Введение
И. Д. Фомичева
Социология СМИ
Рекомендовано УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика»
Москва
УДК 316.77(075.8) ББК 60.524.224.5я73-1 Ф76
Рецензенты:
кандидат филологических наук, директор Независимого института коммуникативистики, профессор Высшей школы экономики
И. М. Дзялошинский;
кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник
Института социологии РАН
А. В. Жаворонков
Ф76
Фомичева И. Д. Социология СМИ: Учеб. пособие для студентов вузов / И. Д. Фомичева. — М.: Аспект Пресс, 2007. — 335 с.
ISBN 978-5-7567-0448-8
В книге рассматриваются специфика СМИ как вида социальных коммуникаций, их роль в обществе, в том числе в обмене капиталами разных видов, а также история, методы, направления и результаты эмпирических исследований в этой сфере.
Предназначено для высших учебных заведений, готовящих журналистов и специалистов смежных профессий. Может быть полезен студентам, аспирантам, преподавателям и практикам массмедиа.
УДК 316.77(075.8) ББК 60.524.224.5я73-1
ISBN 978-5-7567-0448-8
© ЗАО Издательство «Аспект Пресс», 2007
Все учебники издательства «Аспект Пресс» на сайте www.aspectpress.ru
Электронное оглавление
Электронное оглавление. 3
Введение. 7
ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ ЖУРНАЛИСТИКИ.. 8
1.1. Объект социологии СМИ.. 8
1.1.1. Мир социальных коммуникаций. 8
1.1.2. Основания для классификации социальных коммуникаций. 11
Рис. 1. Общая схема коммуникации. 11
Рис. 2. Коммуникация с обратной связью.. 12
1.1.3. Масса, массовая коммуникация, массовая информация, массовизация. 13
Основные характеристики массы как социальной общности. 13
1.1.4. СМИ как особый вид массовых коммуникаций. 16
Рис. 3. Разные виды коммуникаций в Интернете. 19
1.2. Предмет, структура и проблематика социологии СМИ.. 20
1.2.1. Предмет и структура социологии СМИ.. 20
1.2.2. Проблематика социологических исследований СМИ.. 21
Динамика и изменение характера информационного потребления. 22
Вопросы.. 24
Примечания. 24
2. СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ СМИ.. 26
2.1. О подходах к моделированию функций СМИ.. 26
2.2. Коммуникативная функция. 27
2.2.1. Содержание коммуникативной функции и доступ к коммуникациям. 28
2.2.2. СМИ в системе социальных связей. 28
2.2.3. Коммуникация и трансмиссия. 30
2.2.4. Коммуникативные конфигурации в СМИ.. 32
Вопросы к разделам 2.1 и 2.2. 33
2.3. Информационная функция. 33
2.3.1. Содержание информационной функции и социально необходимые качества информации. 33
2.3.2. Дисфункции информационной деятельности. 35
2.3.3. Медиатизация и функция формирования повестки дня. 36
Вопросы к разделу 2.3. 37
2.4. Ценностно-регулирующая функция. 37
2.4.1. Содержание ценностно-регулирующей функции. 38
2.4.2. Ценностно-регулирующая функция и социализация. 39
Вопросы к разделу 2.4. 40
2.5. Социально-организационная и социально-креативная функции. 40
2.5.1. Содержание функции. 41
Механизмы участия СМИ в поддержании социальных общностей. 42
2.5.2. СМИ и общенациональная идентичность. 42
2.5.3. Процесс индивидуализации и социальное строительство. 45
2.5.4. СМИ как фактор формирования общественного мнения и его субъекта. 46
СМИ по отношению к субъекту общественного мнения осуществляется через функцию форума (см. 2.6). 47
2.5.5. СМИ и новые социальные общности. 48
Вопросы к разделу 2.5. 50
2.6. Функция форума, или канала социального участия. 50
2.6.1. Содержание функции. Понятие социального участия. 50
2.6.2. Форум, участие и обратная связь. 52
Рассмотрим соотношение понятий «участие» и «обратная связь». 53
