Выбор профиля работы. Программы и планы

 

В настоящее время в РБ техника достигла широко разветвленной специализации. Много отраслей техники, разнообразны и многочисленны области использования тех или иных конкретных технических объектов и систем в народном хозяйстве. Разнообразна тематика и содержание внеклассной творческой деятельности учащихся, широк диапазон их творческих интересов в сфере техники: каждая из ее отраслей находит среди школьников своих активных приверженцев и энтузиастов.

При организации внеклассной работы по технике ведущим является принцип предоставления всем учащимся, проявляющим повышенный интерес к ней, возможности удовлетворения их устремлений и развития способностей. Поскольку интересы учащихся в области техники не совпадают, ребята тяготеют к разным ее отраслям, для удовлетворения этих интересов необходимо создавать технические кружки различного профиля. Во внешкольных учреждениях — СЮТ, КЮТ, Домах и Дворцах пионеров и школьников — функционируют разнообразные технические кружки, профили которых определились в результате многолетней работы этих учреждений. Эти кружки рассчитаны на учащихся различного возраста: от первоклассников до школьников выпускных классов. Каждый находит здесь для себя дело по душе.

Однако если школа небольшая и в ней работает один учитель трудового обучения, то удовлетворить разнообразные интересы учащихся в области техники он не сможет. В крупных школах задача организации внеклассной работы с учетом интересов учащихся существенно упрощается, так как здесь возможно распределение ее между несколькими учителями.

В этих условиях каждая школа определяет профиль кружковой работы с учащимися в области техники самостоятельно. При этом учитываются характер производственного окружения, наличие и уровень подготовки педагогических кадров — руководителей кружков, а также возможность приглашения таковых со стороны, материально-техническая база школы и перспективы ее расширения, профиль базового предприятия, интересы учащихся. Принимаются во внимание общее направление и тенденции в развитии технической самодеятельности и творчества учащихся в стране. Разумеется, едва ли возможно учесть интересы всех учащихся при создании конкретных технических объединений в школе. Ребятам, чьи интересы выходят за рамки тематики создаваемых кружков, рекомендуют посещать занятия во внешкольном учреждении в городе (районе) либо заниматься самостоятельно. В последнем случае учитель трудового обучения помогает учащимся найти консультантов, которыми могут быть специалисты базового предприятия, ученые НИИ, вузов.

В деятельности каждого конкретного по профилю и содержанию работы первичного творческого объединения учащихся решаются определенные, отражающие его специфику частные задачи, вытекающие из общих задач, которые стоят перед всей внеклассной работой по технике. Эти частные задачи сформулированы в типовых программах технических кружков — важнейших документах, на основании которых организаторы и руководители первичных творческих коллективов планируют содержание, формы и методы своей работы с учащимися.

Технические кружки занимаются по программам, утвержденными Министерством образования РБ или разработанным руководителем кружка совместно со специалистами-производственниками, активистами БОИР и НТО о учетом особенностей местного производства и утвержденным городским (районным) отделом народного образования.

Программы для внеклассных занятий по технике включают разнообразную тематику кружковой работы. В них представлена тематика кружков для групп начинающих (1-й год занятий), основных групп (2-й год занятий) и групп повышенного уровня (3-й и последующие годы занятий). Эти программы охватывают более сотни разновидностей технических кружков для всех возра­стных категорий школьников.

Программы являются примерными: планируя организацию кружка и содержание его работы, руководитель может вносить в них изменения в зависимости от материально-технической базы школы (внешкольного учреждения), собственной подготовленности и интересов учащихся. Они должны служить руководством при организации кружка, определении направления занятий, соотношения теории и практики, распределения времени по темам, выборе возможных путей связи кружковых занятий с обязательными и факультативными. Программы содержат и рекомендации о формах и методах кружковой работы, способствующих развитию технического творчества учащихся. Разумеется, такие рекомендации не могут быть одинаковыми, шаблонными для всех технических кружков, они зависят от типа технических объектов, характера работы, т. е. от содержания занятий того или иного кружка.

