В процессе эпидемиологической диагностики решаются следующие задачи.

Литература

Литература

Иммунопрофилактика

Профилактические прививки – наиболее эффективный способ предупреждения ряда инфекционных заболеваний с целью создания иммунитета. Инфекции, против которых проводят вакцинопрофилактику, считают вакциноуправляемыми или контролируемыми. За счет вакцинированных лиц создается коллективный иммунитет, т.е. иммунная прослойка населения.

Прививки проводятся в плановом порядке (иммунизации подвергают всех детей в определенные сроки после рождения) и по эпидемическим показаниям. Профилактические прививки проводятся в каждой стране по календарю прививок.

В Республике Казахстан организация и проведение профилактических прививок проводится согласно санитарным правилам и норм (СанПиН) №2295 от 30.12.2009 года.

КАЛЕНДАРЬ ПРИВИВОК РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Возраст ВГВ БЦЖ ОПВ (ИПВ) АКДС АДС АД-М АДС-М Хиб ККП
0-4 дня + +              
2 месяца +   + +       +  
3 месяца     + +       +  
4 месяца +   + +       +  
12-15 мес     +            
18 мес       +       + +
6-7 лет   +     +        
12 лет                 +
16-17 лет           + +    
Каждые 10 лет             +    

 

Запись о проведенной прививке делается в рабочем журнале (ф.64/у и 25/у и др.), который хранится в медицинских учреждениях по месту проведения прививок. Учет прививок, сделанных детям, осуществляется в истории развития ребенка, с указанием прививочной дозы, серии и контрольного номера. Также отмечается характер и сроки общих и местных осложнений. При развитии необычной реакции или осложнения необходимо поставить в известность руководителя учреждения.

На введение вакцин у детей и взрослых могут наблюдаться поствакцинальные осложнения местного и общего характера. К местным осложнениям относятся образование большого инфильтрата, аллергическая реакция с гиперемией кожи и значительным отеком, развитие абсцессов, связанных с заносом инфекции при нарушении стерильности.

Общие осложнения носят разнообразный характер и сопровождаются токсическими или аллергическими реакциями, поражением нервной системы, судорожным синдромом.

 

4. Иллюстративный материал: Плакаты и презентация лекции.

 

Основная:

1. Власов В.В. Эпидемиология. Учебное пособие. 2-е издание – М., 2006

2. Покровский В.И., Брико Н.И. Руководство к практическим занятиям по общей эпидемиологии с основами доказательной медицины. Учебное пособие – М., 2008.

3. Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В. Эпидемиология.- М.:Медицина, 2003.

4. Амиреев С.А. Эпидемиология. 2 т. Алматы 2002.

Дополнительная:

5. Амиреев С.А., Муминов Т.А., Черкасский Б.Л., Оспанов К.С. Стандарты и алгоритмы мероприятий при инфекционных болезнях. 1 т. Алматы, 2007.

6.Амиреев С.А., Муминов Т.А., Сергиев В.П., Оспанов К.С. Стандарты и алгоритмы мероприятий при инфекционных и паразитарных болезнях. 2 т. Алматы, 2008.

7.Савилов Е.Д. Мамонтова Л.М. и др. Применение статистических

методов в эпидемиологическом анализе.-М. «МЕД. пресс-информ», 2004.

8.Ющук Н.Д. Мартынов Ю.В. Краткий курс эпидемиологии. (схемы, таблицы). - М.: «Медицина», 2005.

9.Иммунопрофилактика инфекционных болезней: Учебно-методическое пособие. – Алматы, 2001.

10.Приказ № 349 МЗ РК от 15.08.2006. “Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям работы и медицинского обеспечения при проведении инфекционного контроля за внутрибольничными инфекциями в медицинских организациях Республики Казахстан».

 

6. Контрольные вопросы:

1. Основные методы профилактики.

2. Что такое активный и пассивный метод профилактики?

3. Что такое «карантин»? Цель его введения?

4. Методы дезинфекции, дезинсекции, дератизации.

5. Что такое иммунопрофилактика?

 

Лекция №6

1. Тема: «Эпидемиологический надзор за инфекционными заболеваниями, его основные принципы».

 

2. Цель: Формирование у студентов теоретических основ учения об эпидемиологическом надзоре за инфекционными заболеваниями, его принципах.

 

3. Тезисы лекции:

Эпидемиологический надзор представляет информационную систему обеспечения органов здравоохранения сведениями, необходимыми для осуществления мероприятий по профилактике и снижению заболеваемости населения.

