Бизнес- планирование

Бизнес-план сочетает элементы стратегических, долгосрочных, среднесрочных планов, а также целевых комплексных программ.

Бизнес-план составляется в следующих случаях:

• при создания предприятия;

• в переломные моменты существования предприятия (расши­рение масштабов деятельности, эмиссия ценных бумаг, привлечение крупных займов и т.п.).

В соответствии с рекомендациями бизнес-план выполняет не­сколько функций.

Во-первых, он может быть использован для разработки концеп­ции ведения бизнеса. Появляется возможность тщательно отрабо­тать стратегию и избежать ошибок еще «на бумаге».

Во-вторых, бизнес-план является инструментом, с помощью которого можно оценивать фактические результаты деятельности предприятия за определенный период. Например, финансовый раздел! бизнес-плана может быть использован в качестве основы для фор­мирования бюджета производственной деятельности и тщательного контроля за тем, насколько точно предприятие придерживается его.

Третьим предназначением бизнес-плана является необходимость привлечения денежных средств. Большинство инвесторов н вложит деньги в бизнес, не ознакомившись с бизнес-планом.

Четвертая функция — привлечение к реализации планов пред­приятия потенциальных партнеров, которые смогут вложить соб­ственный капитал и предоставить имеющиеся у них новейшие тех­нологии.

Бизнес-план является документом, определяющим курс предпри­ятия в определенный промежуток времени. Часто составляют бизнес план на один год. Главное внимание в нем уделяется предстоящим 1 месяцам, менее подробно рассматриваются направление деятельнос­ти в последующие годы. И лишь в редких случаях бизнес-планы охва­тывают период продолжительностью свыше пяти лет.

Бизнес-план составляется в нескольких вариантах. Основной и наиболее полный бизнес-план предназначен для внутреннего пользо­вания. На базе основного разрабатываются варианты для различных пользователей:

• для банков, страховых компаний и инвесторов (гарантируется финансовая устойчивость предприятия);

• для сбытовых организаций (отражается качество, новизна, де­шевизна продукции);

• для поставщиков (потребности в сырье, материалах, комплек­тующих изделиях, услугах);

• для профсоюзов (социальные моменты).
Составлению бизнес-плана предшествует следующая работа:

• анализ и оценка текущего состояния предприятия;

• анализ возможностей рынка;

• анализ влияния на предпринимательскую деятельность отрас­ли (подотрасли), которой принадлежит предприятие, факторов макро­среды (экономических, политических, технических и др.);

• определение направлений и формулировка количественно обо­снованных целей деятельности предприятия на планируемый год;

• разработка планов действий, предпринимаемых для достиже­ния целей и определения необходимых ресурсов.

При составлении бизнес-плана используется стратегическая, бухгалтерская и другая информация, которая должна подтверждать­ся ссылкой на первоисточник.

Последовательность составления бизнес-плана показана на рис. 16.3.

рис. 16.3 Последовательность составления бизнес-плана

На этом рисунке цифрами обозначены следующие позиции:

1— принятие решения о создании нового предприятия или вне­дрении мероприятий по совершенствованию действующего предприя­тия;

2— анализ собственных возможностей и способности взяться
за реализацию задуманного проекта;

3— выбор изделия (или услуги), производство которого являет­ся целью проекта;

4— исследование возможного рынка сбыта;

5— составление прогноза объемов сбыта;

6— выбор места осуществления коммерческой или производ­ственной деятельности;

7— разработка плана производства;

8— разработка плана маркетинга;

9—разработка организационного плана;

10 — разработка юридического обоснования будущей коммер­ческой

деятельности;

11— организация бухгалтерского учета;

12— решение вопросов страхования;

13— разработка финансового плана;

14— написание резюме к бизнес-плану

Таким образом, бизнес-план — это модель деятельности пред­приятия, которая использует все виды традиционного планирования применимо к категориям рыночной экономики: бизнесу, конкурентной борьбе, деятельности маркетинговых служб, коммерческому риску, стратегии финансирования, достижению безубыточности и необхо­димого уровня рентабельности, качественному обслуживанию потре­бителя.