Программы не регламентируют количество и продолжитель­ность занятий кружков в той или иной школе, внешкольном детском учреждении. Количество часов в неделю, как и число школьников в кружках, определяется не программами, а типовыми Положениями о тех или иных внешкольных учреждениях. Так, например, Положение о Доме пионеров устанавливает, что в составе каждого кружка должно быть не менее 15 человек (при большем числе желающих заниматься в кружке следует создавать параллельные группы) и что кружки всех профилей занимаются по 2—3 академических часа 2 раза в неделю. Аналогичные нор­мативы установлены и для других внешкольных учреждений. Работа школьных кружков строится из расчета 35 (I—IV классы) и 70 (V—XI классы) часов в год — по одному занятию в неделю. Если кружок организуется не в начале учебного года, а позднее, то количество часов, отведенное на его работу в течение учебного года, соответственно уменьшается; корректируется и тематика работы кружка.

Плодотворная работа коллектива невозможна без четкого, хорошо продуманного плана. Поэтому планирование кружковых занятий является обязательным, а сам план работы представляет собой важный документ, определяющий основные направления и характер всей деятельности кружка в учебном году.? План учебно-воспитательной, хозяйственной и другой работы кружка составляется его руководителем в начале учебного года на основании программы и утверждается руководителем учреждения, при котором организуется кружок. При составлении плана намечаются, в определенном смысле, «стратегические» и «тактические» задачи по реализации программы кружка. Общая «стратегия» воспитания и обучения кружковцев строится в соответствии с программой, а «тактические» вопросы разработки и изготовления моделей, приборов и других конструкций, проведения массовых мероприятий решаются с учетом конкретных условий работы.

В структуре плана работы кружка рекомендуется выделить следующие основные разделы: 1) общая (вводная) часть; 2) учебно-воспитательная работа; 3) методическая работа; 4) массовые мероприятия; 5) хозяйственная работа.

В общей (вводной) части плана указывается наименование кружка, год занятий, учебный год, номер школы или название внешкольного учреждения, фамилия руководителя кружка. Затем должны быть четко определены цель создания кружка и его основные задачи на предстоящий учебный год. Далее необходимо назвать программу, положение, тематический план, по которому ведется работа кружка, когда и кем утвержден документ. Указывают также количество часов в неделю, отводимых на занятия в кружке, и общее число занятий (часов) на учебный год.

Раздел учебно-воспитательной работы составляют на основе типовой программы, предварительно скорректированной и конкретизированной с учетом местных условий. В данном разделе перечисляются темы занятий, приводится ориентировочный график бесед и лабораторных работ по каждой из тем, перечисляются основные практические работы (изготовление моделей, приборов, технических устройств и др.), определяется время, отводимое для их выполнения, указывается используемая литература. Отдельно приводится перечень конструкций, изготовление которых предполагается, и на основе этого перечня составляется список деталей, материалов, необходимых для работы. Этот список прилагается к плану — он служит основанием для определения соответствующих материальных потребностей кружка.

Выбор объектов труда школьников в кружке имеет большое значение в воспитании общественной активности у юных техников. Изготовление технологической оснастки для школьных мастерских, средств малой механизации труда в ученической производственной бригаде, ремонт и совершенствование оборудования, разработка наглядных пособий, изготовление игровых автоматов, используемых при проведении вечеров и праздников, создание технических устройств по заданиям базовых предприятий и другие полезные работы формируют в сознании ребят чувство долга перед коллективом, ответственность за порученное дело.

В плане кружка воспитательной работе с учащимися уделяется большое внимание. По темам теоретических занятий и практических работ предусматриваются беседы о важнейших событиях в нашей стране, по вопросам науки и техники, производства, спорта и т. д., встречи с учеными, изобретателями и рационализаторами, семинары и диспуты, выступления учащихся с обзором технической литературы, по материалам журналов «Моделист-конструктор», «Юный техник», «Техника — молодежи», по зарубежным детским техническим журналам и пр. Все эти и другие мероприятия вносятся в сетку часов учебного времени. Если кружок ведет работу совместно с НИИ, предприятием, вузом, то ее необходимо также отразить в этой части плана.

План учебно-воспитательной работы кружка удобно представить в виде следующей таблицы:

 

Дата проведения занятия Количество часов Тема Практическая работа Воспитательные мероприятия Используемая литература
           

 

В разделе методической работы планируют составление вместе с учащимися описание конструкций, изготовленных в кружке, а также подготовку другой документации, «(чертежи, фотографии, заявки на рацпредложения и т. п.), подготовку докладов и сообщений кружковцев по тематике их работы и консультации для них, разработку содержания (планы, сценарии) и методики проведения массовых мероприятий с участием актива кружка, выпуск научно-технических бюллетеней и т. п. Если руководитель кружка выступает с докладами, проводит консультации или се­минары для учителей, вожатых, пионерского или комсомольского актива, связанные с деятельностью кружка, то эта работа должна быть также отражена в данном разделе плана.

