Арабский период.
Лекция 5. Биология в средние века
- Арабский период.
- Развитие науки в Западной Европе.
- Представления о природе
- Медицина средневековой Европы.
Период с V по XV в., принято называть «средними веками», или «средневековьем». Это было время возникновения и развития феодализма со свойственной ему политической и идеологической надстройкой. Религия являлась господствующей идеологией феодального общества в средние века как на Западе, так и на Востоке. Становления феодализма в Западной Европе сопровождалось разобщением и изоляцией отдельных районов сначала внутри Римской империи, а впоследствии и отдельных государств, утратой многих достижений науки и техники и установлением безраздельного господства церковной идеологии (католичества). В отличие от забвения Европы, на территории Малой и Средней Азии, на Севере Африки и юга Испании расцветает арабская цивилизация. Арабская культура с ее фанатичной жаждой завоеваний проявила высокий уровень терпимости к чужеземным традициям и знаниям. Драгоценные греческие и римские рукописи, которые сжигались и уничтожались, в руках первых христиан, были заботливо сохранены, переведены, снабжены комментариями и приняты в качестве основных законов и правил в арабской науке и философии. Развитие философской мысли Запада и Востока до XVI в. шло своими путями: в арабском мире философия находилась под меньшим воздействием религии, чем в Европе. Ряд арабских философов создавали свои труды в русле научно-философской традиции, рожденными учениями древних греков. В европейской философии господствующей формой идеологии была религиозная идеология, которая из философии стремилась сделать служанку богословия.
Мусульманские завоевания в 7 и 8 веках поставили под власть халифатов обширные земли юга Европы, Северной Африки и значительной части Азии, возникает арабская цивилизация, которая была многонациональной (персы, сирийцы, испанцы и евреи), единственное, что их объединяло - арабский язык. Халифы с первых же шагов новой религии сделали обретение светских знаний, развитие науки, техники, искусства одним из требований Ислама. Период расцвета исламской культуры характеризуется бурным подъемом во всех областях науки. В то время, когда Европа переживала упадок, в мусульманских странах расцвели философия, математика, астрономия, историография, лингвистика, химия, фармакология, медицина. Арабский мир познакомил Западную Европу со многими новыми сельскохозяйственными продуктами. Арабы начали систематически ввозить сахар в Западную Европу. В VIII веке они стали возделывать рис в Южной Испании, гранатовое дерево, финиковую пальму, ввели шелководство, начали выращивать хлопок. Поливное земледелие нашло применение в Европе также благодаря арабам, которые обучили европейцев технике подъема воды, орошения и осушения почвы. Арабы распространили в Европе систему оросительных каналов с общественным контролем за распределением воды. При халифах Харун ар-Рашиде и Аль-Мамуне научная деятельность переживала период подъема: строились астрономические обсерватории, здания для научной и переводческой работы, библиотеки. Получило развитие школьное дело. Однако наивысшего развития среди биологических наук получила медицина. Предшественниками арабской медицины являются несториане - христианская секта основанная патриархом Константинополя Несторием. Под преследованием католической церкви они были вынуждены бежать в город Гандешапур (Персия), где они создали самый крупный медицинский центр. Они перевели множество греческих и латинских текстов на арабский язык и вели медицинские исследования. Самым выдающимся среди них был Хунайн ибн-Исхак ал-Ибади (809-877), его трактат Альтерация глаза - самый ранний из известных арабских текстов по офтальмологии. Другой арабский врач ар-Рази написал около 200 сочинений по медицине, включая энциклопедию «Всеобъемлющая книга по медицине», которая к сожалению была лишена систематизации. По каждой болезни он приводит в своей книги точку зрения греческих, сирийских, индийских, персидских и арабских авторов, а затем присовокупляет к ним замечания и наблюдения из собственной практики и выносит заключительное суждение. К одному из его ценных трудов можно отнести сочинение «Об оспе и кори», содержащее описание различий между этими болезнями. Создание медицинских энциклопедий было продолжено Ибн Аббасом, который написал «Царская книгу», но в отличие от ар-Рази, его труд был намного лучше составлен и систематизирован. Однако обе эти книги затмил знаменитый «Канон» Авиценны. Этот труд, суммировавший достижения греко-арабской медицины, был главным источником медицинских знаний для Азии и Европы в течение последующих шести веков. Субстратом любых жизненных и психических явлений Авцена считал пневму — летучую субстанцию, зарождающуюся из четырех парообразных соков организма. Пневма, может быть носителем различных, в том числе и душевных сил, но они не присущи ей изначально. Развивая эту точку зрения он допускал смертность души. «Канон медицины», «Книга исцелений» наряду с изложением и комментированием античных авторов, содержали оригинальные данные и мысли в области медицины и биологии. Труды Авиценны знаменуют высшую точку развития арабской медицины. В 10 веке центр арабской цивилизации переместился в Испанию (Кордовской халифат). В это время работал знаменитый арабский хирург — Альбукасис, который придавал хирургии важное значение в лечении пациента Его сочинения являются одними из самых древних иллюстрированных книг по хирургии. Альбукасис был также первым ученым, который описал гемофилию.