Экологические функции правоохранительных органов

07.12.2011.

Понятие экологической функции правоохранительных органов- деятельность ПО по применению экологического законодательства, выявлению причин экологических правонарушений, пресечению мер экологических правонарушений, принятию мер экологического характера.

Экологические правонарушения многочисленны. Экологических преступлений несколько десятков долей- 0, 2-0,4%. Но такие преступления имеют высочайшую латентность. Если бы УД возбуждались, то эта цифра достигала бы 20%.

Что является причинами высокой латентности таких преступлений? Есть много точек зрения.

Прокуратура и её роль в охране окружающей среды

Прокуратура осуществляет прокурорский надзор.

Основные моменты прокурорского надзора. Нас интересуют не всё, что записано в законе о прокуратуре. Нас интересует общий надзор за соблюдением экологического законодательства, экологических прав населения. основная форма работы прокуратуры- это прокурорская проверка, соблюдение природоохранного законодательства. Компетенция прокуратуры и природоохранных органов- разная.

Прокуратура не вправе подменять органы экологического надзора, т.к. те обладают необходимыми правами по выявлению, применению мер ответственности за экологические правонарушения.

Надзор распространяется и на контрольно-надзорную власть тоже.

Прокурорские проверки- не основная их работа. Прокурор вмешивается тогда, когда это необходимо по ситуации. Когда нет возможностей адекватно отреагировать на правонарушение, то тогда будет прокурорская проверка.

Предмет проверки

Выходя на предприятие, прокурор проверяет документацию, которая должна быть на объекте, имеются ли планы и программы по сокращению выбросов и сбросов, как они выполняются, определены ли лица, которые ответсвтенны за контроль, соблюдается ли природоохранное законодательство, ведется ли на объекте учет загрязнений, виды и количество загрязняемых веществ, своевременно ли вносится плата за окружающую среду, существуют ли планы ликвидации аварий, имеются ли разрешительные документы, разработаны ли лимиты на размещение отходов.

Прокурор, когда проверяет орган надзора за окружающей средой, смотрит, какой информацией обладает этот орган, проверяется ведение учета поступающих жалоб и предложений, сообщений об экологическом правонарушении. Прокурор смотрит документы, составляемые по результатам контрольных проверок, и смотрит, выявлены ли бы нарушения законодательства, приняты ли меры по привлечению к ответственности лиц, виновных в экологических правонарушениях.

Ещё одной важной проблемой является то, как орган по охране окружающей среды реагирует на выявление причиненного вреда, а также принимает меры по компенсации этого вреда.

Прокурор смотрит на то, как повышается экологическая культура населения уполномоченными органами.

Что может предпринять прокурор по факту обнаружения правонарушений?

1) Прокурор может принести протест- на вынесенный правовой акт. Может обратиться в суд с оспариванием этого акта, если сами акт не отменяют;

2) Внести представление- об устранении правонарушения (направляется органу или должностному лицу, уполномоченному устранить такие нарушения);

3) Вынести постановление- принимается исходя из конкретной ситуации.

4) Предостережение о недопустимости закона- направляется в целях предупреждения правонарушений. Прокурор имеет право направить в адрес хозяйствующих субъектов предостережение о недопустимости законов. Такая практика есть, но она не повсеместна.

5) Участие в рассмотрение дел судами- в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством. В соответствии с ГПК прокурор может обратиться в суд с защитой прав и интересов граждан. Прокурор вправе обратиться в защиту интересов неограниченного круга лиц. Один из вариантов деятельности прокурора- запрещение форм деятельности (по ст. 1065 ГК- позволяет прекратить деятельность, которая угрожает безопасности).

По статье 45 ГПК прокурор обращается в суд сам, за исключением обращения к нему граждан с заявлениями граждан о нарушении их прав и законных интересов в случаях, когда граждане сами не могут защитить свои права.

52 статья АПК- регулирует участие прокурора в арбитражном процессе. Судя по разделению дел по подведомственности, чаще прокуроры обращаются в суды общей юрисдикции.

