Бизнес- планирование
Бизнес-план сочетает элементы стратегических, долгосрочных, среднесрочных планов, а также целевых комплексных программ.
Бизнес-план составляется в следующих случаях:
• при создания предприятия;
• в переломные моменты существования предприятия (расширение масштабов деятельности, эмиссия ценных бумаг, привлечение крупных займов и т.п.).
В соответствии с рекомендациями бизнес-план выполняет несколько функций.
Во-первых, он может быть использован для разработки концепции ведения бизнеса. Появляется возможность тщательно отработать стратегию и избежать ошибок еще «на бумаге».
Во-вторых, бизнес-план является инструментом, с помощью которого можно оценивать фактические результаты деятельности предприятия за определенный период. Например, финансовый раздел! бизнес-плана может быть использован в качестве основы для формирования бюджета производственной деятельности и тщательного контроля за тем, насколько точно предприятие придерживается его.
Третьим предназначением бизнес-плана является необходимость привлечения денежных средств. Большинство инвесторов н вложит деньги в бизнес, не ознакомившись с бизнес-планом.
Четвертая функция — привлечение к реализации планов предприятия потенциальных партнеров, которые смогут вложить собственный капитал и предоставить имеющиеся у них новейшие технологии.
Бизнес-план является документом, определяющим курс предприятия в определенный промежуток времени. Часто составляют бизнес план на один год. Главное внимание в нем уделяется предстоящим 1 месяцам, менее подробно рассматриваются направление деятельности в последующие годы. И лишь в редких случаях бизнес-планы охватывают период продолжительностью свыше пяти лет.
Бизнес-план составляется в нескольких вариантах. Основной и наиболее полный бизнес-план предназначен для внутреннего пользования. На базе основного разрабатываются варианты для различных пользователей:
• для банков, страховых компаний и инвесторов (гарантируется финансовая устойчивость предприятия);
• для сбытовых организаций (отражается качество, новизна, дешевизна продукции);
• для поставщиков (потребности в сырье, материалах, комплектующих изделиях, услугах);
• для профсоюзов (социальные моменты).
Составлению бизнес-плана предшествует следующая работа:
• анализ и оценка текущего состояния предприятия;
• анализ возможностей рынка;
• анализ влияния на предпринимательскую деятельность отрасли (подотрасли), которой принадлежит предприятие, факторов макросреды (экономических, политических, технических и др.);
• определение направлений и формулировка количественно обоснованных целей деятельности предприятия на планируемый год;
• разработка планов действий, предпринимаемых для достижения целей и определения необходимых ресурсов.
При составлении бизнес-плана используется стратегическая, бухгалтерская и другая информация, которая должна подтверждаться ссылкой на первоисточник.
Последовательность составления бизнес-плана показана на рис. 16.3.
рис. 16.3 Последовательность составления бизнес-плана
На этом рисунке цифрами обозначены следующие позиции:
1— принятие решения о создании нового предприятия или внедрении мероприятий по совершенствованию действующего предприятия;
2— анализ собственных возможностей и способности взяться
за реализацию задуманного проекта;
3— выбор изделия (или услуги), производство которого является целью проекта;
4— исследование возможного рынка сбыта;
5— составление прогноза объемов сбыта;
6— выбор места осуществления коммерческой или производственной деятельности;
7— разработка плана производства;
8— разработка плана маркетинга;
9—разработка организационного плана;
10 — разработка юридического обоснования будущей коммерческой
деятельности;
11— организация бухгалтерского учета;
12— решение вопросов страхования;
13— разработка финансового плана;
14— написание резюме к бизнес-плану
Таким образом, бизнес-план — это модель деятельности предприятия, которая использует все виды традиционного планирования применимо к категориям рыночной экономики: бизнесу, конкурентной борьбе, деятельности маркетинговых служб, коммерческому риску, стратегии финансирования, достижению безубыточности и необходимого уровня рентабельности, качественному обслуживанию потребителя.
