Аварии и их характеристики
Чрезвычайные ситуации техногенного характера
Чрезвычайные ситуации, которые могут возникнуть в мирное время — это промышленные аварии с выбросом опасных (отравляющих) химических веществ (ОХВ); пожары и взрывы, аварии на транспорте: железнодорожном, автомобильном, морском и речном. а также в метрополитене.
В зависимости от масштаба, чрезвычайные происшествия (ЧП) .телятся на аварии, при которых наблюдаются разрушения технических систем, сооружений, транспортных средств, но нет человеческих жертв, и катастрофы, при которых наблюдается не только разрушение материальных ценностей, но и гибель людей.
Независимо от происхождения катастроф, для характеристики их последствий применяются критерии:
• число погибших во время катастрофы;
• число раненых (погибших от ран. ставших инвалидами);
• индивидуальное и общественное потрясение;
• отдаленные физические и психические последствия:
• экономические последствия;
• материальный ущерб.
К сожалению, количество аварий во всех сферах производственной деятельности неуклонно растет. Это происходит в связи с широким использованием новых технологий и материалов, нетрадиционных источников энергии, массовым применением опасных веществ в промышленности и сельском хозяйстве.
Современные сложные производства проектируются с высокой степенью надежности, порядка 10 . Иначе говоря, если этот объект единственный, то авария на нем может произойти один раз в 10 тыс. лет. Но если таких объектов будет 10 тыс. единиц, то ежегодно один из них статистически может быть аварийным. Следовательно, абсолютной безаварийности не существует. При этом чем выше безопасность объекта, тем последствий аварии больше.
Все чаще аварии принимают катастрофический характер с уничтожением объектов и тяжелыми экологическими последствиями (Бхопал — Индия, Чернобыль — Украина). Анализ данных ситуаций показывает, что независимо от производства, в подавляющем большинстве случаев они имеют одинаковые стадии развития.
На первой из них аварии обычно предшествует возникновение или накопление дефектов в оборудовании, или отклонений от нормального ведения процесса, которые сами по себе не представляют угрозы, но создают для этого предпосылки. Поэтому еще возможно предотвращение аварии.
На второй стадии происходит какое-либо инициирующее событие, обычно неожиданное. Как правило, в этот период у операторов обычно не бывает ни времени, ни средств для эффективных действий.
Собственно авария происходит на третьей стадии, как следствие двух предыдущих. Основные причины аварий:
• просчеты при проектировании и недостаточный уровень безопасности современных зданий;
• некачественное строительство или отступление от проекта;
• непродуманное размещение производства;
• нарушение требований технологического процесса из-за недостаточной подготовки или недисциплинированности и халатности персонала.
В зависимости от вида производства, аварии и катастрофы на промышленных объектах и транспорте могут сопровождаться взрывами, выходом ОХВ, выбросом радиоактивных веществ, возникновением пожаров и т.п.