Прокуроры в уголовном процессе поддерживает обвинение, он принимает постановление об утверждении постановления о возбуждении УД.

В РФ 41 природоохранная прокуратура. Природоохранная- одна из специализированных видов прокуратур- 40 на правах межрайонных и одна- Волжская- межрегиональная. Она самая старая, была создана для защиты Волжского бассейна.

В каждом субъекте федерации своя прокуратура.

Чем реально они занимаются?

Самые свежие дела- проводит проверки и совместно СК работают по УД. Есть следственное управление- Волжское межрегиональное следственное управление. И они вместе с природоохранной прокуратурой работают. Там, где нет таких прокуратур, работают с прокуратурой общего надзора.

Например, на канализационном коллекторе произошла авария, и она приняла решение об отключении насосов. В течение месяца неочищенные стоки сбрасывались в канаву, а потом в ручей, и через него в Волгу. Директор сокрыла информацию о произошедшей аварии. Прокуратура нашла признаки состава статьи 237 УК. В реке Волга гигиенические нормативы были превышены на 4 тысячи 800 раз. Она была осуждена на 10 месяцев лишения свободы с испытательным срокам.

Наказание за совершение экологических преступлений- санкции выбираются не вполне правомерные. Чаще всего назначается условное наказание. Реальных сроков почти нет. Не ясно, чем суды руководствуются в данном случае.

Ещё один пример- дело пока в суде. Обвинение в том, что гражданин совершил преступлений по 237, 238, 250 УК. Возникла авария в Нижегородской области в канализационном коллекторе. Сточные воды заполнили скважину, которая не защищена должным образом и в водопровод попал кишечный вирус. Пострадало 187 граждан. Директор это скрыл. Очень много преступлений, связанные с авариями на канализационными сооружениями.

В Череповце есть ОАО «Северсталь»- крупнейшее предприятие по выпуску черных металлов. Есть ещё НЛМК в Липецке. Предприятия вредные, особенно в части атмосферного воздуха. В Череповце комбинат находится в городе. Там большая часть города живёт в санитарно-защитной зоне. Одна из гражданок дошла из ЕСПЧ, и просила переселить в другую квартиру. ЕСПЧ сказал, что имеет право на компенсацию за моральный вред, т.к. проживает в санитарно-защитной зоне. Прокуратура там провела проверку, и было установлено, что в сроки ничего не было сделано, и прокурор направил исковое заявление в суд с требованиями по выполнению мероприятий, связанных со снижением выбросов. Он обратился с исковым заявлением об обвязывании выполнения таких требований. Суды поддерживают прокуратуру в подачи таких исков и процессуальная сторона не ставится во главу угла.

Следственный Комитет

Действует на основании ФЗ от 28 декабря 2010 года «О следственном комитете».

Он занимается следственной работой по раскрытию экологических преступлений, а также преступлений, связанной с коррупционной направленностью. Кроме обычных граждан, очень много должностных преступлений, совершаемых работниками различных органов экологического надзора. Они занимаются приписками отчетности, мошенничают, составляют фиктивные протоколы об административных правонарушениях, составляются протоколы в отношении вымышленных или заведомо невиновных лиц с целью повышения количественных показателей своей работы; предлагали налично заплатить штраф, составляли соответствующее постановление об административном правонарушении.

Например, прокурор нашел рыболовную сеть на воде, подъезжает работник уголовного розыска, и вступает с прокурором в драку за эту сеть.

Считается, что инспектора по рыбоохране- самые опасные.

Ещё один пример- использовал земельный участок не по назначению. разрабатывал песчаный карьер и почвы были доведены до такой степени, что их самовосстановление невозможно. Было возбуждено дело по статье 246 УК. Причём, работы на земельном участке он проводил самовольно.

Очень часто, что дело разваливается до передачи в суд, т.к. не хватает доказательств.

Распространены случаи браконьерства на реках.

Существует также теневой лесорубочный бизнес. Выходят люди с топорами и рубят лес.

Сейчас у следователей 52 УД коррупционной направленности в экологии.

