Мероприятия, направленные на прерывание путей передачи инфекции

Контрольные вопросы

Литература

Контрольные вопросы

Литература

Классификация инфекционных заболеваний

Литература

Литература

Основная:

1. Власов В.В. Эпидемиология. Учебное пособие. 2-е издание – М., 2006

2. Покровский В.И., Брико Н.И. Руководство к практическим занятиям по общей эпидемиологии с основами доказательной медицины. Учебное пособие – М., 2008.

3. Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В. Эпидемиология.- М.:Медицина, 2003.

4. Амиреев С.А. Эпидемиология. 2 т. Алматы 2002.

 

Дополнительная:

1. Амиреев С.А., Муминов Т.А., Черкасский Б.Л., Оспанов К.С. Стандарты и алгоритмы мероприятий при инфекционных болезнях. 1 т. Алматы, 2007.

2. Амиреев С.А., Муминов Т.А., Сергиев В.П., Оспанов К.С. Стандарты и алгоритмы мероприятий при инфекционных и паразитарных болезнях. 2 т. Алматы, 2008.

3. Ющук Н.Д. Мартынов Ю.В. Краткий курс эпидемиологии (схемы, таблицы). - М.: «Медицина», 2005.

4. Лукьянова Е.А. Медицинская статистика.- М.: Изд. РУДН, 2002.

 

6. Контрольные вопросы:

1. Дайте определение «эпидемиологии».

2. Эпидемиология как общемедицинская наука.

3. Цели и задачи эпидемиологии.

4. Методы эпидемиологии – это…?

5. Предмет эпидемиологии – это…?

6. Эпидемический процесс – это……..

 

Лекция №2

1. Тема: «Учение об эпидемическом процессе»

 

2. Цель: Формирование у студентов теоретических основ учения об эпидемическом процессе.

 

3. Тезисы лекции:

Учение об эпидемическом процессе.Л.В.Громашевский определил эпидемиологию как науку о закономерностях эпидемического процесса. Предмет изучения эпидемиологии – эпидемический процесс – сложное социально-биохимическое явление.

Эпидемический процесс – это цепь непрерывных, следующих друг за другом инфекционных состояний, от бессимптомного носительства до манифестных форм, вызванных циркулирующим в коллективе возбудителем. Данный процесс проявляется в виде эпидемических очагов, с одним или несколькими случаями болезни или носительства.

В основе эпидемического процесса лежит взаимодействие элементов паразитарной системы: популяции паразита и хозяина, которые характеризуются гетерогенностью и динамической изменчивостью. Они состоят из особей с генотипическими (обладающими определенной наследственной совокупностью генов) и фенотипическими (реализующими свой генотип в определенных условиях окружающей среды) различиями. Диапазон различий определяется генофондом (совокупностью геном особи) данной популяции и фенотипическим выражением генотипов в соответствии с условиями их жизнедеятельности.

Гетерогенность популяции паразита выражается в варьирующих степенях вирулентности, антигенности, фаголизабельности и ряда других биологических признаков.

Популяция хозяина гетерогенна по степени восприимчивости, в том числе по способности вырабатывать иммунный ответ, а также по возрасту, полу, неспецифической резистентности, питанию и т.д.

Взаимодействием неоднородных и динамически изменяющихся популяций паразита и хозяина в ходе эпидемического процесса определяется его саморегулирующая способность, свойственная всем живым открытым биологическим системам.

Этим обуславливается и саморегулирующаяся смена фаз резервации возбудителя и его активности (эпидемического распространения). Фаза резервации возбудителя обеспечивается различными формами заразоносительства (а также персистенцией возбудителя, вертикальной передачей), субклиническими, бессимптомными или абортивными формами проявления инфекционного процесса. Переход от фазы резервации к фазе активации (или эпидемического распространения) обеспечивается как ростом популяции возбудителя и повышением его патогенности, так и изменениями восприимчивости популяции хозяина (человеческого коллектива), обусловленными миграцией (перемешивание и формирование новых коллективов, отсутствие поствакцинального иммунитета), различными другими социальными и природными явлениями, приводящими к активации механизма передачи. Фаза активации, в силу отрицательной обратной связи вновь переходит в фазу резервации.

