Роль ментальности в восприятии СМИ.

Тема 5. Психологические факторы эффективности информационной деятельности.

Лекция 5: Психологические факторы эффективности информационной деятельности

План:

1. Роль ментальности в восприятии СМИ.

2. Аспекты деиндивидуализации личности.

3. Тенденции толерантности СМИ.

4. Влияние гендерных стереотипов на медиатворчество.

 

Рекомендуемая литература:

1. Бендас Т.В. Гендерная психология: учебное пособие: Гриф Министерства образования РФ. - Санкт-Петербург: Питер, 2007

2. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. - М: изд-во МГУ, 1991

3. Гладковская Е.С. Журналистские традиции в России и США: менталитет как фактор профессио­нальной культуры. / Современная журналистика: дискурс профессиональной культуры. - Екате­ринбург, 2005.

4. Крысько В.Г. Этническая психология: учеб. пособие: Допущено УМО. – 2-е изд., стер. Изд-во Academia, 2006

5. Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности “Журналистика”: Гриф Министерства образования РФ. – М.: Аспект Пресс, 2007.

6. Олешко В.Ф. Психология журналистики: учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006

7. Платонов Ю.П. Социальная психология поведения: учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2006

 

Ментальность как ведущая характеристика аудитории СМИ, как определенные стереотипы в оценке происшедших событий, приверженность к традициям. “Новостная” и “аналитическая” доминанты в мире масс-медиа. Ориентация в российской журналистике на персонифицированную подачу материала. Психологические характеристики типичного отечественного и зарубежного читателя. Факторы, препятствующие организации диалоговых отношений СМИ и аудитории. Массово-коммуникационные аспекты и формы деиндивидуализации личности: “мазохистская” зависимость от СМИ, типологизированный конформизм, игрореализация, творческая аффектация. Толерантный и интолератный подходы в масс-медиа. Влияние гендерных стереотипов на восприятие информации.

 

 

Следует отметить, что, начиная с середины 90-х годов XX века, многое измени­лось и в сфере массового сознания россиян. Раньше, будучи монолитным, оно явля­лось «легким орудием» в руках участников коммуникационного процесса, им легко было манипулировать. Сегодняшняя разрозненность общественного сознания пред­полагает прежде всего отказ от старых методов воздействия на аудиторию СМИ, а следовательно, анализировать современную журналистскую практику становится на­много сложнее.

 

Определения понятия «ментальность».

Так, Елизавета Гладковская попыталась проанализировать деятельность и со­временных российских СМИ путем сопоставления их с зарубежными изданиями. Ключевым понятием анализа контентов в ее работе была «ментальность» - как в широком, так и в узком смысле данного термина. Предположив, что прежде всего ментальность характеризует любую аудиторию СМИ и от этого во многом зависят особенности восприятия информации, она провела интереснейшее сравнительное исследование качественных периодических изданий России и США.

Но вначале в рамках методологического «поля» исследования подчеркнем, что существует несколько трактовок очень важного для характеристики современной мас­сово-коммуникационной практики понятия «ментальность». Например, по мнению Б. Шулындина, менталитет можно определить как «сформированную под влиянием достаточно постоянных географических, геополитических и социальных факторов си­стему стереотипов поведения чувственно-эмоциональных реакций и мышления, являющуюся выражением иерархически соподчиненных приоритетов и ценностей».

М. Рац и М. Ойзерман говорят прежде всего об определяющей особенности советской ментальности как о «почти полной неспособности к рефлексии». В. Веселова определяет менталитет как некую характерную для конкретной культуры (субкультуры) специфику психической жизни представляющих ее людей, детермини­рованную экономическими и политическими условиями в историческом аспекте. «Содержание менталитета, - отмечает она, - как это вытекает из самой этимо­логии слова, заключается в когнитивной сфере и определяется, прежде всего, знани­ями, которыми владеет человеческая общность».