2.6.3. Информационный вид социального участия. 54
2.6.4. Функция форума — общая для всех типов СМИ.. 54
Преимущества изучения общественного мнения через письма. 55
2.6.5. Социальное представительство в участии. 56
Демократизм и профессионализм в управлении обществом. 56
Таблица 1. Знак информации, поступившей в редакцию и попавшей на страницы газеты (в % от количества пришедших и опубликованных писем)178 57
2.6.6. Факторы участия. Институциональные, гражданские и индивидуальные права. 58
Таблица 2. Виды материалов (в % от числа проанализированных материалов «Комсомольской правды»; 868 — в 1998 г. и 974 — в 1999 г. выборка репрезентативная) 60
2.6.7. Социальные и информационные технологии. 60
Типичные недостатки в организации дискуссий в СМИ: 61
Вопросы к разделу 2.6. 64
2.7. Функция психического регулирования. 64
2.7.1. Содержание функции. 64
2.7.2. Факторы эмоционального влияния. 65
Вопросы к разделу 2.7. 67
Примечания. 67
3. СМИ В ПРОЦЕССЕ ОБМЕНА КАПИТАЛАМИ.. 72
3.1. Социальные пространства, поля, капиталы.. 72
3.2. Ресурсы медийного поля. 74
3.2.1. Конвертация капиталов в поле СМИ.. 74
3.2.2. Капитал известности в поле СМИ.. 75
3.2.3. СМИ — власть — бизнес — общество. 77
Таблица 3. Ответ на вопрос: «Существуют ли в известных вам СМИ Вашего региона практика публикации "заказных" статей, другие формы скрытой рекламы — политической и коммерческой?» 78
Таблица 4. Ответы на вопрос: «В какой мере заслуживают доверия сегодняшние печать, радио, телевидение?». 79
Таблица 5. Интенсивность внимания «Таганрогской правды» к представителям групп населения, выступающим в качестве «героев» материалов и субъектов выраженного общественного мнения 80
3.3. Социальный капитал и СМИ.. 80
Социальный капитал — это достояние многих, не принадлежит никому отдельно. 81
Вопросы к главе 3. 84
Примечание. 84
4. ИЗ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ СМИ: ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XX ВЕКА 86
4.1. Условия и факторы развития социологии печати, радио и телевидения. 86
4.2. Основные этапы послевоенного развития отечественной социологии СМИ.. 90
1. «Времена Хрущева и раннего Брежнева»: середина 1960-х — начало 1970-х годов. 90
2. 1970-е годы — «закручивание гаек». 91
3. Первая половина 1980-х годов. 92
4. Конец 1980-х — начало 1990-х годов. 93
5. Начало 1990-х годов — по настоящее время. 94
4.3. Поиск методологических и методических оснований. 96
Социология СМИ тесно связана с социологией общественного мнения. 100
Вопросы к главе 4. 101
Примечания. 101
5. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СМИ: ПРОЦЕДУРА И МЕТОДЫ... 105
5.1. Измерение в социологии. Социальный факт. 105
5.2. Виды эмпирических исследований. 105
5.2.1. Критерии выделения видов исследований. 105
5.3. Социальные показатели. Шкалы.. 107
Процесс соотнесения свойств объекта со шкалой и есть измерение. 108
5.4. Процедура исследования и факторы надежности собранной информации. 109
5.5. Выборка и репрезентативность данных. 111
Во многих случаях репрезентативность необязательна. 114
5.6. Методы сбора данных. 114
5.6.1. Опросы.. 114
Качественные опросы.. 116
Глубокое интервью (depth-in interview) 117
Электронная фокус-группа. 117
Экспертный опрос. 1175.6.2. Изучение документов. 117
Единицей анализа. 118
Единица счета —... 118
Обоснованность признаков. 119
Устойчивость измерения. 119
Правильность измерения. 119
Репрезентативность выборки и данных исследования. 119
5.6.3. Наблюдение. 120
5.6.4. Экспериментальный метод и тестирование. 121
5.7. Организация эмпирических исследований. 122
5.7.1. Стандартные исследования — медиаметрия. 122