Структура бизнес-плана. Бизнес-план разбивается на разде­лы. Не существует жестко регламентированных формы и структуры этого документа, стандартных и приемлемых для всех случаев. Рас­смотрим детализированный вариант бизнес-плана. Его разделы при­ведены в табл. 16.1.

Таблица 16.1

Разделы бизнес-плана (вариант)
1. Оглавление
2. Резюме
3. Продукция или услуги
4. Рынки сбыта товаров (услуг)
5. Конкуренция на рынках сбыта
6. План маркетинга
7. План производства
8. Организационный план
9. Юридический план
10. Оценка риска и страхование
11. Финансовый план
12. Стратегия финансирования
13. Приложения

 

Краткая характеристика разделов.

1. Оглавление. Это номенклатура разделов и параграфов. В ог­лавление включается также введение, в котором указываются зада­ча и цель составления бизнес-плана, определяется круг лиц, которо­му он адресован.

2. Резюме. В нем указывается все главное, что должно быть понято и оценено потенциальным инвестором, т.е. информация, даю­щая представление о предприятии и характеризующая его деятель­ность. Резюме готовится после того, как проведена работа над всеми остальными разделами бизнес-плана. Максимальное внимание в разделе должно быть уделено разъяснению того, что собственно ру­ководители предприятия делают и собираются делать и за счет чего осуществляются и будут осуществляться эти действия. Кратко опи­сывается суть предпринимательской деятельности, в чем ее привле­кательность, чем продукция будет отличаться от уже существую­щей, как предприятие собирается проникнуть на рынок, удержать и расширить свою рыночную долю, каковы перспективы выхода в дру­гие сегменты рынка, включая международные. В разделе определя­ются в приоритетном порядке все направления деятельности пред­приятия, целевые рынки по каждому направлению и его место на этих рынках. По каждому направлению устанавливаются цели, к которым стремится предприятие, и стратегии их достижения, включающие перечень необходимых мероприятий и сроки их выполнения. В дан­ном разделе необходимо также сформулировать представление об имидже предприятия. Приводятся материалы, которые должны выз­вать доверие к предприятию: отчеты, заключение экспертов, публи­кации в прессе, условия работы как внутренние, так и внешние, кад­ры, конкуренты, ресурсы и другие факторы, основные данные о пред­приятии, формы собственности, дата создания и регистрации, устав­ный фонд, структура капитала и т.п. В заключение сообщаются ФИО, адреса и телефоны генерального директора, главного бухгалтера, глав­ных специалистов.

В целом резюме должно дать будущим кредиторам или инвес­торам предприятия (в том числе и его акционерам) ответы на два вопроса: «Что они получат при успешной реализации бизнес-плана?» и «Каков риск потери ими денег?».

3. Продукция или услуги. В разделе описываются все товары и услуги предприятия, которые предлагаются на рынке покупателям. Указываются потребности рынка и требования потенциальных поку­пателей к характеристикам товаров, жизненный цикл товара, техно­логия изготовления, цена и предполагаемая прибыль от одной едини­цы товара.

4. Рынки сбыта товаров (услуг). В разделе освещаются сле­дующие вопросы:

• типы рынков, на которых действует предприятие;

• основные сегменты рынков по каждому виду товаров или услуг;

• факторы, влияющие на спрос на каждом из сегментов рынка;

• перспективы изменения потребностей покупателей и возмож­ная реакция предприятия на эти изменения;

• реальное состояние и прогнозы развития емкости используе­мых сегментов рынка на ближайшее время и на более отдаленную перспективу;

• реакция рынка на новые товары.

В данном разделе необходимо определить емкость конкретного рынка для каждого товара. При этом следует оценить потенциаль­ную емкость рынка.