Структура бизнес-плана. Бизнес-план разбивается на разделы. Не существует жестко регламентированных формы и структуры этого документа, стандартных и приемлемых для всех случаев. Рассмотрим детализированный вариант бизнес-плана. Его разделы приведены в табл. 16.1.
Таблица 16.1
Разделы бизнес-плана (вариант) |
1. Оглавление |
2. Резюме |
3. Продукция или услуги |
4. Рынки сбыта товаров (услуг) |
5. Конкуренция на рынках сбыта |
6. План маркетинга |
7. План производства |
8. Организационный план |
9. Юридический план |
10. Оценка риска и страхование |
11. Финансовый план |
12. Стратегия финансирования |
13. Приложения |
Краткая характеристика разделов.
1. Оглавление. Это номенклатура разделов и параграфов. В оглавление включается также введение, в котором указываются задача и цель составления бизнес-плана, определяется круг лиц, которому он адресован.
2. Резюме. В нем указывается все главное, что должно быть понято и оценено потенциальным инвестором, т.е. информация, дающая представление о предприятии и характеризующая его деятельность. Резюме готовится после того, как проведена работа над всеми остальными разделами бизнес-плана. Максимальное внимание в разделе должно быть уделено разъяснению того, что собственно руководители предприятия делают и собираются делать и за счет чего осуществляются и будут осуществляться эти действия. Кратко описывается суть предпринимательской деятельности, в чем ее привлекательность, чем продукция будет отличаться от уже существующей, как предприятие собирается проникнуть на рынок, удержать и расширить свою рыночную долю, каковы перспективы выхода в другие сегменты рынка, включая международные. В разделе определяются в приоритетном порядке все направления деятельности предприятия, целевые рынки по каждому направлению и его место на этих рынках. По каждому направлению устанавливаются цели, к которым стремится предприятие, и стратегии их достижения, включающие перечень необходимых мероприятий и сроки их выполнения. В данном разделе необходимо также сформулировать представление об имидже предприятия. Приводятся материалы, которые должны вызвать доверие к предприятию: отчеты, заключение экспертов, публикации в прессе, условия работы как внутренние, так и внешние, кадры, конкуренты, ресурсы и другие факторы, основные данные о предприятии, формы собственности, дата создания и регистрации, уставный фонд, структура капитала и т.п. В заключение сообщаются ФИО, адреса и телефоны генерального директора, главного бухгалтера, главных специалистов.
В целом резюме должно дать будущим кредиторам или инвесторам предприятия (в том числе и его акционерам) ответы на два вопроса: «Что они получат при успешной реализации бизнес-плана?» и «Каков риск потери ими денег?».
3. Продукция или услуги. В разделе описываются все товары и услуги предприятия, которые предлагаются на рынке покупателям. Указываются потребности рынка и требования потенциальных покупателей к характеристикам товаров, жизненный цикл товара, технология изготовления, цена и предполагаемая прибыль от одной единицы товара.
4. Рынки сбыта товаров (услуг). В разделе освещаются следующие вопросы:
• типы рынков, на которых действует предприятие;
• основные сегменты рынков по каждому виду товаров или услуг;
• факторы, влияющие на спрос на каждом из сегментов рынка;
• перспективы изменения потребностей покупателей и возможная реакция предприятия на эти изменения;
• реальное состояние и прогнозы развития емкости используемых сегментов рынка на ближайшее время и на более отдаленную перспективу;
• реакция рынка на новые товары.
В данном разделе необходимо определить емкость конкретного рынка для каждого товара. При этом следует оценить потенциальную емкость рынка.