5.7.2. Эксклюзивные заказные исследования. 123
5.7.3. Собственные редакционные исследования. 124
5.8. Статистическая обработка и интерпретация собранных данных. 125
5.8.1. Представление результатов исследования. 127
Таблица 6 (фрагмент). Наиболее употребляемые конструкты (в порядке убывания частот)15 127
Таблица 7 (фрагмент). Ответы на вопрос: «Кто или что, на Ваш взгляд, ограничивает профессиональную самостоятельность журналиста?» (в % от числа опрошенных журналистов)16 127
Таблица 8 (фрагмент). Доля центральных изданий в общем объеме прочитанных жителями крупных городов номеров за неделю (в % по столбцу)17 127
Рис. 1. Доли аудитории телеканалов. 128
Рис. 2. Средний рейтинг телеканалов. 128
Вопросы к главе 5. 129
Примечания. 129
6. НАПРАВЛЕНИЯ ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.. 131
6.1. Коммуникаторы/журналисты.. 131
6.1.1. Проблематика исследований. 131
Таблица 9. Мнения работников районных руководящих органов и журналистов о должном и реальном в практике руководства СМИ.. 132
Таблица 10. Ответы на вопрос: «Насколько, по Вашему мнению, важны задачи, которые решают или стараются решать сегодня средства массовой информации?». 134
Таблица 11. Наиболее употребляемые конструкты (в порядке убывания частот)9 135
Таблица 12. Ответы на вопрос: -«Насколько значимы для Вас при выборе места работы перечисленные ниже факторы?». 136
Таблица 13. Ответы на вопрос: «Насколько значимы для Вас при выборе места работы перечисленные ниже факторы?». 137
6.1.2. Журналисты и их контрагенты.. 138
Таблица 14. Ответы на вопрос: «Согласны ли Вы с приведенными ниже утверждениями, если речь идет об аудитории Вашего органа информации?». 139
Таблица 15. Ответы на вопрос: «Согласны ли Вы с приведенными ниже утверждениями, если речь идет об аудитории Вашего органа информации?». 139
Слабость связей с аудиторией. 140
Таблица 16. Мнения работников руководящих органов районов и журналистов о задачах районных газет 140
Продолжение табл. 16. 141
Окончание табл. 16. 142
Таблица 17. Ответы на вопрос: «Какие факторы, обстоятельства Вам на практике приходится в том или ином случае принимать в расчет, работая над материалом?. 143
Таблица 18. 143
Таблица 19. Ответы на вопрос: «Получает ли Ваше издание (компания) поддержку28 от перечисленных ниже организаций?. 143
6.1.3. Непрофессиональные коммуникаторы.. 144
Таблица 20. Включенность различных групп городского населения в процессы производства и передачи информации. 145
Продолжение табл. 20. 145
Таблица 21. «Авторская активность» социальных групп. 146
Таблица 22. Доля авторов из разных социальных групп в числе публикаций внештатных авторов 146
Таблица 23. Распространенность личных контактов со СМИ среди горожан. 147
6.1.4. Методы исследований журналистов/коммуникаторов. 147
6.2. Контент. 148
6.2.1. Проблематика эмпирических исследований контента. 148
Таблица 24. Знак информации, переданной населением города в органы управления. 149
Таблица 25. 149
Таблица 26. Некоторые особенности контента материалов прессы России и Швеции. 151
Таблица 27. Распределение материалов в зависимости от формы.. 151
Таблица 28. Доля материалов, в которых выражаются мнения представителей разных групп 152
Таблица 29. Жанровая структура телевещания в Москве. 152
6.2.2. Анализ различных знаковых систем и коммуникативных ситуаций. 153
6.2.3. Контент-анализ отдельных акций в СМИ.. 154
Таблица 30. Соотнесенность суждений в публикациях 16 газет по обсуждению законопроектов 155
Таблица 31. Характеристика задаваемых в дискуссии вопросов. 156