Природоохранные функции полиции

Чтобы понять природоохранные функции полиции, нужно обратиться к ФЗ «О полиции» от 7 февраля 2011 года. Закон не экологизированный совершенно. Ничего по поводу обязанностей полицейских по охране окружающей среды.

Полиция предупреждает и пресекает преступления, охраняет объекты имущества, ведет дознание по УД. Дознание ведется по ряду экологических преступлений. ОВД ведут оперативно-розыскную деятельность и в соответствии с законом об ОРД устанавливают события, действия лиц, создающих угрозу безопасности РФ.

Органы полиции осуществляют дознание по ряду экологических преступлений.

Функции, задачи полиции:

1) Обязанности по охране правопорядка, общественного порядка;

2) Охрана отдельных природных объектов в силу указания закона или по договору;

3) Оказывает содействие органам экологического контроля в проведении мероприятий по изъятию орудий и продукции незаконной охоты, лова, содействие при задержании правонарушителей;

4) Наблюдение за соблюдением природоохранного законодательства (например, ППС, участковые должны соблюдать за содержанием улиц);

5) Имеют право составлять административные протоколы;

К вопросу о специализированной охранной полиции

В Москве с принятие Закона о полиции было ликвидировано управление полиции, которое действовало с 2001 года. По мнению руководства, такое структурное подразделение не нужно, т.к. их деятельность не относится к функции полиции. В 2001 году Управление было создано в экспериментальном порядке. Всякий раз говорили о том, что был недостаток правовой базы. Когда практика существовала: есть орган, есть начальник- они говорили, что у них нет должной правовой базы. Т.е. они 10 лет функционировали, и никто не усомнился в их полномочиях. Но разговоры ходят о том, что легитимной полномочий у них нет.

По закону о милиции могли быть созданы региональные отделения экологической полиции в рамках милиции общественной безопасности. Такое создание субъекту федерации нужно было согласовывать с МВД. В большинстве регионов такой милиции не создавалось. В организационном отношении экологические функции милиции осуществляются в общем порядке. В милиции этой специализации нет.

Московская природоохранная милиция давала информацию о результатах их работы- они работали по правонарушениям, связанными с уничтожением зеленых насаждений, а также по правонарушений, связанных с обращением с отходами.

Таможенные органы

Они преследуют две группы целей:

1) Экономические (фискальные)- установление тарифов, лицензирования;

2) Защитные- осуществление защиты безопасности РФ.

Таможенные органы обеспечивают соблюдение запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через государственную границу. Они пресекают незаконный оборот радиоактивных веществ, растений, животных, находящихся под угрозой исчезновения.

Нетарифные меры, применяемые к экологически опасным товарам- это могут делать только таможенные органы. Они включают в себя требования по сертификации определенной продукции, по соблюдению ветеринарных, фитосанитарных правил. Таможенные органы могут вводить льготы по платежам с очистных сооружений, могут устанавливать повышенные ввозные пошлины при ввозе экологически опасных товаров. Получается, что их можно использовать в качестве сырья. Использованные автомобильные покрышки- это отход или потенциальное сырье? При переработке будет масса выбросов. В Германии считается, что использованные автомобильные шины- это опасный отход.

Экологическая функция таможенных органов- деятельность таможенных органов по обеспечению экологической безопасности путем осуществления контроля за соблюдение контроля участниками внешнеэкономической деятельности при трансграничном пересечении товаров, а также борьба с преступлениями, создающими угрозу в отношении причиненного вреда.

Применяются различные меры:

1) Акцизы;

2) Повышенные таможенные пошлины;

3) Контроль за соблюдением природоохранного законодательства при помещении товаров под определенный таможенный режим и при таможенном оформлении. Есть такой режим как режим уничтожения. Есть список товаров, которые уничтожать нельзя (растения, животные, находящиеся под угрозой исчезания). Уничтожение товаров не допускается, если может причинить существенный вред окружающей среде или представлять вред жизни и здоровью. нельзя уничтожать иностранные радиоактивные или опасные отходы. Во всех случаях способы уничтожения товаров должны отвечать требованиям по охране окружающей среды.