Задачи эпидемиологического надзора:

• оценка масштабов, характера распространённости и социально-экономической значимости инфекционной болезни;

• выявление тенденций и оценка темпов динамики эпидемического процесса

данной инфекционной болезни во времени;

• районирование территорий с учётом степени реального и потенциального

эпидемиологического неблагополучия по данной инфекционной болезни;

• выявление контингентов населения, подверженных повышенному риску заболевания в силу особенностей их производственно-бытовых или иных условий жизни;

• определение адекватной системы профилактических и противоэпидемических мероприятий, планирование последовательности и сроков их реализации;

• контроль масштабов, качества и эффективности осуществляемых профилактических и противоэпидемических мероприятий в целях рациональной их корректировки;

• разработка периодических прогнозов эпидемиологической ситуации.

Основные принципы системы эпидемиологического надзора:

- использование единых для всех субъектов эпидемиологического надзора методологических подходов, сертифицированных критериев и методов оценки влияния биологических, природных и социальных факторов на эпидемический процесс наблюдаемой инфекции;

- унификация способов сбора, накопления, обработки, анализа, передачи и хранения информации (в частности, унификация соответствующих нормативно-методических документов);

- открытость информации для широкого круга пользователей и широкий обмен ею со всеми учреждениями и организациями, заинтересованными в результатах эпидемиологического надзора, а также информирование граждан.

- разграничение задач и функций федерального, регионального и локального уровней эпидемио- логического надзора

- активный и систематический сбор, анализ и оценка необходимой информации.

Функциональную структуру системы эпидемиологического надзора можно представить в виде последовательной цепи мероприятий:

• наблюдение на месте, сбор и регистрация информации;

• поэтапная передача данных ≪по вертикали≫, или ≪снизу вверх≫, т.е. от нижестоящих в вышестоящие уровни (звенья, подсистемы) системы эпидемиологического надзора (от районных — в областные, краевые и т.п., далее — в республиканский);

• обмен информацией ≪по горизонтали≫, т.е. между заинтересованными ведомствами и учреждениями (на уровне районов, областей, краёв, республик, страны),а также информирование граждан;

• эпидемиологический анализ и оценка данных по программам, специфичным

для каждого уровня эпидемиологического надзора;

• оценка эпидемиологической ситуации, т.е. постановка эпидемиологического

диагноза;

• обмен информацией по принципу обратной связи, или ≪сверху вниз≫, т.е.

распространение обобщённой информации от вышестоящих в нижестоящие уровни

(звенья, подсистемы) системы эпидемиологического надзора;

• разработка управленческих (управляющих) решений, т.е. рекомендаций по

планированию, организации и корректировке осуществляемых мероприятий;

• разработка прогноза развития эпидемиологической ситуации.

 

4. Иллюстративный материал: Плакаты и презентация лекции.

 

Основная:

1. Власов В.В. Эпидемиология. Учебное пособие. 2-е издание – М., 2006

2. Покровский В.И., Брико Н.И. Руководство к практическим занятиям по общей эпидемиологии с основами доказательной медицины. Учебное пособие – М., 2008.

3. Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В. Эпидемиология.- М.:Медицина, 2003.

4. Амиреев С.А. Эпидемиология. 2 т. Алматы 2002.

 

Дополнительная:

1. Амиреев С.А., Муминов Т.А., Черкасский Б.Л., Оспанов К.С. Стандарты и алгоритмы мероприятий при инфекционных болезнях. 1 т. Алматы, 2007.

2. Амиреев С.А., Муминов Т.А., Сергиев В.П., Оспанов К.С. Стандарты и алгоритмы мероприятий при инфекционных и паразитарных болезнях. 2 т. Алматы, 2008.

3. Ющук Н.Д. Мартынов Ю.В. Краткий курс эпидемиологии (схемы, таблицы). - М.: «Медицина», 2005.

4. Лукьянова Е.А. Медицинская статистика.- М.: Изд. РУДН, 2002.

 

6. Контрольные вопросы:

1. Дайте определение «эпидемиологического надзора».

2. Назовите основные задачи «эпиднадзора».

3. Назовите основные принципы «эпиднадзора».

4. Назовите основную структуру системы «эпиднадзора».

 

 

Лекция № 7

1. Тема: «Эпидемиологический диагноз, определение, цель, задачи, этапы»

 

2. Цель: Формирование у студентов теоретических основ эпидемиологического диагноза, целей, задач, этапов.

3. Тезисы лекции:

Эпидемиологическая диагностика - это раздел общей эпидемиологии, представляющий собой систему методов распознавания конкретных проявлений эпидемического процесса, причин и условий его развития, а также оценки эпидемической ситуации.

Цель эпидемиологической диагностики- получить на основе анализа причин и условий развития эпидемического процесса исходные данные, необходимые для определения главного (стратегического) направления в комплексе противоэпидемических мероприятий и конкретизировать их содержание. Эпидемиологическая диагностика составляет основу системы эпидемиологического надзора за инфекционными болезнями.

