Международно-правовая охрана окружающей среды

14.12.2011.

Статья 15 Конституции РФ- приоритет норм международного права и общепризнанных принципов.

А какие общепризнанные принципы международного права у нас существуют? И что такое общепризнанные принципы международного права? Или эти нормы общепризнанные потому, что закреплены во многих международных актах.

Например, принцип уважения гос суверенитета, принцип неприменения силы при разрешении спора, принцип территориальной целостности государств. Эти принципы закреплены в Уставе ООН 1945 года.

Принцип уважения национального суверенитета интерпретируется как принцип признания суверенитета над своими природными ресурсами.

Разрешение конфликтов в сфере окружающей среды должно проходить мирным путем.

Существуют принципы международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды. Не все из этих принципов являются общепризнанными.

Декларация Стокгольмской Конференции ООН по охране окружающей среды 1972 года.

Сама это конференция стала первой по вопросам охраны окружающей среды в той постановке вопросов, который звучат и сейчас. Впоследствии эти принципы получили развитие в Декларации 1992 Рио (конференция проходила в Рио да Жанейро)- там 26 принципов ООС:

1) Человек имеет право на благоприятное проживание в окружающей среде (у нас закреплен в Конституции);

2) Государство обладает суверенными правами над своими природными ресурсами, но использование природных ресурсов одним государство не должно наносить ущерба другим государствам. Отсюда возникают споры и конфликты между странами.

3) Принцип, согласно которому социально-экономическое развитие государств не должно осуществляться в ущерб решению экологических проблем (принцип научного обоснованного сочетания экономических, экологических интересов общества- ст. 3 Закона об ООС). Концепция устойчивого развития была закреплена- нельзя добивать экономического роста за счет нещадной эксплуатации природных ресурсов и загрязнения окружающей среды.

4) Государства несут равную, но дифференцируемую ответственность за состояние окружающей среды. Есть ряд глобальных проблем, которые требуют равного участия всех государств. Разные государства вносят разный вклад в то, что эта проблема возникла. На долю США приходится порядка 25% валовых выбросов. Иногда называют даже 30%. США, будучи суверенным государством, несет равную ответственность с другими государствами. Это проявляется различной финансовой ответственности. Также есть Киотский протокол, где сказано, что страны, которые больше всего осуществляют выбросы, должны их сокращать, а другие страны- не наращивать выбросы.

5) Государства должны обеспечивать своим гражданам доступ к экологической информации, правосудию и к участию в принятии решений в сфере охраны окружающей среды. Также добавляют сюда и доступ женщин к такой информации (где права женщин ограничены).

6) Заблаговременное извещение о явлениях, которые могут иметь экологически опасные последствия. Мы в 2011 году ратифицировали Конвенцию о предотвращении негативного воздействия промышленных аварий (Хельсинская конвенция).

7) Принцип принятия государствами мер предосторожности- его более пространная формулировка есть в Конвенции- отсутствие научной определенности в отношении экологических последствий тех или иных проблем не является основанием для отказа государств от принятия эффективных мер по их решению.

Парниковый эффект нарушает баланс теплообмена между космосом и землей.

Этот принцип применяется и при регулировании озонового слоя. Это происходит либо потому, что человек что-то делает неправильно.

Ещё одна проблема- регулирование в сфере генной инженерии. Создание генно-инженерных продуктов, и не ясно как они влияют на человека и окружающую среду.

Никакого накопленного опыта нет. Государство вводит ограничения, руководствуясь принципом предосторожности.

8) Принцип интернализации экстерриториальных издержек- принцип такой: загрязнитель платит или природопользователь платит. Чаще всего, этот принцип применяется в сочетании с другими принципами

Есть ещё Орхутская Конвенция- РФ не ратифицировала эту конвенцию, т.к. там нужно брать на себя серьезные обязательства.

Международные договоры в сфере охраны окружающей среды: есть ряд международных договоров, которые РФ подписала и не ратифицировала. Есть международные договоры, где РФ имеет статус наблюдателя.

