Экологические требования при осуществлении хозяйственной и иной деятельности

30.11.2011.

Бандорин Леонид Сергеевич

Если мы открываем закон об ООС, то мы видим, что этот вопрос регулируется отдельной главой-7-ой. Этим требованиям посвящено 23 статьи из 83-х. Т.е. это практически треть статей.

Там описаны различные формы осуществления хозяйственной деятельности. Стадии:

1) Размещение объектов;

2) Проектирование;

3) Строительство, реконструкция, капитальный ремонт;

4) Ввод в эксплуатацию;

5) Эксплуатация;

6) Ликвидация и консервация.

Эти стадии имеют отношение к объектам капитального строительства. Это то, на что впоследствии оформляются права.

Отдельно в структуре этой главы выделены требования применительно к некоторым объектам капитального строительства: объекты энергетики, оборонные и военные объекты, мелиоративные объекты, гидротехнические сооружения. Отдельно выделены экологические требования при взаимодействии с отдельными веществами. Вещества бывают биологические, радиоактивные, ядерные материалы и отходы производства и потребления. Это те вещи, когда государство регулирует их оборот. Требования к производству, хранению, утилизации, транспортировки регулируются законодательством. Неизбежно возникнет риск ЧС и ООС.

Два ключевых слова в этих нормах: «должны» или «запрещается». Например, при транспортировке ядерных материалов должны содержаться определенные нормы, которые носят бланкетный характер. Подробно урегулировано это подзаконными актами ведомственного характера- СНИПы, САНПИНы и ГОСТЫ/ ОСТЫ (отраслевые стандарты). В 2002 году они стали последовательно заменяться техническими регламентами. Они принимаются либо в форме ФЗ, Указов Президента, Постановлений Правительства. В технических регламентах можно посмотреть, что можно делать, а что нельзя делать. Есть технических регламент о безопасности зданий и сооружений- он принят в форме ФЗ. Экологические требования- это всегда один из элементов обеспечения безопасности.

Самая большая часть деятельности безопасности- деятельность, связанная с объектами капитального строительства.

1. Размещение объекта

Это определение места, где будет располагаться этот объект недвижимости.

Например, новый корпус Юридического факультета МГУ. Т.е. было выбрано место на территории МГУ. Было как минимум 5 вариантов размещения нового конкурса. Например, снести обсерваторий и построить новый корпус Юридического Факультета.

Нужно знать, какие документы определяют размещение объектов, а также как обеспечиваются экологические требования к таким процедурам.

a) Если объекты огромные (например, атомная станция), то первый документ- документ территориального планирования. Применительно к Москве- генеральный план г. Москвы. Этот вопрос обсуждается на стадии объекта.

b) Следующий документ- это проект планировки территории (ст. 42 ГрК). Этот документ с картографической точностью (не географической) определяет местоположение объекта.Это только карта- картинка 1:2000. Отображается место размещения объекта и проводятся две процедуры:

Ø Публичные слушания (ст. 28 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации МСУ»)- проводятся только на уровне МСУ, а также в Москве и Санкт-Петербурге. Все вопросы, связанные с обеспечением экологического интереса, являются предметом публичных слушаний.

Ø ОВОС- оценка воздействия на окружающую среду: регулируется законом об ООС и Приказом Госкомэкологии от 16 мая 2000г. № 372 (Положение о проведении оценки воздействия на окружающую среду). Это был последний документ, который был выпущен Госкомэкологией, а 19 мая его упразднили. ОВОС похож на публичные слушания, но в нем больше задействованы гос органы.

Например, на территории МГУ при строительстве нового корпуса Юридического факультета были проблемы с публичными слушаниями, т.к. никто не живет, кроме общежития в Главном Здании. Но эта проблема была преодолена, т.к. публичные слушания не столь формализованная процедура. Там, где сейчас строится, меньше деревьев и породный состав не тот, что, например, у обсерватория.

Ещё один пример, когда были публичные слушания по проекту Сахалин-3: строительство буровых установок на континентальном шельфе (1 км от берега) из Москвы приехало человек 500 на публичные слушания.

Т.е. публичные слушания- это всегда выбор, когда придется что-то вырубить. На стадии обсуждения проекта планировки всё это обсуждается. Заказчик также должен предложить при ОВОСЕ как минимум два варианта оценки воздействия, используя все известные сведения. Например, если у дерева идет некроз тканей, то дерево уже скоро не нужно будет. И это влияет на принятие управленческого решения- вырубить это дерево, но посадив в другом месте новое (так называемое компенсационное озеленение).

 

2. Проектирование

Проектная документация имеет 12 разделов. Один из них называется- охрана окружающей среды. Там проектировщик излагает свое видение по минимизации экологических рисков.

В 2002 году был внесен принцип в закон об ООС, что осуществлять хозяйственную деятельность не является анти-экологическим, но только с осуществлением требований. Раньше, без этого принципа, можно было блокировать строительство любого объекта. Том №7 проектной документации нужно будет сверить с этой инструкцией.

Есть также инструкция по экологическому обоснованию, утверждённая Приказом Минприродресурсов от 29 декабря 1995 года № 539. Инструкция сейчас действует.

У нас существует государственная экспертиза проектной документации и в отдельных случаях- это государственная экологическая экспертиза такой документации. Государственная экологическая экспертиза проводится только для объектов, размещаемых на континентальном шельфе, в территориальном море, внутренних морских водах, особой экономической зоне и на особо охраняемых природных территориях.

Как проверяется проектная документация на соответствие требованием? Это определено Постановлением Правительства от 5 марта 2007 года № 145- «О порядке проведения государственной экспертизы проектной документации».