Таким образом, саморегуляция эпидемического процесса представляет собой приведение взаимодействующих элементов в динамическое соответствие с меняющимися условиями их существования.

Эпидемический процесс локализуется на базе социо-экосистемы. Выделяют локальную социо-экосистему, социально детерминирующую эпидемический процесс на определенной ограниченной территории (в коллективе, в любом человеческом обществе в пределах одного государства), и глобальную социо-экосистему, в которой эпидемический процесс принимает пандемическую форму и обусловлен международными миграционными процессами, межгосударственными разнообразными связями и обменами.

Эпидемический очаг (по Л.В.Громашевскому) – это место пребывания источника инфекции с окружающей территорией в тех пределах, в которых он способен в данной конкретной обстановке при данной инфекции передавать заразное начало окружающим. Очаг существует в пространстве и во времени; может считаться угасшим (ликвидированным) в том случае, когда в его пределах прерывается циркуляция возбудителя, полностью исчезает заразное начало.

Эпидемический процесс состоит из трех звеньев(и существует тоже только при наличии всех трех звеньев):

1 звено – источник инфекции – человек или животное, которое в результате жизнедеятельности выделяет возбудителя в окружающую среду;

2 звено – механизм передачи возбудителя – способ, с помощью которого возбудитель выделяется от источника инфекции и попадает к здоровому человеку. Механизм включает в себя пути и факторы передачи. Путь передачи – это конкретный способ попадания возбудителя к здоровому человеку. Факторы передачи – предметы окружающей среды, которые способны сохранять возбудителя;

В природе различают 4 механизма передачи:

1) фекально-оральный (пищевой, водный путь и через предметы окружающей среды);

2) аэрогенный (воздушно-капельный и воздушно-пылевой пути);

3)парентеральный (трансмиссивный, вертикальный, половой, трансфузионный, трансплантационный и инструментальный пути);

4)контактный (через кожные покровы, чаще с нарушенной целостностью).

3 звено – восприимчивый организм.

Итак, предметом эпидемиологии являются:

• процесс возникновения и распространения любых патологических со­
стояний среди людей (в популяции),

• состояние здоровья (невозможность возникновения и распространения
патологических состояний).

Эпидемиология инфекционных заболеваний — это важнейшая со­ставная часть общей науки (заметим, что по сути, многие процессы, кото­рые не относят к инфекционным, являются таковыми). Поэтому необхо­димо не только исследовать биологическую сущность взаимодействия популяций паразита и хозяина, но также профессионально на современ­ном уровне использовать популяционные методы. Именно при популяционных исследованиях возможно установить конкретную значимость биологического, социального и природного факторов.

Эпидемический очаг— место пребывания источника инфекции с окружаю­щей его территорией в тех пределах, в которых возбудитель способен пере­даваться от источника инфекции к людям, находящимся в общении с ними.

Существует два понятия, которые характеризуют эпидемический очаг. Это границы очага и продолжительность его существования.

Границы очага определяются особенностями механизма передачи кон­кретной инфекционной болезни и специфическими особенностями сре­ды, в которой пребывает источник инфекции.

Продолжительность существования очага определяется временем пре­бывания источника и сроком максимального инкубационного периода конкретной инфекции. После убытия больного или его выздоровления очаг сохраняет свое значение в течение максимального инкубационного периода, так как возможно появление новых больных.

Метод эпидемиологического обследования очагов— специфическая совокупность приемов, которая предназначена для изучения причин возник­новения и распространения инфекционных заболеваний в этом очаге. Это означает, что целью эпидемиологического обследования очага является выявление источника возбудителя инфекции, путей и факторов его переда­чи и контактных, подвергшихся риску заражения.

Эпидемиологическое обследование очагов является одним из важных разделов деятельности эпидемиолога и оперативно осуществляется сразу после установления факта существования эпидемического очага.

Очаги могут возникать в квартирах, детских дошкольных учреждени­ях, образовательных учреждениях, различных промышленных предприя­тиях, на определенных территориях и т. п.

Количество случаев в очаге может ограничиваться одним заболевшим либо множеством заболевших (вспышки). Эта работа проводится экст­ренно, потому что без эпидемиологического диагноза невозможно разра­ботать целенаправленные противоэпидемические мероприятия по лик­видации очага (рецепт эпидемиолога).

