Рынок, его функции и структура. Субъекты и объекты рынка.
Раздел 2. Микроэкономика
Тема 2.1. Основы функционирования рыночной экономики
1. Рынок, его функции и структура. Субъекты и объекты рынка.
2. Основы теории спроса и предложения. Эластичность спроса и предложения.
3. Потребительские предпочтения и предельная полезность.
При выявлении сущности рыночных отношений, нужно исходить из того, что понятие "рынок" имеет двойственное значение:
1) рынок – место сбыта, где осуществляется обмен товарами и услугами.
2) рынок - система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления. Он выступает в качестве сложного механизма функционирования экономики, основанного на использовании форм собственности, товарно-денежных связей и финансово-кредитной системы.
Рынок функционирует при определенных условиях:
1) внедрение общих условий хозяйствования, обеспечивающих рыночные отношения: а) реализация многообразных форм собственности; б) внедрение рыночных отношений должно основываться на демократизации производства при сохранении госрегулятора.
2) система мер, связанных с разработкой правового законодательства и принятий экономических положений по переходу на рыночные методы хозяйствования (превращение экономики в открытую систему с привлечением иностранного капитала и создания смешанных предприятий).
Функции рынка:
1) функция саморегулирования товарного производства (и цен, и спроса);
2) стимулирующая функция (цен => производства => внедрение новых технологий);
3) регулирующая функция;
4) функция демократизации хозяйственной жизни, реализация принципов самоуправления.
Любой рынок имеет объекты и субъекты.
Субъекты рынка:
1. Предприниматели и коммерческие организации.
2. Домохозяйство – экономическая единица, которая по закону может принимать решения, является собственником какого-либо ресурса и стремится извлекать наибольшую пользу при продаже ресурса или при покупке товара.
3. Государство.
Объекты рынка:
1. Готовая продукция (товары и услуги).
2. Ресурсы.
3. Деньги, ценные бумаги.
Объекты и субъекты рынка участвуют в кругообороте:
Рис. 1. Модель кругооборота товаров, денег и ресурсов.
Кругооборот начинается с домохозяйства и осуществляется в обе стороны.
Структура рынка - внутреннее строение отдельных элементов рынка. Ее можно классифицировать по разным критериям:
1. По экономическому назначению (рынки товаров производственного назначения, рынки товаров народного потребления, рынки продовольственных товаров, рынки ресурсов);
2. По географическому положению (местный, региональный, национальный и мировой рынок);
3. По степени ограничения конкуренции (монополистический, олигополистический, свободный, смешанный рынок);
4. По отраслям (автомобильный, зерновой рынок и т.д.);
5. По характеру продаж (оптовый и розничный рынок);
6. С точки зрения соответствия норм права (легальный, теневой рынок).