Нормы международного права имеют приоритетное действие. Не все нормы могут иметь такое приоритетное действие. Многие нормы являются так называемыми нормами мягкого права.

В Конвенции некие задачи поставлены, а государство обязуется применять определенные меры.

Если норма конкретная, то она либо вводится во внутреннее законодательства, либо вводится во внутренний договор.

Как разъяснил Пленум ВС 2003 года по практике применения норм международных договоров, что не все нормы МП имеют приоритет, а только те, которые были ратифицированы федеральными законами. Если договор подлежит ратификации, и он был ратифицирован, то он имеет приоритет над внутренними нормами.

Была ратифицирована Стокгольмская Конвенция 1993 года о стойких загрязнениях. Регулируют отношения по перевозке и внутреннему обращению стойких органических соединений- это ядохимикаты первого поколения- это ДДТ (которые начали производиться в 60-х годах). Их у нас накоплено огромное количество, утилизировать их дорого и достаточно опасно.

Иногда их в виде отходов вывозят в третие страны.

Бывают межправительственные соглашения. Их не нужно ратифицировать. Они посвящены процедурам осуществления технологического, информационного обмена.

Есть ФЗ 1995 года о «Международных договорах Российской Федерации».

По каким вопросам наиболее часто принимаются международные договоры?

В отношении тех природных объектов, которые являются достоянием всего человечества. Любое государство может свободно осуществлять деятельность. Имеется в виду мировой океан- огромные водные и природные ресурсы. Также, например, Антарктида.

Есть несколько стран, представители которых первыми начали осваивать этот континент. Есть Конвенция 1957 года- в этой зоне можно вести только научные исследования- таков правовой режим Антарктиды.

Также околоземное космическое пространство нужно охранять. Такие же договоры заключаются и в отношении Луны. Атмосферный воздух как объект охраны- это объект международно-правовой охраны.

Атмосферный воздух- это субстанция и не может принадлежать никакому государству.

Вторая группа объектов- разделяемые природные объекты- те объекты, которые находятся на территории двух или более государств, не всегда соседних. Например, река Амур (пограничная с Китаем) или Каспийское море, Черное море, Балтийское море.

Пример разделяющих ресурсов- мигрирующие виды рыб, птиц. Белые медведи, которые мигрируют в пределах всей Арктики.

Есть ещё группа объектов, которые не являются разделяемыми- объекты, внесенные в список Всемирного Природного Наследия. Есть такая организация как Юнеско- организация в области образования, науки и культуры. Быдла в 1975 году заключена Конвенция об охране таких объектов. На территории РФ это озеро Байкал, долина гейзеров на Камчатке, и иные объекты.

У РФ более 300 международных договоров и соглашений подписано и действуют.

Трансграничное воздействие на окружающую среду- возникает на территории одного государства и перемещается на другую территорию в виде загрязнения. Также возникают вопросы, когда загрязнение переходит в мировой океан.

Если переносы загрязнения с одного субъекта в РФ в другой, то это не трансграничное воздействия.

Есть Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния. Была ратифицирована в 1979 году. Принято 8 дополняющих протоколов по конкретным веществам. Эти протоколы касаются соединений азота, серы, озона, есть протокол по стойким и летучим органическим соединений. РФ ратифицировала по сокращению выбросов Азота и по Сокращению выбросов Серы. Количество серы стало такое, что начались серные дожди. Такие дожди достаточны, чтобы при их накоплении стали страдать леса. Вот и появилась Европейская Конвенция.

В силу существующих законов природы основные переносы с краев континентов воздушными потоками переносятся к нам.

Ещё одна Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий- РФ ратифицировала её в 2011 году. Хотя в 1997 году был принят закон о промышленной безопасности, где мы имплементировали эту Конвенцию.

Ещё одна конвенция- об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте 1991 года. ст. 32 Закона об ООС- так называемая ОВОС. Речь идет о предварительной документируемой оценке будущей хозяйственной деятельности. Совсем недавние события- проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию Северного потока. Эта Конвенция, хоть мы и не участник её, использовалась при урегулировании споров по Северному Потоку. Согласительные процедуры, подходы к оценке, предусмотренные данной Конвенцией, помогли в процессе согласований Северного Потока. Нормы в этой Конвенции четкие, не мягкие, поэтому мы и не ратифицируем её.