В современной эпидемиологии для определения проявлений эпидемического процесса используют два вида терминов и понятий:
1) термины, отражающие проявления эпидемического процесса на качественной основе;
2) термины, отражающие проявления эпидемического процесса на количественной основе.
Терминами, отражающими проявления эпидемического процесса на качественной основе (традиционными эпидемиологическими понятиями), являются: эндемическая заболеваемость, экзотическая заболеваемость, спорадическая заболеваемость, эпидемическая заболеваемость.

 

4. Иллюстративный материал: Плакаты и презентация лекции.

 

Основная:

1. Власов В.В. Эпидемиология. Учебное пособие. 2-е издание – М., 2006

2. Покровский В.И., Брико Н.И. Руководство к практическим занятиям по общей эпидемиологии с основами доказательной медицины. Учебное пособие – М., 2008.

3. Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В. Эпидемиология.- М.:Медицина, 2003.

4. Амиреев С.А. Эпидемиология. 2 т. Алматы 2002.

 

Дополнительная:

1. Амиреев С.А., Муминов Т.А., Черкасский Б.Л., Оспанов К.С. Стандарты и алгоритмы мероприятий при инфекционных болезнях. 1 т. Алматы, 2007.

2. Амиреев С.А., Муминов Т.А., Сергиев В.П., Оспанов К.С. Стандарты и алгоритмы мероприятий при инфекционных и паразитарных болезнях. 2 т. Алматы, 2008.

3. Ющук Н.Д. Мартынов Ю.В. Краткий курс эпидемиологии (схемы, таблицы). - М.: «Медицина», 2005.

4. Лукьянова Е.А. Медицинская статистика.- М.: Изд. РУДН, 2002.

6.Контрольные вопросы:

1. Что такое эпидемический процесс?

2. Из каких звеньев состоит эпидемический процесс?

3. Что такое эпидемический очаг?

4. Методы обследования эпидемического очага.

Лекция №3

1. Тема: «Современная эпидемиологическая классификация инфекционных (паразитарных) болезней.»

 

2. Цель: Формирование у студентов теоретических основ о современной эпидемиологической классификации инфекционных (паразитарных) болезней.

 

3. Тезисы лекции:

Источник инфекциипервое звено эпидемического процесса. Источником возбудителей инфекционных заболеваний является организм человека или животного, в котором данный возбудитель нашел среду обитания, размножения и из которой он выделяется жизнеспособным во внешнюю среду. Источником инфекции могут быть больной человек, бактерио-, вирусоноситель, реконвалесцент, животные и птицы.

Из источника инфекции посредством соответствующих механизмов передачи возбудитель попадает в восприимчивый организм.

Механизм передачи возбудителя является вторым звеном эпидпроцесса, при этом возбудитель из зараженного организма попадает в восприимчивый организм. В процессе эволюции патогенные микроорганизмы выработали способность проникать в организм через определенные органы и ткани, которые получили название входных ворот инфекции. После внедрения возбудитель локализуется в определенных органах или системах. В зависимости от входных ворот и локализации возбудителя в организме выделяют следующие основные механизмы передачи инфекционных заболеваний.

Фекально-оральный механизм передачи. Попадание возбудителя в здоровый организм происходит через рот; локализуется он в желудочно-кишечном тракте человека; выводится из организма с испражнениями. Фекально-оральный механизм реализуется водным, пищевым и бытовым путями. Факторами передачи инфекции являются вода, пищевые продукты, загрязненные руки, почва, предметы обихода, мухи. Человек заражается кишечными инфекциями при питье инфицированной воды, использовании ее в хозяйственных целях или при купании в загрязненных водоемах; при употреблении инфицированных молока и молочных продуктов, яиц, мяса и мясных продуктов, немытых овощей и фруктов.

Аэрогенный (аспирационный) механизм передачи. Заражение происходит при вдыхании инфицированного воздуха. Возбудитель локализуется на слизистых оболочках верхних дыхательных путей; выделяется с выдыхаемым воздухом, мокротой, слизью, при кашле, чихании, разговоре. Аэрогенный механизм передачи реализуется воздушно-капельным и воздушно-пылевым путями; факторами передачи служат инфицированный воздух, предметы обихода (книги, игрушки, посуда, белье).

