Экологические права граждан

Система экологических прав

Экологические права и обязанности граждан и иных субъектов

19.10.2011.

Центральный объект охраны- это окружающая среда места обитания человека.

Статья 42 КРФ- право на благоприятную окружающую среду, получение достоверной информации о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Субъектом этого права являются не только граждане, но и иностранные граждане и лица без гражданства.

Статья 20- право на жизнь. Состояние окружающей среды может представлять собой угрозу. Право свободно получать, передавать, воспроизводить и передавать информацию.

Статья 36- право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю.

Статья 41- право граждан на охрану здоровья.

В Конституции есть обязанность граждан- бережно относиться к природным богатствам. В Конституции закреплено только две обязанности: защищать отечество и беречь природу.

Помимо Конституционных прав и обязанностей, экологические права сформулированы в ФЗ «Об ООС»- статья 11:

Ø Право создавать общественные объединения

Ø Право обращаться в органы государственной власти

Ø Ст. 80- право обращаться в суд с требованием о прекращении, ограничении экологически вредной деятельности (ст. 1064, 1065 ГК- прекращение в судебном порядке деятельности, которая причиняет вред или может причинять вред в будущем)

Ø Любой гражданин может обратиться с иском с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей средой

В Градостроительном законодательстве есть право, которое называется: право на благоприятную среду жизнедеятельности.

Право на благоприятную окружающую среду- речь идет о природной среде. Хотя законодательство слово «природный» не употребляет. Природная среда далеко не всегда благоприятна для человека.

Окружающая среда как природная среда крайне неоднородна. Её состояние будет зависеть от демографических, географических факторов.

Ст. 1 З о ООС- понятие окружающей среды: «совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов». В этом определении никак не упоминается человек. В Конституции же право на благоприятную окружающую среду закреплено именно за человеком. В доктринальном понятии три основных составляющих:

1) Санитарно-гигиенический аспект- пригодность для проживания

2) Эстетический аспект

3) Аспект экономический

Понятие собирательное. То или иное место оценивается как благоприятное или нет, учитывая такие моменты. Санитарно-гигиенический аспект имеет правовую форму: это предельно-допустимые концентрации (ПДК), предельно допустимое воздействие (ПДУ). Такие нормативы утверждаются Минздравом (Постановлением Главного Санитарного Врача).

Право на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды. Граждане имеют право на получение информации о состоянии окружающей среды в месте постоянного своего проживания. А что понимать под местом постоянного проживания? А если человек живет не там, где прописан- то это может быть местом его проживания?

Если возникнет спор по этому поводу, то это будет нарушением его конституционного права. эта конкретизация была сделана для того, чтобы любопытные граждане не интересовались объектами атомной энергетики или военным объектом.

Информация бывает разной. Есть закон о гос тайне, который ограничивает доступ к информации. Иногда информация о состоянии окружающей среды может нарушать принцип защиты государственной тайны. Есть закон о защите гос тайны- ст. 5- не может быть отнесена к информации, составляющей гос тайну, информация о ЧС и о состоянии экологии.

Есть ФЗ о информации, информационных технологиях и о защите информации- не может быть ограничен доступ об информации окружающей среды.

Закон о коммерческой тайне в статье 5 воспроизводит аналогичные положения применительно к коммерческой тайне. Статья 5 относит к этому перечню сведения о загрязнении окружающей среды, о радиационной обстановке.

ФЗ «О гидрометеорологической службы»- функция службы- мониторинг окружающей среды. В рамках этой службы и подведомственных органов аккумулируется информация о состоянии ОС и её загрязнении. В этом законе прописан порядок доступа к этой информации.

Основные требования к информации:

· Достоверность, т.е. её правдивость

· Своевременность

· Полнота информации

Любой гражданин имеет право бесплатно получить информацию о состоянии окружающей среды в конкретном месте. Если нужна более сложная информация, то она предоставляется за плату.

Есть обязанность сообщать гражданам информацию о всевозможных ЧС. Она должна доводится до населения незамедлительно, как только она становится известна лицам, осуществляющим экологический мониторинг. Сокрытие информации является уголовным преступлением.

Право на возмещение вреда здоровью: вред, причиненный здоровью гражданина, не всегда является следствием экологического правонарушения.

Законодательство закрепляет прав гражданина на возмещение вреда вследствие неблагоприятного воздействия на окружающую среду.

Какой вред имеется в виду? Речь идет о таком вреде здоровью человека, который причиняется через воздух, через водные объекты загрязненные.

Здесь иногда существуют длинные и сложно доказуемые причинно-следственные связи. В Российской судебной практике известны случаи, когда причинялся генетический вред здоровью. например, радиационная авария на НПО «Маяк»- рождались дети с генетическими отклонениями. Такие дела доходили до ВС. Нет срока исковой давности по таким делам. Требование о его возмещении может быть предъявлено независимо от того срока, который прошел с момента причинения вреда.

Оценка складывается из затрат на лечение, необходимости изменения места жизни и т.д. Но сейчас практически граждане не предъявляют такие иски. Чаще их предъявляют прокуроры, либо общественные организации. После Чернобыльской аварии единицы обращались в суд за защитой своих прав.

Иные права граждан:

i. Право на участие в принятии экологически важных решений- вытекает из смысла законодательства

В 1998 году была открыта для подписания Конвенция о доступе к информации, участии общественности в принятии экологически важных решений и доступе к правосудии. Была подписана в городе Орхусс. Сейчас она подписана и ратифицирована. Но РФ её ни подписало, ни ратифицировала. Там есть ряд норм прямого действия, которые устанавливают сроки, процедуру, действия. Эту Конвенцию ратифицировала и Белоруссия, и Украина.

 

Экологически значимые решения- любые решения, которые принимаются субъектами хозяйственной деятельности, которые могут затронуть права и обязанности граждан в сфере охраны окружающей среды.

Это могут быть самые различные решения.

Как Законодательство пытается это право обеспечить? Иногда это право на проведение референдума по тому или иному вопросу, иногда это обязательность проведения публичных или общественных слушаний, иногда это экологическая экспертиза.

Это также могут быть местные референдумы, сходы граждан. Помимо этого закона есть также законодательство субъектов федерации. Есть правовые акты органов местного самоуправления.

Статья 28 ГрК содержит норму императивную- определяет порядок проведения публичных слушаний при утверждении генерального плана. При обсуждении и принятии одним из обязательных этапов является проведения публичных слушаний.

Публичные слушания должны проводятся при утверждении правил землепользования и застройки.

Изменения в ген план и в правила застройки территорий должны также вноситься через публичные слушания.

Ген план- это не нормативный акт, а правила застройки- это уже нормативный акт.

Положение об оценке воздействия на окружающую среду- утв. Приказом Госкомэкологии в 2000 году. Предусмотрено в обязательном порядке проводить общественные слушания, которые назначаются по инициативе того лица, который будет проводить деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

Цель общественных слушаний- понять, как будут соблюдены интересы граждан. Граждане имеют право высказаться. Результаты публичных слушаний носят обязательный характер. Результаты слушаний об оценке воздействия на окружающей среды- рекомендательный характер.

Требование о публичных слушаний должно быть обязательно соблюдено, иначе вся деятельность, например, застройщика будет признана противозаконной.

Право на инициирование и на участие и проведение общественной экологической экспертизы. Порядок установлен ФЗ Об экологической экспертизе.

Экологические обязанности граждан РФ:

Есть обязанности иного рода, связанные с приобретением статуса Д.Л. или ИП.