Таблица 32. Жизненные ценности (стремления, мечты, надежды), актуальные ценности общения, прозвучавшие на телемосте. 156
6.3. Канал/средство массовой информации. 156
6.3.1. Канал как способ доставки контента. 156
Таблица 33. Соотношение долей читателей и подписчиков центральных газет. 157
Таблица 34. Ответы на вопрос: «Как и где Вы обычно приобретаете, читаете газеты?». 158
Таблица 35. Связь способа приобретения и регулярности чтения местных газет. 158
6.3.2. Каналы, относящиеся к разным средствам передачи информации. 159
Таблица 36. Характеристики использования средств массовой информации. 159
Таблица 37. Ответы на вопросы: «Где полнее и обстоятельнее освещаются события — на страницах газет, в передачах радио или телевидения?» и «Где события освещаются наиболее объективно и достоверно?». 160
Таблица 38. Ответы на вопрос: «Кто успешнее всего добивается принятия мер, ощутимых результатов после своих выступлений?». 160
Таблица 39. Частота обращения к различным средствам.. 161
6.4. Аудитория СМИ.. 162
6.4.1. Факторы развития эмпирических исследований аудитории и подходы к ним. 162
6.4.2. Понятия и показатели. 163
6.4.3. Тенденции в поведении аудитории СМИ.. 164
Таблица 40. Места прослушивания радиостанции. 165
Таблица 41. Доля центральной и местной прессы в общем объеме номеров, прочитанных за неделю жителями крупных городов. 168
Таблица 42. Величина телеаудитории Республики Башкортостан. 169
6.4.4. Отношение аудитории к СМИ.. 169
Таблица 43. Ответы на вопросы: «Почему Вы читаете (данную) газету (слушаете радио, смотрите телепередачи)? Что Вы цените в них больше всего?. 169
Продолжение табл. 43. 170
Окончание табл. 43. 171
Таблица 44. Ответы на вопрос: «Какие приложения Вы, скорее всего, бы стали читать». 172
Таблица 45. Ответы на вопрос: «Какие материалы в газетах Вас в большей степени интересуют?» 172
Продолжение табл. 45. 173
Таблица 46. Жанровые предпочтения телезрителей. 173
Таблица 47. Ответы на вопрос: «Какие виды телепрограмм Вам больше всего нравится смотреть?» 174
Таблица 48.Показатели телеаудитории за неделю106 174
6.4.4. Сегментирование аудитории. 175
Таблица 49. Некоторые характеристики населения, аудиторий «Комсомольской правды» и «Советской России». 176
6.5. Эффекты.. 177
6.5.1. Понятия и показатели. Виды эффектов. 177
Рис. 2. Основные стадии информационной деятельности СМИ120 179
Рис. 3. Основные стадии деятельности СМИ с участием аудитории. 180
6.5.2. Опыт исследований эффектов в XX веке. 180
Таблица 50. Ответы на вопрос: «Что бы Вы могли сказать о работе телевидения, газет, радио накануне президентских выборов?». 180
Таблица 51. Ответы на вопрос «Изменилось ли Ваше представление об американцах после телемостов?» 182
Вопросы к главе 6. 183
Примечания. 183
Оглавление. 187
«То, что мы знаем о нашем обществе и даже о мире, в котором живем, мы знаем благодаря массмедиа... С другой стороны, мы так много знаем о массмедиа, что не можем доверять им».
Н. Луман. Реальность массмедиа
4-
«Истина в последней инстанции провозглашается только провидцами и пророками — теми, кто исходит из сверхъестественного дара и способности к откровению. Наука имеет мало общего с пророческим жанром и занимается в основном предпоследними истинами, которые рано или поздно можно опровергнуть».
Г. Батыгин.
Лекции по методологии
социологических исследований
Введение
Вынесенные в эпиграф слова справедливы и для той научной дисциплины, которой посвящено данное учебное пособие. Очередные попытки выстроить свое видение объекта и предмета научного поля, найти новый ключ к анализу общественных явлений и здесь неизбежны.