Проектная документация утверждается заказчиком. Например, проектная документация на Юридический Факультет МГУ утверждена Садовничем.

3. Строительство, реконструкция или капитальный ремонт

Понятие строительства есть в ГрК- создание новых объектов.

Реконструкция- преобразование объекта с изменением основных параметров (этажности, высотности, плотности) или замены несущих конструкций.

Капитальный ремонт- всё, что за пределами реконструкции. Т.е. ставятся новые несущие конструкции.

В июле 2011 года в ГрК были внесены изменения, где появилось понятие капитального ремонта и изменено понятие реконструкции.

Документы, на основании которого проводится строительство:

a) Проект организации строительства (ПОС)- есть Инструкция по ПОСу, утвержденная Госстроем (она действует) 1995 года.

В ПОСе будет указано, что, например, деревья будут упаковываться при строительтсве; укалывается оборудование проездных площадок, чтобы заезжающая техника не портила газоны- будет схема заезда.

b) разрешение на строительство.

Проводится также государственный строительный надзор. У нас проверки хозяйствующих субъектов ограничены. Есть ФЗ № 294, который это регулирует. Инспектор на площадке проверяет ход строительства, в т.ч. и экологические требования (чтобы деревья не трогали, на газоны не заезжали).

4. Ввод в эксплуатацию

По общему правилу, эта процедура обеспечивается органом местного самоуправления. Могут выдавать федералы в ряде случаев.

Ни в коем случае нельзя путать процедуру ввода в эксплуатацию с приёмкой работ по договору строительного подряда. Например, наш новый корпус строила дочка СУ-155. Объект приняли, а ввести в эксплуатацию не могут два года уже. Например, нет проекта благоустройства- должно быть высажено 45 деревьев. И где эти деревья.

Важно, что ввод в эксплуатацию- публичная обязанность, а приёмка- частно-правовая, договорная. Поэтому, принимай сколько хочешь, но пока не будет проекта на озеленение, например, объект не введут в эксплуатацию.

Т.е. при вводе в эксплуатацию чиновник проверяет, как всё сделано.

5. Эксплуатация объекта.

Эксплуатация имеет свой срок. Есть два классических срока эксплуатации объектов капитального строительства:

a) 49 лет;

b) 99 лет.

Нет экологических требований для эксплуатаций зданий и сооружений непроизводственного характера. Но если мы говорим о производственных объектах, то там нужны уже процедуры, обеспечивающие соблюдение экологических требований- экологическое нормирование.

Например, если мы говорим об обращении с биологически опасными веществами и технологиями (например, генная инженерия- клонирование). У нас сохранено лицензирование такой деятельности. Но государство постепенно уходит от такой деятельности. Например, лицензирование строительства и проектирование уже не осуществляется.

Сейчас лицензируется обращение опасных отходов и деятельность по генной инженерии. Например, с/х, летают кукурузники, и обрабатывают пестицидами и агрохимикатами продукцию- там также усыновлены экологические требования, которые установлены в ФЗ. Есть нормы, сколько можно сбрасывать таких веществ.

6. Ликвидация и консервация

Для объектов капитального строительства ликвидация- это снос объекта.

Раньше и сейчас у нас сносят так: либо экскаватором, гирями, направленным взрывом.

Снос всегда осуществляется на основании проектной документации.

Процедура проверки соблюдения экологических требований при сносе- государственная экспертиза проектной документации и государственная экологическая экспертиза.

Сложнее обстоит дело с консервацией. В 2000 году в законе РСФСР 1991 года об ООС был предусмотрен запрет на ввоз из-за рубежа отработанных веществ и радиоактивных материалов. В Советские времена это в контейнерах закапывали в недра, на верху обустраиваликолхозах выращивали что-нибудь. После 30-40 лет стенки контейнеров рассыпались, происходило взаимодействие радиоактивных веществ с почвой. Некоторые такие участки покупали, а потом смотрели и думали, почему такой уровень радиации.

Например, как в Германии делают страховые компании- страхование прошлого экологического ущерба. Покупаешь участок. И страхуешь риск того, что в недрах земельного участка радиоактивные вещества. Никто же не бурит 20 м в глубь, чтобы проверить, есть ли там радиоактивные отходы или нет.

В 80-е годы в СССР были построены заводы по переработке отработанного ядерного топлива. Бюджет на этом зарабатывал. В 1991 году был введен запрет на импорт отходов, мощность заводов уменьшилась. Появилась такая проблема- что заводы нельзя закрыть. Т.к. нет технологий, чтобы остановить эти двигатели. Если завод не будет перерабатывать отходы, то будут выбросы с этого завода. И вот в 2000 году после долгих дискуссий убедили общественность, что нужно открыть такие заводы. Разрешен ввоз таких отходов, но очень большие стадии проверки и контроля.

Т.е. с консервацией большие проблемы, если работает предприятие атомного цикла. Т.е. очень мало возможностей их консервировать. В Москве 9 атомных реакторов. Их не могут остановить. Они продолжают работать. Например, находится в Серебряном Бору такой реактор. Нам, юристам, остается только верить, что эти реакторы нельзя остановить.

 

Например, в законе о животном мире написано, что запрещается акклиматизация и гибридизация животных без проведения государственной экологической экспертизы. например, в 83 году моряк перевёлся в Мурманск на флот и привез с собой камчатских крабов. И решили отпустить их на воду в акватории Кольского полуострова. Они размножились и съели всю морскую фауну Кольского полуострова. Т.е. без экспертизы выпускать на волю животных нельзя (это называется акклиматизация).