Организация деловых переговоров
Переговоры — это менеджмент в действии. Переговоры состоят из вопросов и ответов, возражений и доказательств, аргументации и требований и т.д. Переговоры могут пройти легко, результативно, с положительным результатом, с большим трудом, безрезультатно. Поэтому для каждых переговоров разрабатывается и применяется специальная тактика и техника их проведения.
Обобщенная модель переговоров | |
I этап | Подготовка переговоров |
II этап | Проведение переговоров |
Ш этап | Завершение переговоров (решение проблемы) |
IV этап | Анализ итогов деловых переговоров |
I этап. Подготовка переговоров
До начала переговоров должны быть изучены следующие вопросы:
• цель переговоров;
• партнер;
• предмет;
• специфика и условия;
• присутствующие;
• моменты организации.
Для себя следует:
• глубоко проработать предмет переговоров (всесторонне);
• составить сценарий, несколько проектов;
• определить моменты своей неуступчивости, верхний и нижний уровень компромисса.
II этап. Проведение переговоров
Методы проведения переговоров:
· вариационный;
· интеграции;
· уравновешивания;
· компенсационный
Вариационный метод. Данный метод рассчитан на слабых партнеров. Суть метода:
• партнерам предлагаются для обсуждения предварительно разработанные варианты соглашения;
• формируются представления о возможных доводах другой стороны, подбираются аргументы, необходимые для их опровержения;
• составляется список тех требований и предложений, от которых можно отказаться ради продолжения переговоров;
• определяются моменты, которыми нельзя поступиться ни в
коем случае.
Интеграционный метод. Во главу угла этот метод ставит общие интересы сторон, что должно подтолкнуть их к объединению. Он рассчитан на равных партнеров, исключает давление на участников и не гарантирует достижения соглашения в деталях. Три «кита» метода:
• основной упор делается на имеющиеся точки соприкосновения, общие интересы;
• выделяется возможность получить взаимную выгоду при разумном объединении усилий;
• учитываются общественное мнение, общественные потребности.
Метод уравновешивания. Метод применяется по отношении к сильному партнеру. Его суть состоит в следующем:
• отправной точкой применения метода уравновешивания позиций является тщательное изучение взглядов более сильного партнер
• если позиция сильного партнера приемлема, то разрабатывается рабочий вариант решения проблемы, который ему предлагаете
• устанавливается рубеж, дальше которого уступить нельзя, но
с учетом, что если можно еще уступить, то взамен можно потребовать и соответствующих компенсаций.
Компенсационный метод (метод поэтапного достижения соглашения). Суть метода состоит в том, что срыв переговоров имеет для партнеров неблагоприятные последствия, поэтому в случае несовпадения интересов партнеров следует добиваться выполнения соглашения поэтапно, полностью или частично пересматривая требования в зависимости от появления новых обстоятельств и открытия новых возможностей. Применение нацелено на достижение компромиссов, не обязательно симметричных. Эффективность переговоров во многом зависит от достаточности полномочий партнеров в принятии окончательных решений.
III этап. Завершение переговоров
Этот этап включает следующие моменты:
• краткое повторение достигнутых соглашений;
• обязательную характеристику положительных моментов;
• обсуждение перспектив новых встреч;
• при негативных результатах внимание акцентируется не на
предметах переговоров, а на личностных аспектах, чтобы сохранить деловые контакты на будущее;
• протокольные мероприятия: обслуживание переговоров, технические средства, обеспечение сувенирами, культурные программы (для этого должна быть организована протокольная группа).
IV этап. Анализ итогов деловых переговоров
Переговоры можно считать завершенными, если:
• тщательно проанализированы их результаты;
• приняты необходимые меры для их реализации;
• сделаны определенные выводы для подготовки следующих
переговоров.
Существует три направления анализа итогов деловых переговоров.
1. Анализ — сразу же по завершении переговоров. По «свежим»
следам ход и результаты переговоров хорошо видны в деталях, по-
этому легче определить первоочередные мероприятия (исполнение и
сроки).
2. Анализ на высшем уровне руководства организации. По сути—
анализ отклонения результатов переговоров от ранее установленных директив. Выработка предложений о последующих шагах.
3. Индивидуальный анализ деловых переговоров. Это разбор действий каждого во время переговоров (положительные и отрицательные моменты).
Деловая беседа. Прием посетителей