В последние годы появился ряд учебных пособий, имеющих внешне общий предмет, но тем не менее решающих не во всем совпадающие задачи: одни предназначены для тех, кто занимается рекламой и связями с общественностью, другие — информационной политикой, третьи — смежными с ними областями. Увидели свет учебные пособия и монографии, включающие в свой объект все виды социальных коммуникаций. К последнему побуждают явно возрастающие потребности общественной практики и вместе с тем состояние самой социологии данной отрасли. Например, в обобщающем издании «Социология в России» выпуска 1999 г. нет статей по социологии ни массовых коммуникаций, ни СМИ.
Впрочем, и сама общая социология находится примерно в том же состоянии. Один из ее ярких представителей Н. Луман пишет: «Со времени классиков прошло уже 70-80 лет, а социология так и не продвинулась ощутимым образом в сфере теории общества»*. Свидетельство тому — разнообразие в определении предмета социологии.
Те же вопросы возникают при переходе от общей к отраслевым социологиям, развивающимся на стыке теоретических дисциплин и социологических исследований в соответствующей области (например, теория и социология культуры, теория и социология политики). В той же мере это наблюдается на стыке теории и социологии журналистики (социологии СМИ). Теории журналистики (соответственно — сложносоставному учебному курсу «Основы журналистики») и, в свою оче-
* Луман Н. Теория общества // Теория общества. М., 1999. С. 199.
редь, социологии журналистики не впервые приходится самоопределяться в системе научных, а также учебных дисциплин. Сегодня на это неизбежно наталкивают по крайней мере следующие обстоятельства:
■ возникновение новых каналов коммуникации, в том числе с достаточно сложной для анализа структурой, например Интернета, который представляет собой универсальную по разнообразию видов коммуникаций медийную среду;
■ появление (в России зачастую запоздалое) и расширение областей практической деятельности, имеющих дело с разными видами коммуникаций и ждущих от теоретиков «подсказок» для оптимизации использования коммуникативных средств (реклама, менеджмент, маркетология, политтехнологии, связи с общественностью);
■ развитие отдельных сфер прикладных исследований (например, медиаметрии), которые частично пересекаются с социологическими исследованиями.
Изданные в последние годы учебные пособия, которые иногда названы одинаково, обслуживают потребности не совпадающих учебных курсов для подготовки специалистов различного профиля. Данное учебное пособие рассчитано на основные специализации, включенные в подготовку журналистов периодической печати, телевидения, радио, Интернета. В перспективе должны появиться и более узкие по объекту и предмету направления в общих социолого-журналистских рамках, а именно: социология печати, социология Интернета, социология телевидения и т.д. Что же касается специализаций «реклама», «связи с общественностью», то они в данном случае затрагиваются в той мере, в какой пересекаются с деятельностью СМИ.
Задачами курса «Социология СМИ» и обслуживающего его учебного пособия являются:
■ ознакомление читателей с социологическими подходами к природе, функциям СМИ в современном обществе;
■ анализ направлений и результатов эмпирических социологических исследований в этой сфере;
■ формирование представления о процедуре эмпирического исследования и обеспечении надежности информации.
Пособие охватывает все разделы программы курса «Социология журналистики». Здесь расширены подходы, освещенные ранее в учебном пособии «Журналистика и социология» (М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995. Под ред. И. Д. Фомичевой.). Однако темы, посвященные исполь-
зованию социологических понятий, подходов и методов в творческой работе журналистов, здесь не представлены. Они достаточно хорошо освещены в изданиях, предпринимаемых коллегами из Санкт-Петербургского университета, особенно в «Социологии журналистики» (М.: Аспект Пресс, 2004. Под ред. С. Г. Корконосенко). К тому же эти вопросы не входят в предмет социологии СМИ. Так же, как, например, использование экономических понятий в материалах журналистов не есть предмет экономики СМИ.