Экспериментальный метод и тестирование

В случаях опроса, изучения документов или наблюдения мастерство исследователей состоит в минимальном вмешательстве в жизнь, объективном фиксировании и адекватной интерпретации того, что происходит. В случае же с экспериментальным методом дело обстоит иначе: здесь исследователь активно вторгается в жизнь, но делает это вмешательство контролируемым. Само изменение, которое вносится в жизнь изучаемых объектов, называется экспериментальной переменной (характеристикой),тогда как остальные характеристики ситуации или объектов остаются контролируемыми.

Эксперименты могут проводиться в естественных и лабораторных условиях.

Существуют две основные логики эксперимента:

1) сравниваются два состояния одного и того же объекта— до и после введения экспериментальной переменной. Соответственно дважды измеряются значения остальных переменных;

2) сравниваются два одинаковых объекта,на один из которых производится экспериментальное воздействие, а на другой — нет. Значения переменных измеряются на обоих объектах дважды — до и после экспериментального воздействия.

В области социологии СМИ опыт применения собственно научных экспериментов неизвестен. В очень немногочисленных случаях, по существу, сливались практические и научные стороны эксперимента. Так, в советский период эстонские исследователи применяли экспериментальный метод для изучения эффектов влияния информации на поведение аудитории. В одном случае в городской газете был опубликован материал о пользе аспирина с целью выявить, как это повлияет на спрос в аптеках. В другом случае публикация в той же газете была посвящена взаимоотношениям школьных классных руководителей и родителей учеников. Исследователи проверяли, как эта информация будет использоваться на родительских собраниях, подключая на этой стадии метод наблюдения.

Близки к экспериментальному методу разнообразные варианты тестирования.Так, в маркетинговых исследованиях известен так назы-

берут на себя программирование и разработку полевых документов, другие — только подготовку полевых документов или разработку выборки и подбор опрашиваемых (рекрутинг), третьи — проведение этапа сбора информации, или полевого этапа. Как правило, анализ информации ведут те, кто программировал исследование, а значит, выдвигал гипотезы, требующие проверки при анализе собранных данных.

В России, где многие виды исследований вошли в практику лишь в последние десятилетия, уровень специализации исследовательских центров еще не таков, как в ряде западных стран. Коммерческие, да и научные центры готовы выполнить любой заказ, при необходимости привлекая в качестве субподрядчиков другие организации.

Одни исследования ведутся для решения повторяющихся задач регулярно, в расчете на множество пользователей. Они, в конце концов, становятся стандартизированными. Другие — требуют творческого подхода, и каждый раз программируются заново, поскольку проводятся ради решения оригинальных задач, проблем конкретного заказчика. Бывают и такие, которые по силам провести самим заинтересованным лицам, — соответствующим структурам медиапредприятий, редакции. Соответственно исследования могут быть разделены на стандартные, заказные/эксклюзивные и собственные редакционные(см. также 5.2). Их проведение предполагает разный состав участников, неодинаковую структуру процедуры (содержание и количество этапов), несовпадающие ресурсы.