5. Конкуренция на рынках сбыта. Раздел посвящен анализу рыночной конъюнктуры, характеристике конкурентов, их стратегии и тактике. В разделе необходимо ответить на следующие вопросы:


• насколько область деятельности предприятия подвержена из­менениям;

• число предприятий, представляющих сходные товары и ус­луги;

• какую часть рынка контролируют конкуренты;

• как обстоят дела предприятий-конкурентов с доходами, вне­дрением новых технологий, рекламой и послепродажным обслужива­нием;

• что является предметом наиболее жесткой конкуренции в дан­ной сфере деятельности (цена, качество, послепродажное обслужи­вание и др.).

Для анализа сравнительных преимуществ используется метод сегментации рынков по основным конкурентам.

6. План маркетинга. В данный раздел включаются следую­щие пункты:

· цели и стратегии маркетинга;

· ценообразование;

· схема распространения товаров;

· методы стимулирования продаж;

· организация пред- и послепродажного обслуживания клиентов;

· реклама;

· формирование общественного мнения о предприятии и то­варах.

Цель раздела — разъяснить, как воздействовать на рынок и реагировать на складывающуюся на нем обстановку, чтобы обеспе­чить сбыт товара или услуг.

7. План производства. Производственный план включает сле­дующие элементы:

• характеристику производственного цикла;

• анализ размещения предприятия с точки зрения таких факто­ров, как близость к рынкам сбыта, поставщикам, наличие квалифи­цированных трудовых ресурсов, транспортные расходы уровень раз­вития инфраструктуры;

• оценку необходимых факторов производства и динамики их
изменения;

• оценку поставщиков сырья с точки зрения их надежности, опы­та сотрудничества и др.;

• нормативные акты, касающиеся производства (законы, лицен­
зии, требования регистрации в органах власти и др.);

• издержки производства и динамику их изменения.

В этом разделе на схеме производственных потоков следует указать, на каких стадиях технологического процесса, какими мето­дами будет проводиться контроль качества и какими документами этот процесс будет регламентироваться.

Производственный план призван доказать эффективность и на­дежность организуемого производства.

8. Организационный план. Он представляет собой структуру предприятия по линиям ответственности и взаимосвязей персонала: кто и чем будет заниматься, как все службы будут взаимодействовать и \ как намечается координировать и контролировать их деятельность.

В этом разделе указывается список лиц, входящих в управленческий состав, даются краткие биографические справки. Кроме того, в разделе отражаются:

• организационная структура предприятия, система управления;

• рабочая сила, не связанная с управлением;

• управленческий персонал;

• кадровая политика предприятия.

9. Юридический план. В разделе приводится вся информация,
связанная с созданием и правовым обеспечением хозяйственной деятельности, с формой собственности и правовым статусом предприятия. Указываются меры правовой защиты, законодательные и нор­мативные акты, контракты и т.п., регулирующие деятельность пред­приятия.

10. Оценка риска и страхование. Раздел содержит следую­щие части:

• перечень возможных рисков с указанием вероятности их возникновения и ожидаемого ущерба от этого;

• организационные меры по профилактике и нейтрализации
рисков;

• программа страхования от рисков.

Цель раздела — описать возможные риски на пути реализации проекта и основные методы их защиты.

11. Финансовый план. В разделе отражаются следующие от­четно-плановые документы:

• оперативный план — отражает за каждый период результаты взаимодействия предприятия и его целевых рынков по каждому то­вару и рынку;

• план доходов и расходов — показывает, получит ли предпри­ятие прибыль от продажи каждого товара;

• план движения денежных средств — показывает поступле­ние и расходование денег в процессе деятельности предприятия;

• балансовый отчет — подводит итог экономической и финан­совой работы предприятия за отчетный период.

В планово-отчетных документах отражаются планируемые и фактически полученные показатели за отчетный период.

С помощью планов-отчетов проводится анализ самоокупаемо­сти, безубыточности производства.

В финансовом плане рассматривается несколько сценариев раз­вития предприятия: оптимистический и консервативный.

12. Стратегия финансирования. В разделе дается план со­здания нового предприятия или расширения уже функционирующего.
Излагаются следующие вопросы:

• средства, необходимые для реализации проекта;

• источники инвестиций;

• сроки окупаемости и размеры ожидаемого дохода от реали­зации проекта.