Аварии и их характеристики

Чрезвычайные ситуации техногенного характера

Чрезвычайные ситуации, которые могут возникнуть в мирное время — это промышленные аварии с выбросом опасных (отравля­ющих) химических веществ (ОХВ); пожары и взрывы, аварии на транспорте: железнодорожном, автомобильном, морском и речном. а также в метрополитене.

В зависимости от масштаба, чрезвычайные происшествия (ЧП) .телятся на аварии, при которых наблюдаются разрушения техничес­ких систем, сооружений, транспортных средств, но нет человеческих жертв, и катастрофы, при которых наблюдается не только разру­шение материальных ценностей, но и гибель людей.

Независимо от происхождения катастроф, для характеристики их последствий применяются критерии:

• число погибших во время катастрофы;

• число раненых (погибших от ран. ставших инвалидами);

• индивидуальное и общественное потрясение;

• отдаленные физические и психические последствия:

• экономические последствия;

• материальный ущерб.

К сожалению, количество аварий во всех сферах производствен­ной деятельности неуклонно растет. Это происходит в связи с ши­роким использованием новых технологий и материалов, нетрадици­онных источников энергии, массовым применением опасных ве­ществ в промышленности и сельском хозяйстве.

Современные сложные производства проектируются с высокой степенью надежности, порядка 10 . Иначе говоря, если этот объект единственный, то авария на нем может произойти один раз в 10 тыс. лет. Но если таких объектов будет 10 тыс. единиц, то ежегодно один из них статистически может быть аварийным. Следовательно, абсо­лютной безаварийности не существует. При этом чем выше безопас­ность объекта, тем последствий аварии больше.

Все чаще аварии принимают катастрофический характер с унич­тожением объектов и тяжелыми экологическими последствиями (Бхопал — Индия, Чернобыль — Украина). Анализ данных ситуа­ций показывает, что независимо от производства, в подавляющем большинстве случаев они имеют одинаковые стадии развития.

На первой из них аварии обычно предшествует возникновение или накопление дефектов в оборудовании, или отклонений от нор­мального ведения процесса, которые сами по себе не представляют угрозы, но создают для этого предпосылки. Поэтому еще возможно предотвращение аварии.

На второй стадии происходит какое-либо инициирующее собы­тие, обычно неожиданное. Как правило, в этот период у операторов обычно не бывает ни времени, ни средств для эффективных дейст­вий.

Собственно авария происходит на третьей стадии, как следст­вие двух предыдущих. Основные причины аварий:

• просчеты при проектировании и недостаточный уровень без­опасности современных зданий;

• некачественное строительство или отступление от проекта;

• непродуманное размещение производства;

• нарушение требований технологического процесса из-за недо­статочной подготовки или недисциплинированности и халатности персонала.

В зависимости от вида производства, аварии и катастрофы на промышленных объектах и транспорте могут сопровождаться взры­вами, выходом ОХВ, выбросом радиоактивных веществ, возникно­вением пожаров и т.п.