продукции:

Объем новой продукции

Общий объем выпуска продукции

в) удельный вес экспортированной продукции;

г) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам.

По продукции, качество которой характеризуется сортом, рассчитывается удельный вес продукции каждого сорта в общем объеме производства.

Индивидуальные показатели качества характеризуют одно из ее свойств: полезность, надежность, технологичность, эстетичность качества.

Косвенные показатели – штрафы за некачественную продукцию и ее возврат, удельный вес потерь от брака в общем объеме продукции и другие.

При анализе брака изучают его динамику по абсолютной сумме. Рассчитывают потери от брака:

П = ОП *dбр. ,

где ОП – объем продукции;

П – потери;

dбр. удельный вес брака, доля окончательного брака.

Под конкурентоспособностью понимают способность продукции находить сбыт на рынке при наличии изделий аналогов. Если продукция приносит стабильную прибыль, то ее можно считать конкурентной. Основным признаком качества конкурентоспособности является рост объема продаж. Для анализа принимают показатель конкурентоспособности:

величина данного параметра изделия предприятия

Кксп = величина параметра базовой модели и анализа

Т.к. отдельные параметры неравнозначны для итоговой оценки конкурентоспособности, то каждому параметру присваивают определенный бал и долю этого параметра в общей оценке. После этого рассчитывают сводную оценку качества по изделию:

(балл каждого параметра * доля)

Кк с изд. = общая сумма баллов баз. модели

В ходе оценки конкурентоспособности оценивают положение товара на определенном рынке, рассчитывают долю рынка, контролируемого этой фирмой и сравнивают с конкурентными.

 

Резервы роста объема производства – количественно измеримые возможности его увеличения использования ресурсов организации.

Резервы роста объема выпуска продукции за счет:

1) создание дополнительных рабочих мест:

ОП(рм) = ∆М * Во,

где ∆М – дополнительные рабочие места;

Во – среднегодовая выработка рабочего.

2) в результате ввода нового оборудования:

ОП(обор) = ∑ Tфi * вфi,

где n – количество единиц вновь вводимого оборудования;

Тфi – полезное время работы каждого вида оборудования, единиц

измерения;

вфi – выработка продукции за 1 машино-час каждого вида

оборудования в руб.

3) приращение продукции в результате ликвидации потери рабочего времени:

ОП(ликв. пот.) = Тпот. * в,

где Тпот. – количество потерянных часов рабочего времени;

в – средне-часовая выработка.

4) в результате улучшения организации производства и труда:

ОП(Вч) = ∆Вч * Т1∑,

где ∆Вч - прирост среднечасовой выработки;

Т1∑ - количество часов, отработанные всеми работниками.

5) в результате снижения норм расхода сырья и материалов от внедрения новых технологий:

ОП(м) = ∑(Н1i – Н0i) * p0 * Q1,

где Н1i и Н0i – нормы расхода сырья и материалов

соответственно до внедрения и после внедрения i-го

мероприятия;

p0 – плановая цена единицы сырья и материалов;

Q1 – планируемый выпуск продукции.

По каждому направлению анализа проводятся расчеты, результаты которых объединяются в таблицу.

Проведенный анализ позволяет оценить возможности предприятия по увеличению выпуска продукции, а также выявить диспропорции в использовании ресурсов.