1. Оценка проявлений эпидемического процесса по территориям, группам и времени риска.

2. Формулирование гипотезы о факторах риска.

3. Проверка гипотез и расшифровка механизма причинно-следственных связей, приводящих к заболеваемости, достаточная для назначения эффективных в данной обстановке противоэпидемических мероприятий.

4. Прогнозирование развития эпидемической ситуации; оценка достоверности гипотез относительно эффекта и эффективности мер профилактики.

Эпидемиологический метод исследования- это совокупность методических приемов, позволяющих на основе анализа сведений о заболеваемости (распределение заболеваемости в группах населения, во времени и пространстве) выявить причины, ее формирующие (факторы риска), и установить механизм их влияния на нее. С помощью данного метода определяют актуальныме меры профилактики, обосновывают рациональные профнлактические мероприятия и оценивают их эффективность.

Основу эпидемиологического метода составляют 4 группы методических приемов: описательно-оценочные, аналитические, экспериментальные; прогностические.

Описательно-оценочные приемы объединяют приемы, позволяющие описывать заболеваемость по формам ее проявления. С их помощью можно выявить наиболее приоритетные проблемы профилактики.

К примеру, на определенной территории распространены 50 нозологических форм и инфекционных болезней населения. Организовать их профилактику возможно с помощью двух различных подходов 1) путем равномерного распределения по каждой из них имеющихся сил и средств, независимо or показателей заболеваемости; 2) путем выявления заболеваний, наносящих наибольший ущерб (выявить приоритетные проблемы), и сосредоточения в первую очередь усилий на их профилактике. Второй подход более рационален и дает наибольший эффект в профилактической работе.

Аналитические методические приемы предусматривают формулирование и проверку гипотез относительно причин распространения заболеваемости, а также изучение механизмов влияния последних на нее и поиск таких их переменных, па которые можно воздействовать доступными противоэпидемическими мероприятиями.

Гипотезы формулируются на основе фактов описательной эпидемиологии, а также результатов специальных исследований с помощью различных методов. Причем чаще используются следующие методы: 1) «случай-контроль» - сопоставление информации о подверженности действию изучаемого фактора больных (случай) и не больных (контроль) определенной болезнью; 2) ретроспективный эпидемиологический анализ, позволяющий выявить наиболее типичные устойчивые причины и условия, формирующие заболеваемость в течение определенного периода времени; 3) оперативный эпидемиологический анализ, позволяющий выявлять причины и условия, формирующие заболеваемость в настоящее время.

Экспериментальные методические приемы (эпидемиологический эксперимент) дают возможность получать новые знания, необходимые для совершенствования мероприятий, направленных на профилактику и борьбу с болезнями. В эпидемиологических исследованиях, различают эксперименты: а) контролируемый; б) неконтролируемый; в) естественный.

Контролируемый эксперимент предполагает формирование двух групп, одна из которых подвергается воздействию профилактическою мероприятия (в расчете на нейтрализацию выявленного фактора риска), а другая, равноценная по всем признакам группа, этому воздействию не подвергается. В обеих группах учитывается заболеваемость определенной болезнью. Итогом контролируемого эксперимента является доказательство гипотезы

относительно фактора риска, а также количественная оценка профилактического действия (мероприятия).

Неконтролируемый эксперимент предусматривает вмешательство в естественный ход распространения заболеваемости путем повседневной профилактической работы органов и учреждений здравоохранения. По истечении определенного периода оценивают уровень, структуру и динамику заболеваемости и на основании полученных данных обосновывают вывод относительно эффективности (неэффективности) повседневно проводимых профилактических мероприятий.

Естественный эксперимент - это различные чрезвычайные ситуации (эпидемические вспышки), изучение которых дает новую информацию, необходимую для совершенствования профилактической работы.

Прогностические методические приемы позволяют прогнозировать развитие эпидемического процесса на предстоящий период. Совокупность прогностических методик, используемых в эпидемиологии, включает формально-математические прогностические методы, разработку моделей развития эпидемического процесса и методы экспертных оценок.

При использовании формально-математических методов прогноз заболеваемости на предстоящий период делают, используя определенный математический метод. При этом полагают, что причины и условия, формирующие заболеваемость, в будущем существенно меняться не будут.

При разработке прогнозов развития заболеваемости на основе детерминированных моделей учитывают степень влияния на заболеваемость изменяющихся причин ее формирующих. Этот вид прогнозирования используется в научных исследованиях.

Методы экспертных оценок развития эпидемического процесса базируются на профессиональном опыте и способности отдельных лиц или научных коллективов предвидеть развитие событий. К экспертным методам прибегают нередко, когда отсутствуют или имеется очень мало статистических данных.

 

4. Иллюстративный материал: Плакаты и презентация лекции.