Трансмиссивный механизм передачи. Возбудитель находится в крови. Естественный путь передачи происходит через кровососущих насекомых (вши, комары, блохи, клещи, москиты); искусственный - при переливании крови и ее препаратов, парентеральных вмешательствах через медицинский инструментарий.

Контактный механизм передачивозникает при локализации возбудителя на кожном покрове и слизистых оболочках. Заражение происходит при непосредственном контакте с больным человеком или его личными вещами (одежда, обувь, расческа) и предметами обихода (постельные принадлежности, общий туалет и ванну).

Трансплацентарный (вертикальный) механизм передачи. Передача возбудителя от матери плоду осуществляется через плаценту или во время родов (при прохождении плода через родовые пути).

Восприимчивый организм– третье звено эпидемического процесса. Восприимчивость людей к инфекционным заболеваниям зависит от иммунологической реактивности организма. Чем больше иммунная прослойка (люди, переболевшие данной инфекцией или вакцинированные), тем меньше восприимчивость населения к данной инфекции. Выключение одного из звеньев эпидемической цепи позволяет ликвидировать очаг инфекции.

Существует много классификаций инфекционных болезней. Общепризнанной является классификация Л.В.Громашевского, в которую укладываются все известные инфекционные болезни. Она основана на механизме передачи инфекционного начала:

I - кишечные инфекции (сальмонеллез, дизентерия);

II – инфекции дыхательных путей (грипп, корь, ветряная оспа);

III – кровяные инфекции (вирусные гепатиты парентерального генеза, сыпной тиф, ВИЧ-инфекция);

IV – инфекции наружных покровов (чесотка, ящур, столбняк);

V – смешанные инфекции (сибирская язва, чума).

Существуют и другие классификации инфекционных болезней:

По источнику инфекции:

I - антропонозы (источник – человек);

II – зоонозы (источник – животное);

III – антропозоонозы (источник – и человек и животное);

IV – сапронозы (возбудители инфекции – свободноживущие организмы, например, легионеллы).

По контагиозности:

I - неконтагиозные или незаразные болезни (ботулизм, отравление стафиллококковым энтеротоксином и др.);

II – малоконтагиозные (инфекционный мононуклеоз, орнитоз, ГЛПС, бруцеллез и др.);

III – контагиозные (дизентерия, грипп, брюшной тиф и др);

IV – высококонтагиозные (натуральная оспа, чума и др.).

По этиологическому принципу: бактериозы, отравления бактериальными токсинами, вирусные болезни, риккетсиозы, хламидиозы, микоплазмозы, протозойные болезни, микозы, гельминтозы и др.

 

Общепринятой является классификация Л.В.Громашевского, в основу которой положен единый принцип - локализация возбудителя в организме. В соответствии с этим признаком, определяющим механизм передачи возбудителя, все инфекционные заболевания делятся на 4 основные группы:

Кишечные инфекции. Возбудителиэтой группы болезней в организм человекапопадают через пищеварительный тракт, вызывая в нем специфические изменения, ведущие к появлению характерных клинических симптомов. К группе кишечных инфекций относятся брюшной тиф, паратифы А и В, дизентерия, сальмонеллез, холера, пищевые токсикоинфекции, вирусный гепатит А, кишечный иерсиниоз и др.

Инфекции дыхательных путей. Их возбудителилокализуются на слизистой верхних дыхательных путей. Важнейшими болезнями этой группы являются грипп, парагрипп, острые респираторные вирусные заболевания, менингококковая инфекция, корь, краснуха, коклюш и др.

Кровяные инфекции включают заболевания, возбудители которых передаются через кровососущих насекомых (малярия, боррелиозы, геморрагические лихорадки, чума, вирусные энцефалиты); при переливании крови и ее препаратов или через медицинский инструментарий (вирусный гепатит В и С, ВИЧ-инфекция и т.д.).

К инфекциям наружных покрововотносятся болезни, которые развиваются при проникновении возбудителя через кожу и/или слизистые оболочки в результате их повреждения. Такими заболеваниями являются бешенство, рожа, столбняк, сибирская язва, ящур, сап и др.

