Виды ответственности, применяемой за экологические правонарушения

 

Особенность применения юридической ответственности за экологические правонарушения заключается в том, что нормы экологического законодатель­ства являются отсылочными и предусматривают в большинстве случаев лишь перечни правонарушений применительно к отдельным видам природных ре­сурсов, а конкретные санкции за них установлены в других отраслях законо­дательства (уголовного, административного, гражданского и др.)*.

 

Уголовная ответственность установлена за наиболее социально опасные деяния в сфере природопользования и охраны окружающей среды, предус­мотренные Уголовным кодексом РФ, - экологические преступления.

В новом Уголовном кодексе РФ экологические преступления выделены в самостоятельную группу, которой посвящена специальная глава 26, содер­жащая 17 составов экологических преступлений (ст. 246-262). В нее вошли обновленные составы, действовавшие в УК РСФСР до 1997 г., а также но­вые составы преступлений.

 

Экологические преступления можно подразделить в зависимости от их предмета на общие, которые направлены против окружающей природной среды в целом (ст. 246-249, например, нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, нарушение правил обращения экологи­чески опасных веществ и отходов и др.) и специальные, которые посягают на отдельные природные объекты (ст. 250-262). К последним относятся загряз­нение вод, загрязнение атмосферы, порча земли, нарушение правил исполь­зования и охраны недр, незаконная добыча водных животных и растений, нарушение правил охраны рыбных запасов, незаконная охота, уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ, незаконная порубка деревьев и кустарников, уничтожение или повреж­дение лесов, нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов и др.

В ряд статей УК РФ введены новые квалифицирующие признаки эколо­гических составов преступлений - совершение противоправных деяний в зоне экологического бедствия или зоне чрезвычайной экологической ситуа­ции, совершение деяния лицом с использованием своего служебного поло­жения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (ст. 250, 254, 256, 258 и др.)

В юридической науке иногда выделяются так называемые «смежные со­ставы», то есть преступления, которые хотя и имеют отношение к природ­ным объектам, но не причиняют им непосредственного вреда, например, ре­гистрация незаконных сделок с землей (ст. 170), нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и камней (ст. 192), нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236), нарушение правил безопасности при проведении горных работ (ст. 216) и др.

Тесно связано с группой экологических преступлений и такое преступле­ние, как экоцид (массовое уничтожение растительного и животного мира, от­равление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных дейст­вий, способных вызвать экологическую катастрофу (ст. 358), которое УК РФ относит к разделу о преступлениях против мира и безопасности человечества.

В УК РФ нашел отражение один из важнейших принципов экологическо­го права - приоритет жизни и здоровья человека, права граждан РФ на благо­приятную окружающую среду. Семь статей (246-248, 250-252, 254) содержат в качестве признаков составов причинение вреда здоровью человека или на­ступление смерти человека в результате экологического преступления.

В виде санкций за экологические преступления применяются штраф, ли­шение права заниматься определенной деятельностью или занимать опреде­ленные должности, исправительные работы, арест, ограничение свободы, лишение свободы на определенный срок и др.

 

Административная ответственность установлена за виновные противо­правные деяния, нарушающие установленный экологический правопорядок и предусмотренные нормами административного законодательства.

 

Субъектами ее являются граждане и должностные лица. Однако Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» предусмотрено, что ад­министративная ответственность может быть возложена на юридических лиц - предприятия, организации и учреждения (ст. 84).

Большая часть рассматриваемых административных проступков пред­ставляет собой нарушение правил рационального использования и охраны природных ресурсов, включая их нецелевое использование, а также наруше­ние права государственной собственности на природные ресурсы - незакон­ные сделки с природными объектами, самовольное пользование ими, само­вольную переуступку права природопользования. Сюда относятся также порча, повреждение и уничтожение природных объектов.

Административная ответственность применяется специально уполномо­ченными органами государственного экологического управления: охотничь­ей инспекцией, службой лесной охраны, рыбоохраной, санитарно-эпидемиологической службой, органами охраны водных ресурсов, Госгортехнадзора, Госкомэкологии и др. (ст. 211, 212, 216, 219, 222 Кодекса об административ­ных правонарушениях), а также иными органами и должностными лицами, предусмотренными законодательством (административными комиссиями местных органов власти, должностными лицами по охране территорий госу­дарственных заповедников и национальных парков и т. д.)*.

 

Мерами административных взысканий служат предупреждение, штраф, конфискация орудий совершения правонарушения, лишение специальных прав (например, права охоты).

 

Гражданско-правовая ответственность за экологические правонаруше­ния предусматривается Гражданским кодексом РФ и другими нормативны­ми актами.

Она применяется судом общей юрисдикции или арбитражным судом и наступает независимо от привлечения к другим видам ответственности (уго­ловной, административной, дисциплинарной) по фактам причинения вреда окружающей природной среде или совершения незаконных сделок с при­родными ресурсами.

Субъектами гражданско-правовой ответственности являются граждане и юридические лица.

 

Как известно, ущерб по нормам гражданского права подлежит возмеще­нию в натуре либо в виде взыскания убытков. Однако возмещение экологи­ческого вреда обладает значительной спецификой. Особенность такого вре­да состоит в его невосполнимости на основе денежного эквивалента и, как правило, необратимости наступивших вредных последствий. Этим обуслов­лены формы возмещения вреда, нанесенного природе, которое возможно лишь условно: в виде взыскания расходов на восстановление качества окру­жающей природной среды, проведение мероприятий по ее охране (очистка вод от загрязнения, воспроизводство диких животных и др.). Возмещение в натуре может быть произведено чрезвычайно редко (например, рекультива­ция земель с помощью специально снятого и хранимого плодородного слоя почвы), к тому же оно обычно требует длительного времени (к примеру, лесовосстановительные работы). Отдельные виды вреда вообще могут быть не­обратимыми (например, истребление редких животных, уничтожение па­мятников природы, истощение запасов полезных ископаемых и др.).

 

 

Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения применяется по нормам трудового и иного законодательства, если эти нару­шения сопряжены с невыполнением трудовых или служебных обязанностей.

Субъектами дисциплинарной ответственности могут быть работники, должностные лица, руководители предприятий и организаций, отвечающие за состояние работы по охране природы.

В качестве дисциплинарных взысканий применяются замечание, выго­вор, строгий выговор, увольнение и др.

Помимо рассмотренных основных видов юридической ответственности за экологические правонарушения могут применятьсяспециальные санкции,установленные земельным, лесным, водным и другим законодательст­вом за отдельные виды нарушений. Например, изъятие природного объекта в случае его неосвоения в течение определенного срока, использования его не по целевому назначению, нарушения экологических требований и т. п.