Определение времени переходного процесса (пуск, торможение, разгон).

Понятия о статике и динамике электропривода.

Электродвигатель, механическая передача и рабочая машина механически соединены между собой и образуют совместно движующуюся систему.

Основное положение динамики электропривода: при движении системы электродвигатель – рабочая машина движущий момент всегда уравновешивается моментами сил сопротивления движению, т. е.

Мдв = Мс + Мдин,

где Мдв – вращающий момент двигателя;

Мс – статический момент сопротивления (создаётся всеми видами сил – силы молекулярного сцепления обрабатываемого материала, силы трения, силы притяжения к земле перемещающихся масс);

Мдин – динамический момент ( создаётся силами инерции движущихся масс электропривода; возникают при изменеии скорости движения).

Если система движется с постоянной частотой вращения, то силы инерции отсутствуют, т. е. Мдин = 0,а Мдв = Мс.

При пуске системы скорость движущихся частей увеличивается, а всякое изменение скорости вызывает силы инерции масс этих частей. При увеличении частоты вращения силы инерции, создающие Мдин , будут направлены навстречу действию вращающего момента:

Мдв = Мп = Мс + Мдин,

Это же наблюдается при увеличении частоты вращения системы, когда нагрузка на двигателе уменьшается.

При уменьшении частоты вращения электропривода, что соответствует увеличению нагрузки, вращающиеся массы стремятся сохранить прежнюю частоту вращения, поэтому силы инерции направлены на поддержание движения

Мдв = МсМдин,

При отключении двигателя от электросети Мдв = 0, но система мгновенно не остановится, а будет продолжать вращаться за счет Мдин по инерции

Мс = Мдин.

Процессы движения электропривода, соответствующие пуску, остановке, изменению нагрузки, являются неустановившимися процессами, т. к. протекают при изменении скорости вращения. Этот процесс продолжается до наступления равновесия Мдв = Мс.

 

Из уравнения основного движения электропривода определяем временя переходного процесса.

Мдв = Мс + Мдин ;

Мдин = Jdω /dt =(GD2 /4g 30)dn/dt = GD2dn/375dt

Откуда Мдв = Мс + GD2dn/375dt

Для определения времени переходных режимов проинтегрируем уравнение:

dt = GD2dn/375( МдвМс); t1.2 = GD2dn/375( МдвМс);

При пуске, когда n1 =0

tп = GD2nном/375( МпМс) = GD2nном/375 Мдин

где nном – номинальная частота вращения двигателя по окончании разгона

( Мп – пусковой вращающий момент.

При пуске вхолостую Мс = 0

tп = GD2nо/375 Мп; nо – частота вращения х.х.

При замедлении

– (Мдв + Мс ) = GD2dn/375dt

Если GD2 = const, Мдв = const, Мс = const

tз = GD2(n1n2 )/375( Мдв + Мс);

Время остановки (n2 = 0) при отключении двигателя от сети (Мдв = 0)

tост = GD2n1/375 Мс

Длительность переходного процесса определяется электромеханической постоянной времени Тм

Тм = GD2nо/375 Мкр ; Мкр – критический момент

На практике t = (3…4) Тм.

Ускорение переходного процесса, как следует из формул, может быть осуществлено путем снижения махового момента электродвигателя, специальные электродвигатели с пониженным маховым моментом имеют большую длину ротора (якоря) и меньший диаметр. Иногда вместо одного двигателя на одном валу устанавливают два половинной мощности каждый.