Воспитание силы.

Воспитание физических качеств.

Физическими качествами принято называть те функциональные свойства организма, которые предопределяют двигательные возможности человека. В отечественной спортивной теории принято различать пять физических качеств: силу, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость.

Силой ( или силовыми способностями ) в физическом воспитании называют способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредствам мышечных напряжений.

Воспитанник силы сопровождается утолщением и ростом мышечных групп. Силовыми упражнениями можно изменять телосложение, что наглядно проявляется у занимающихся атлетической гимнастикой ( бодибилдингом ). Различают абсолютную и относительную силу. Абсолютная – это сила всех мышечных групп, участвующих в данном движении. Относительная сила – величина абсолютной силы, приходящаяся на 1 кг массы тела человека.

Сила измеряется с помощью динамометра.

Показатели силы отдельных групп мышц у мужчин и женщин ( по Е.Ф.Полежаеву, В.Г.Макушину ) представлены в таблице 1.

 

Таблица 1.

Показатель Сила мышечных групп, кг
мужчины женщины
Ручная сила (сжатие кисти): - правая рука - левая рука 38,7 36,2   22,2 20,4
Сила бицепса: - правая рука - левая рука   27,9 26,8 13,6 13,0
Становая сила мышц, выпрямляющих согнутое тело 123,1 71,0

У квалифицированных спортсменов показатели выше. Так, средние показатели силы кисти у мужчин – на уровне 60-70 кг, а у женщин -50-55 кг.

Сила формируется посредством упражнений с отягощениями: собственного тела ( выпрямление рук в упоре, подтягивание на перекладине и др. ) или с применением снарядов ( штанга, гири, гантели, резиновые амортизаторы и др.)

На учебно-тренировочных занятиях используются следующие методы воспитания силы:

Методы максимальных усилий. Упражнения выполняются с применением предельных или околопредельных отягощений (90% рекордного для данного спортсмена). При одном подходе делается от 1 до 3 повторений и 5-6 подходов за одно занятие, отдых между которыми составляет 4-8 мин (до восстановления). Этот метод применяется для воспитания <<взрывной силы>>, которая необходима тяжелоатлетам, толкателям ядра и т.д.

Метод повторных усилий ( или метод <<до отказа>>) предусматривает упражнения с отягощением, составляющим 30-70% рекордного, которые выполняются сериями по 4-12 повторений в одном подходе. За одно занятие делается 3-6 подходов, Отдых между сериями 2-4 мин. (до неполного восстановления). Этот метод, в основном, используется с целью наращивания мышечной массы.

Метод динамических усилий связан с применением малых и средних отягощений ( до 30% рекордного ). Упражнения выполняются сериями по 15-25 повторений за один подход в максимально быстром темпе. За одно занятие делается 3-6 подходов, отдых между ними -2-4 мин. С помощью этого метода преимущественно развиваются скоростно-силовые качества, необходимые в легкоатлетических метаниях, в беге на короткие дистанции.

Как вспомогательный применяется изометрический (статический) метод, при котором напряжение мышц происходит без изменения их длины. Использование изометрического метода позволяет максимально напрягать различные мышечные группы продолжительностью 4-6 с. За одно занятие упражнение повторяется 305 раз с отдыхом после каждого напряжения продолжительностью 30-60 с. С помощью таких упражнений можно воздействовать на любые мышечные группы, однако они менее эффективны, чем динамический метод.