Известный исследователь «национальных образов мира» Г. Гачев, пытаясь ус­тановить, что наиболее важно тому или иному народу и его культуре, «врожденно», выделяет такие элементы, как Пространство и Время, Вертикаль и Горизонталь, Почему и Кто. К примеру, для немцев - это Время, для русских - это Про­странство: даже священное слово «страна» того же корня.

Применительно к СМИ, менталитет, на наш взгляд, можно рассматривать как определенные стереотипы в оценке события, заострение внимания на каком-либо вопросе, приверженность определенным традиция.

Аналитичность как традиция.

Говоря о традициях отечественных СМИ, многие исследователи обычно останавливаются на склонности российской журналистики к анализу. Аналитическая журналистика - традиционно наиболее сильная ветвь российской прессы, а стремление раскрывать причины, определять значимость, направление развития посто­янно возникающих, поднимающихся на поверхность явлений, событий, исторически присуще российскому менталитету, традиционно проявляло себя в журналистской деятельности.

Для аналитической журналистики характерно выяснение причин, условий раз­вития событий и изменения ситуаций, оснований, мотивов, интересов, намерений, действий различных социальных сил, выявление современных противоречий тен­денций развития, правильности, обоснованности разнообразных точек зрения, идей. Большинство исследователей также отмечают еще одну важную проблему практи­ческого характера, связанную с современной российской ментальностью. Дело в том, что с, новой политико-экономической системой и новым общественным укла­дом появились новые ценности, которые зачастую чужды большинству людей по своей природе, в то время как ориентиры, которые сформировались под влиянием времени, «сдают» свои позиции.

Что касается особенностей западной ментальности, здесь отечественные авторы в большинстве своем единодушны: ведущая идея современного общества - индивидуализм. Отсюда - стремление к реализации личных интересов. Не менее влиятельной, отмечают исследователи, является идея прогресса. И, наконец, еще одна из актуальных проблем современного западного общества - нарушение рав­новесия духовных и материальных ценностей в культуре.

В России журналист традиционно ориентирован больше на персонифициро­ванную подачу материала, в то время как каноны западной журналистики требуют четкого отделения информации от мнения, поэтому, к примеру, американский журналист свою главную задачу видит в информировании общественности, а не в высказывании своего мнения по какому-либо поводу.

В то же время некоторые принципы отечественной журналистики расходятся с традициями мировой журналистской практики. Допустим, иностранных заказчи­ков нередко не удовлетворяет уровень информации, которую предоставляют им российские информационные агентства. И здесь дело не только в особом ментали­тете русского сознания, склонного к рассуждению и рефлексии, сколько в нежела­нии профессионально осваивать опыт мировой журналистики. Пример: согласно "профессиональным канонам мировой журналисткой этики, за квалифицирован­ным комментарием по поводу социально либо политически значимой информации журналист обязан обратиться к мнению экспертов, и лишь при невозможности по­лучить его из компетентного источника может выступить с комментариями сам. Можно только догадываться, как часто у нас предшествует собственной публика­ции «журналиста-пророка» или того, кто пытается взять на себя роль «информа­ционной мессии», обращение к квалифицированному эксперту?...Как выясняется, авторам вообще зачастую не хватает навыков работы с фактами.

Заимствуя какие-либо тенденции, характерные для иностранных СМИ, вмес­те с тем следует учитывать особенности восприятия информации российской ауди­торией. Попытаемся сделать несколько выводов. Итак, отечественный читатель:

• будучи склонным к размышлению, по своему менталитету больше ориен­тирован на аналитическую информацию. Ему важно показать, что по одной и той же проблеме может существовать несколько мнений. В то же время, во избежание дезинформации, право комментировать какое-либо событие следует предоставлять специалисту;

• предпочитает получать целостное представление о событии, разносторон­ний взгляд на проблему;

• интересуется как мнением высокопоставленных лиц, так и простых обыва­телей;

• ему одинаково интересны как деловые, так и личностные характеристики героев публикаций. Второе, в частности, дает возможность читателю стать «ближе» к известной персоне;

• рядовой представитель аудитории не должен (и, как правило, не имеет же­лания, как свидетельствуют многочисленные социологические исследова­ния) вовлекаться в информационные войны.