Рынок, его функции и структура. Субъекты и объекты рынка.

Раздел 2. Микроэкономика

 

Тема 2.1. Основы функционирования рыночной экономики

 

1. Рынок, его функции и структура. Субъекты и объекты рынка.

2. Основы теории спроса и предложения. Эластичность спроса и предложения.

3. Потребительские предпочтения и предельная полезность.

 

При выявлении сущности рыночных отношений, нужно исходить из того, что понятие "рынок" имеет двойственное значение:

1) рынок – место сбыта, где осуществляется обмен товарами и услугами.

2) рынок - система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления. Он выступает в качестве сложного механизма функционирования экономики, основанного на использовании форм собственности, товарно-денежных связей и финансово-кредитной системы.

Рынок функционирует при определенных условиях:

1) внедрение общих условий хозяйствования, обеспечивающих рыночные отношения: а) реализация многообразных форм собственности; б) внедрение рыночных отношений должно основываться на демократизации производства при сохранении госрегулятора.

2) система мер, связанных с разработкой правового законодательства и принятий экономических положений по переходу на рыночные методы хозяйствования (превращение экономики в открытую систему с привлечением иностранного капитала и создания смешанных предприятий).

Функции рынка:

1) функция саморегулирования товарного производства (и цен, и спроса);

2) стимулирующая функция (цен => производства => внедрение новых технологий);

3) регулирующая функция;

4) функция демократизации хозяйственной жизни, реализация принципов самоуправления.
Любой рынок имеет объекты и субъекты.

Субъекты рынка:

1. Предприниматели и коммерческие организации.

2. Домохозяйство – экономическая единица, которая по закону может принимать решения, является собственником какого-либо ресурса и стремится извлекать наибольшую пользу при продаже ресурса или при покупке товара.

3. Государство.

Объекты рынка:

1. Готовая продукция (товары и услуги).

2. Ресурсы.

3. Деньги, ценные бумаги.

Объекты и субъекты рынка участвуют в кругообороте:

Рис. 1. Модель кругооборота товаров, денег и ресурсов.

Кругооборот начинается с домохозяйства и осуществляется в обе стороны.
Структура рынка - внутреннее строение отдельных элементов рынка. Ее можно классифицировать по разным критериям:

1. По экономическому назначению (рынки товаров производственного назначения, рынки товаров народного потребления, рынки продовольственных товаров, рынки ресурсов);

2. По географическому положению (местный, региональный, национальный и мировой рынок);

3. По степени ограничения конкуренции (монополистический, олигополистический, свободный, смешанный рынок);

4. По отраслям (автомобильный, зерновой рынок и т.д.);

5. По характеру продаж (оптовый и розничный рынок);

6. С точки зрения соответствия норм права (легальный, теневой рынок).