Конвенции, которые посвящены проблема изменения климата и защите озонового слоя земли:

Рамочная Конвенция об изменениях Климата 1992 года.

Задача Киотского Протокола- не допустить наращивание озонового слоя. Киотский протокол действует до 2012 года.

Конвенция о защите озонового слоя земли 1995 года- её дополняют несколько протоколов, т.к. в них содержатся конкретные вещества. Конвенцию по защите озонового слоя подписали почти все страны мира. А вот РФ ратифицировала Монреальский Протокол.

Введены запреты с 2000 года на создание новых мощностей по производству озоно разрушающих веществ. Введен запрет на использование таких веществ, за исключением трех оговорок, которые указаны в Конвенции и во внутреннем законодательстве, когда нет аналогов их заменителей. Раньше озоно разрушающие вещества были все средства бытовой химии. Сейчас это уже не действует.

Конвенция по контролю за трансграничной перевозкой опасных отходов. Она получила название Базельской Конвенцией. Конвенцией контролируется перемещении через границы опасных отходов. Классы опасных отходов содержаться в приложении к Конвенции. Государства сами должны заниматься также вывозом отходов и контролировать эту деятельность.

Аналогичная конвенция есть и по радиоактивным отходам.

Конвенции и международные договоры, которые касаются охраны растительного и животного мира. Наиболее универсальной конвенцией является рамочная Конвенция 1992 года о биологическом разнообразии. Это сохранение микроорганизмов, которые исчезают от 40 до 100 видов дикой флоры и фауны. Их воспроизвести почти невозможно без генетических остатков растений и животных.

Эта конвенция рамочная и предполагает принятие иных документов, международных договоров. Сохранение популяции животных, сохранении генетических материалов. Сейчас такой Генофонд создан на территории Гренландии, где вечная мерзлота. Туда собираются генетические данные все растений и животных.

Нужно охранять не только виды и генетические коды, но и те места, которые их охраняют.

Иные Конвенции- Конвенция 1973 года- СИТЕС- о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновению.

В Красные книги заносятся сведения о животных, которые являются исчезающими. Поэтому, нужно принимать меры по недопущению их самовольного изъятия, самовольного перемещения через границу.

Конвенция направлена на сокращение поток таких животных.

Конвенция 1971 года- Конвенция о водно-болотных угодиях, имеющих значение в качестве места обитания водоплавающих птиц. Это Рамсарская Конвенция.

Охрана тех объектов, которые являются местами обитания водоплавающих птиц.

Если какие-то угодья подпадают под режим Конвенции, то нужно вводить ограничения на хозяйственную деятельность- чтобы не осушали водные объекты.

Охрана живых и не живых ресурсов мирового океана- Конвенция ООН по морскому праву 1982 года- РФ в большей части её ратифицировала. Имеются в виду загрязнения на дне или под дном, а также устанавливаются особые права государств в пределах исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ.

Из известных Конвенций следует назвать Конвенцию по предупреждению загрязнения Морской среды нефтью- МАРПОЛ. Аналогичные нормы этой конвенции имеются в КТМ. Новая редакция этой конвенции была в 1992 году- государства создают фонд, где аккумулируют деньги, чтобы потом предпринимать меры по охране этих объектов.

Есть Конвенция по защите Черного моря от загрязнения 1992 года- Бухарест.

Конвенции, направленные на предотвращение воздействия военной деятельности, военных конфликтов на охрану окружающей среды:

Конвенция о запрещении военного или любого другого враждебного воздействия на окружающую среду 1962 года- СССР подписал. У нас в УК есть статья 358- Экоцид. Это направленное, умышленное, враждебное уничтожение объектов окружающей среды. Примеры есть в недавней истории- в 1991 году война в Персидском заливе- было подожжено 91 скважина и был причинен колоссальный ущерб.

У нас есть ФЗ об уничтожении химического оружия. Запрещено все, кроме его уничтожения.