По этиологическому фактору инфекционные болезни можно разделить на следующие группы: вирусные, микробные, протозойные, грибковые и гельминтозы.

Согласно биологическому принципу в зависимости от среды обитания возбудителя - организм человека, животного или объекты окружающей среды, различают 4 основные группы инфекционных заболеваний:

антропонозы – резервуаром инфекции и восприимчивым организмом является человек (вирусные гепатиты, ВИЧ-инфекция, корь, холера и др.);

зооантропонозы - резервуаром инфекции являются животные, а восприимчивым организмом – человек;

зоонозы - резервуаром инфекции и восприимчивым организмом являются животные (бруцеллез, бешенство, сибирская язва и др);

сапронозы – резервуаром возбудителя являются объекты окружающей среды (вода, почва и др).

4. Иллюстративный материал: Плакаты и презентация лекции.

Основная:

1. Власов В.В. Эпидемиология. Учебное пособие. 2-е издание – М., 2006

5. Покровский В.И., Брико Н.И. Руководство к практическим занятиям по общей эпидемиологии с основами доказательной медицины. Учебное пособие – М., 2008.

6. Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В. Эпидемиология.- М.:Медицина, 2003.

7. Амиреев С.А. Эпидемиология. 2 т. Алматы 2002.

 

Дополнительная:

5. Амиреев С.А., Муминов Т.А., Черкасский Б.Л., Оспанов К.С. Стандарты и алгоритмы мероприятий при инфекционных болезнях. 1 т. Алматы, 2007.

6. Амиреев С.А., Муминов Т.А., Сергиев В.П., Оспанов К.С. Стандарты и алгоритмы мероприятий при инфекционных и паразитарных болезнях. 2 т. Алматы, 2008.

7. Савилов Е.Д. Мамонтова Л.М. и др. Применение статистических

методов в эпидемиологическом анализе.-М. «МЕД. пресс-информ», 2004.

8. Ющук Н.Д. Мартынов Ю.В. Краткий курс эпидемиологии. (схемы, таблицы). - М.: «Медицина», 2005.

9. Иммунопрофилактика инфекционных болезней: Учебно-методическое пособие. – Алматы, 2001.

10. Программа по противодействию эпидемии СПИД - а в РК на 2001-2005 гг., утв. постановлением Правительства РК № 1207 от 14.09.01г.

11. Приказ № 349 МЗ РК от 15.08.2006. “Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям работы и медицинского обеспечения при проведении инфекционного контроля за внутрибольничными инфекциями в медицинских организациях Республики Казахстан».

12. Лукьянова Е.А. Медицинская статистика.- М.: Изд. РУДН, 2002.

9. Медик В.А., Токмачев М.С., Фишман Б.Б.Статистика в медицине и

биологии. М.: Медицина, 2000.

 

1. Кто является источником инфекции?

2. Перечислите три звена эпидемической цепи.

3. Какие существуют механизмы передачи инфекции?

4. Что взято за основу в классификации Л.В.Громашевского?

5. Какие заболевания называются «антропонозами», «зоонозами», «зооантропонозами», «сапронозами»?

 

 

Лекция № 4

1. Тема: «Эпидемиологические методы исследования»

 

2. Цель: Формирование у студентов теоретических основ об эпидемиологических методах исследования

 

3. Тезисы лекции:

Эпидемиология –это общемедицинская наука, изучающая причины, условия и механизм формирования заболеваемости населения путем анализа особенностей ее распределения по территории, среди различных групп населения и во времени, и использующая эти данные для разработки способов профилактики и ликвидации заболеваемости. Из этого определения понятны предмет и задачи эпидемиологии.

Метод эпидемиологии – это комплексный подход к изучению эпидемического процесса, который включает в себя:

4) Эпидемиологическое обследование:

· эпидемическое обследование заболевания с целью выявления причин его возникновения и условий, благоприятствующих распространению заразного начала. Обследование начинается с опроса больного и окружающих, затем производят санитарный осмотр бытовой обстановки, условий труда, берут материал для лабораторных исследований;

· разнообразные микробиологические, аллергологические и санитарно-химические анализы с целью уточнения диагноза и выявления путей распространения инфекции; серологические методы исследования для определения иммунологической структуры населения;

· энтомологические и паразитологические исследования с целью установления вида членистоногих, участвующих в переносе заразного начала, а так же зоологические исследования при определенных заболеваниях для выявления видов грызунов, способных сохранить инфекцию в природе и передавать ее человеку.