5. Конкуренция на рынках сбыта. Раздел посвящен анализу рыночной конъюнктуры, характеристике конкурентов, их стратегии и тактике. В разделе необходимо ответить на следующие вопросы:
• насколько область деятельности предприятия подвержена изменениям;
• число предприятий, представляющих сходные товары и услуги;
• какую часть рынка контролируют конкуренты;
• как обстоят дела предприятий-конкурентов с доходами, внедрением новых технологий, рекламой и послепродажным обслуживанием;
• что является предметом наиболее жесткой конкуренции в данной сфере деятельности (цена, качество, послепродажное обслуживание и др.).
Для анализа сравнительных преимуществ используется метод сегментации рынков по основным конкурентам.
6. План маркетинга. В данный раздел включаются следующие пункты:
· цели и стратегии маркетинга;
· ценообразование;
· схема распространения товаров;
· методы стимулирования продаж;
· организация пред- и послепродажного обслуживания клиентов;
· реклама;
· формирование общественного мнения о предприятии и товарах.
Цель раздела — разъяснить, как воздействовать на рынок и реагировать на складывающуюся на нем обстановку, чтобы обеспечить сбыт товара или услуг.
7. План производства. Производственный план включает следующие элементы:
• характеристику производственного цикла;
• анализ размещения предприятия с точки зрения таких факторов, как близость к рынкам сбыта, поставщикам, наличие квалифицированных трудовых ресурсов, транспортные расходы уровень развития инфраструктуры;
• оценку необходимых факторов производства и динамики их
изменения;
• оценку поставщиков сырья с точки зрения их надежности, опыта сотрудничества и др.;
• нормативные акты, касающиеся производства (законы, лицен
зии, требования регистрации в органах власти и др.);
• издержки производства и динамику их изменения.
В этом разделе на схеме производственных потоков следует указать, на каких стадиях технологического процесса, какими методами будет проводиться контроль качества и какими документами этот процесс будет регламентироваться.
Производственный план призван доказать эффективность и надежность организуемого производства.
8. Организационный план. Он представляет собой структуру предприятия по линиям ответственности и взаимосвязей персонала: кто и чем будет заниматься, как все службы будут взаимодействовать и \ как намечается координировать и контролировать их деятельность.
В этом разделе указывается список лиц, входящих в управленческий состав, даются краткие биографические справки. Кроме того, в разделе отражаются:
• организационная структура предприятия, система управления;
• рабочая сила, не связанная с управлением;
• управленческий персонал;
• кадровая политика предприятия.
9. Юридический план. В разделе приводится вся информация,
связанная с созданием и правовым обеспечением хозяйственной деятельности, с формой собственности и правовым статусом предприятия. Указываются меры правовой защиты, законодательные и нормативные акты, контракты и т.п., регулирующие деятельность предприятия.
10. Оценка риска и страхование. Раздел содержит следующие части:
• перечень возможных рисков с указанием вероятности их возникновения и ожидаемого ущерба от этого;
• организационные меры по профилактике и нейтрализации
рисков;
• программа страхования от рисков.
Цель раздела — описать возможные риски на пути реализации проекта и основные методы их защиты.
11. Финансовый план. В разделе отражаются следующие отчетно-плановые документы:
• оперативный план — отражает за каждый период результаты взаимодействия предприятия и его целевых рынков по каждому товару и рынку;
• план доходов и расходов — показывает, получит ли предприятие прибыль от продажи каждого товара;
• план движения денежных средств — показывает поступление и расходование денег в процессе деятельности предприятия;
• балансовый отчет — подводит итог экономической и финансовой работы предприятия за отчетный период.
В планово-отчетных документах отражаются планируемые и фактически полученные показатели за отчетный период.
С помощью планов-отчетов проводится анализ самоокупаемости, безубыточности производства.
В финансовом плане рассматривается несколько сценариев развития предприятия: оптимистический и консервативный.
12. Стратегия финансирования. В разделе дается план создания нового предприятия или расширения уже функционирующего.
Излагаются следующие вопросы:
• средства, необходимые для реализации проекта;
• источники инвестиций;
• сроки окупаемости и размеры ожидаемого дохода от реализации проекта.