Режим работы подшипника
Характер нагрузки
Выбор посадок колец подшипников
При выборе посадок должно выполняться следующее правило - относительно вращающейся детали кольцо должно сидеть неподвижно, т.е. с натягом. Если натяг выбранной посадки не обеспечит взаимной непроворачиваемости, то возникает очень быстрый износ поверхности детали, соединенной с кольцом подшипника, а также износ и самого кольца.
Относительно неподвижной детали кольцо может сидеть свободно. Зазор между корпусом и кольцом не страшен, так как проворот исключен вследствие значительного преобладания момента трения скольжения между корпусом и наружным кольцом над моментом трения качения между кольцом и шариками. Правда под действием толчков и вибраций, как установлено практикой происходит незначительный проворот кольца (на один - два оборота за рабочий день). Но это только способствует равномерному износу дорожки качения кольца - меняется положение наименее нагруженных ее участков.
Кроме этого свободная посадка облегчает сборку и разборку узла, способствует самоустановке кольца, позволяет регулировать радиальный зазор, может служить компенсатором тепловой деформации в осевом и в радиальном направлении.
Точный выбор посадки осуществляется с помощью стандарта СТ СЭВ 773 - 77 «Подшипники качения. Поля допусков посадочных мест валов и отверстий корпусов.».
При выборе полей допусков деталей учитывают следующие требования:
1 Характер нагрузки, воспринимаемый кольцом:
а) циркуляционная;
б) местная;
в) колебательная.
2 Режим работы подшипника:
а) тяжелый;
б) средний;
в) легкий.
3 Характеристика толщины стенки детали, соединенной с кольцом:
а) тонкостенная;
б) толстостенная.
4 Класс точности подшипника.
5 Требования к точности положения оси подшипника относительно оси посадочной поверхности сопряженной детали, требования к возможности перемещения в процессе регулирования зазора в подшипниках, требования к повышенной жесткости.
а) Циркуляционная - это такая, которая воспринимается последовательно всеми участками беговой дорожки кольца подшипника.
б) Местная - та, которая воспринимается одним ограниченным участком беговой дорожки.
в) Колебательная - возникает на наружном (неподвижном) кольце, если кроме действия силы F действует постоянная по абсолютной величине, но переменная по направлению сила P (наприме, от дисбаланса - центробежная сила). Результирующая сила совершает колебательное движение относительно направления силы F.
Он определяется нагрузкой на подшипник и типом подшипника. Чем тяжелее режим работы тем плотнее и точнее должна быть посадка.
Характеристика толщины стенки.
Оценка толщины стенки детали производится по следующей методике: если Dк/D = 1,25 - деталь толстостенная
d/dв = 1,25 - деталь толстостенная.
При тонких стенках поля допусков берутся точнее.