5) Сравнительно-эпидемиологическое описание, включающее в себя статистический анализ заболеваемости, что позволяет провести сравнительный анализ во времени, по половой принадлежности, возрасту и т.д.

6) Эксперимент:

1. опыты на животных с целью проверки новых профилактических и лечебных средств;

2. проверка эффективности новых инсектицидов, средств дезинфекции и дератизации;

3. проверка на людях новых вакцин и профилактических мероприятий;

4. эпизотоологические опыты по выявлению некоторых сторон эпидемического процесса.

4. Иллюстративный материал: Плакаты и презентация лекции.

 

Основная:

1. Власов В.В. Эпидемиология. Учебное пособие. 2-е издание – М., 2006

2. Покровский В.И., Брико Н.И. Руководство к практическим занятиям по общей эпидемиологии с основами доказательной медицины. Учебное пособие – М., 2008.

3. Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В. Эпидемиология.- М.:Медицина, 2003.

4. Амиреев С.А. Эпидемиология. 2 т. Алматы 2002.

 

Дополнительная:

5. Амиреев С.А., Муминов Т.А., Черкасский Б.Л., Оспанов К.С. Стандарты и алгоритмы мероприятий при инфекционных болезнях. 1 т. Алматы, 2007.

6. Амиреев С.А., Муминов Т.А., Сергиев В.П., Оспанов К.С. Стандарты и алгоритмы мероприятий при инфекционных и паразитарных болезнях. 2 т. Алматы, 2008.

7. Савилов Е.Д. Мамонтова Л.М. и др. Применение статистических

методов в эпидемиологическом анализе.-М. «МЕД. пресс-информ», 2004.

8. Ющук Н.Д. Мартынов Ю.В. Краткий курс эпидемиологии. (схемы, таблицы). - М.: «Медицина», 2005.

9. Лукьянова Е.А. Медицинская статистика.- М.: Изд. РУДН, 2002.

10. Медик В.А., Токмачев М.С., Фишман Б.Б.Статистика в медицине и

биологии. М.: Медицина, 2000.

1. Какие существуют эпидемиологические методы исследования?

2. С какой целью проводится эпидемиологическое обследование?

3. Медицинская статистика – это….?

4. На чем основывается анализ эпидемиологической ситуации в очаге?

 

Лекция №5

1. Тема: «Система профилактических и противоэпидемических мероприятий и средств».

2. Цель: Формирование у студентов теоретических основ учения об эпидемическом процессе.

3. Тезисы лекции:

Профилактика инфекционных заболеваний направлена на их предупреждение и включает проведение общих и специальных мероприятий.

К общим относятся государственные мероприятия социально – экономического характера, направленные на повышение жизненного уровня и благосостояния граждан, улучшение условий труда и отдыха, медицинского обеспечения населения (улучшение материально-технического обеспечения медицинских учреждений, повышение квалификации персонала), санитарно-технические (коммунальное благоустройство) и мелиоративные мероприятия.

К специальным мероприятиям относят своевременное выявление и обезвреживание источника инфекции. Различают активные и пассивные методы выявления.

К активным методам выявления относятся: обход медицинскими работниками населенных квартир; выявление больных по сигналам санитарного актива; выявление больных при профилактических осмотрах и обследованиях; выявление больных в период медицинского наблюдения в очагах.

К пассивному выявлению относятся случаи обращения за медицинской помощью самого пациента или его родственников.

При проведении санитарно-просветительной работы необходимо пропагандировать раннее обращение больных. Лихорадящие пациенты должны вызывать врача на дом. При выявлении инфекционного больного подается экстренное извещение (форма 58), больной изолируется на дому или госпитализируется в стационар. Особое внимание уделяется декретированному контингенту – работникам питания, водоснабжения, детских дошкольных учреждений.

Показания к госпитализации могут быть клинические и эпидемиологические. К последним относятся: особенности профессии пациента - работник пищевого предприятия или лицо, к нему приравненное; проживание больного в общежитии, отсутствие коммунальных удобств, наличие детей, посещающих детские учреждения.

Госпитализация инфекционных больных проводится в инфекционный стационар (отделение), где пациент получает адекватное лечение. Выписка переболевших из стационара производится после нормализации клинических и лабораторных показателей под наблюдение врача КИЗа.

Санитарно-просветительная работа среди населения занимает существенное значение в профилактике инфекционных заболеваний.

Особую роль играет пропаганда здорового образа жизни, включающая рациональное питание, занятия физкультурой и спортом, закаливание, борьбу с вредными привычками (курение, наркомания, алкоголизм), гигиену труда и отдыха.

Различают устные, печатные и наглядные методы санитарного просвещения. К средствам устной санитарно-просветительной работы относятся лекции, беседы, радиовещание; печатной – издание брошюр, буклетов, памяток, листовок, выпуск стенгазет и санбюллетеней; наглядной – плакаты, муляжи, слайды, кино-, видеофильмы, выставки, телепередачи и др.

Не менее важным мероприятием профилактики инфекционных заболеваний является установление карантина.

Карантин включает комплекс административных и медико-санитарных мероприятий, предупреждающих занос инфекции на благополучную территорию, и препятствует распространению инфекции за пределы эпидемического очага.

Дезинфекция — уничтожение возбудителей инфекционных болезней в окружающей человека среде.

Различают два вида дезинфекции — очаговую и профи­лактическую. Очаговая дезинфекция проводится в эпиде­мических очагах и подразделяется на текущую (в присутствии источника) и заключительную (после удаления источника).

Текущая дез­инфекция проводится для немедленного уничтожения возбудителя инфекции после его выведения из организ­ма больного или носителя. С этой целью обеззараживают в первую очередь выделения, с которыми возбудители вы­водятся из организма.

Заключительную дезинфекцию про­водят в очаге (обычно однократно) после удаления источника инфекции (гос­питализация, выздоровление, смерть). Заключительную дезинфекцию в обязательном поряд­ке проводят в очагах чумы, холеры, возвратного тифа, эпи­демического сыпного тифа, болезни Брилля, лихорадки Ку (легочная форма), сибирской язвы и других высококонтагиозных заболеваний (вирусных геморрагических лихорадок, брюшного тифа, паратифов, сальмонеллеза и др.).

Профилактическую дезинфекцию выполняют, когда источник инфекции не обнаружен, но возбу­дители могут накапливаться во внешней среде. При ее проведении предполагают, что инфекцион­ный больной может находиться среди здоровых людей.

Дезинфекционные мероприятия в ЛПУ направлены на предупреждение внутрибольничных инфекций среди персонала и пациентов. Различают механические, физические, химические, биологические способы дезинфекции.

Механические способы включают обмывание, вытряхивание, подметание, проветривание, стирка белья и др.

Физические способы дезинфекции предусматривают использование электроэнергии, ультразвука, холода, кипячение, сжигание. К химическим способам дезинфекции относится использование хлорсодержащих препаратов (хлорная известь, гипохлорит натрия, хлорамин Б, деохлор и др.), фенолсодержащих средств (лизоформин, лизетол, лизафин и др.).

Дезинсекция – мероприятия, направленные на уничтожение насекомых (членистоногих), переносчиков возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней.

Дезинсекция может быть профилактической и очаговой. Профилактическую дезинсекцию проводят с целью предупреждения выплода клещей, мух и членистоногих; очаговую дезинсекцию - в очагах трансмиссивных (паразитарных) болезней. Дезинсекция осуществляется следующими методами: механическими (хлопушки, липкие ленты), физическими (применение паровых и пароформалиновых камер), химическими (применение инсектицидов и репеллентов-отпугивающих препаратов).

Дератизация — комплекс мероприятий по борьбе с грызунами, являющимися источниками и пере­носчиками возбудителей инфекционных болезней. Дератизационные ме­роприятия могут проводиться с профилактической целью инаправлены на создание условий, препятствующих проникновению, засе­лению и размножению грызунов в жилых домах и хозяй­ственных постройках. Дератизация включает следующие способы: механические (капканы, ловушки, давилки), химические (применение ядохимикатов) и биологические (применение микроорганизмов- бактерий и вирусов, патогенных для грызунов).