В разделе массовых мероприятий отражают предполагаемые коллективные экскурсии кружковцев в музеи и на выставки, на промышленные предприятия и в лаборатории научных учрежде­ний; подготовку и проведение тематических утренников и вечеров техники, организацию выставок и смотров технического творчества школьников; участие членов кружка в слетах юных рационализаторов и конструкторов, в показательных выступлениях и соревнованиях юных моделистов, в конкурсах трудового мастерства по рабочим профессиям. В этом же разделе плана предусматривается проведение родительских собраний, итоговых и отчетных мероприятий.

Хозяйственная работа планируется в зависимости от состояния оборудования, инструмента, наличия деталей, материалов и т. п. Материально-техническое обеспечение занятий кружка является предметом особой заботы его руководителя. Основными источниками пополнения запасов кружка служат магазины «Юный техник», «Культтовары», специализированные магазины инструментов, радиотоваров, измерительных приборов, специальные магазины, а также базовые предприятия.

В плане предусматривают текущий ремонт измерительной аппаратуры, ремонт инструмента, приобретение материалов и деталей, если необходимо, окраску столов, стеллажей, шкафов, ремонт помещения, а также пополнение хозяйства кружка наглядными пособиями, учебно-методической и научно-популярной литературой.

Для некоторых пунктов плана методической, массовой и хозяйственной работы следует указать примерные сроки исполнения.

Составленный таким образом годовой план работы кружка подписывается руководителем и утверждается директором школы (внешкольного учреждения).

Нередко план работы кружка составляется и утверждается задолго до начала занятий, когда руководитель еще не знает состав кружковцев, средний уровень их знаний и навыков, конкретные запросы и склонности. Это вызывает определенные трудности в реализации плана. Правильнее было бы заранее подготовить лишь проект годового плана работы кружка, на первых занятиях ознакомить с ним учащихся, а окончательное одобрение его членами кружка отнести на последующие занятия, когда школьники усвоят основную направленность работы и смогут выбрать то, что их больше всего привлекает. План, составленный при активном участии самих кружковцев, будет наиболее реальным, так как он станет делом каждого из них.

При обсуждении проекта плана с членами кружка следует по возможности учесть их предложения и пожелания. Надо, чтобы кружковцы сами стали организаторами жизни кружка, почувствовали ответственность за него, а руководитель умело, тактично, без администрирования управлял их деятельностью.

На основе годового плана работы кружка руководитель разрабатывает планы отдельных занятий. В процессе подготовки к каждому занятию он продумывает содержание работы кружковцев, выбирает нужное оборудование и материалы, а в отдельных случаях — литературу. Иногда в ходе работы возникает необходимость изменить содержание того или иного занятия, сократить или увеличить объем материала по какой-либо теме или даже ввести новую тему, к которой у членов кружка возник повышенный интерес. При активной и целенаправленной работе такие изменения плана вполне возможны и допустимы. Следует только обязательно фиксировать эти изменения, периодически анализировать и оценивать ход выполнения плана учебно-воспитательной работы, согласуй внесенные изменения с предстоящей работой.

Некоторые руководители технических кружков предлагают школьникам самим составлять планы своей работы, помогают им это делать, определяя примерные сроки решения тех или иных технических задач, планируя получение ожидаемых результатов индивидуальной и коллективной работы. Это во многом приучает кружковцев рассчитывать свой труд по времени, выполнять намеченное, работая целенаправленно и настойчиво.

 

 

3.2. Материально-техническая база

 

 

Создание технического кружка начинается с подготовки его материально-технической базы: помещения для занятий, мебели и оборудования, инструментов и материалов, наглядных пособий, учебной литературы и пр. Вопрос о материальной базе кружка относится к числу наиболее важных и сложных. Моделирование, экспериментальная и конструкторская работа требуют создания определенных условий для коллектива кружка. В школе, ПТУ, УПК технические кружки работают на базе учебных мастерских, кабинетов электротехники, физики, механизации сельскохозяйственного производства. Во внешкольных учреждениях для занятий создаются лаборатории по профилям кружков, рабочие комнаты и т. п. В зависимости от профиля кружка, содержания и тематики работы необходима большая или меньшая специализация условий, оборудования, инструментов, деталей, конструкционных материалов и пр. Однако среди требований, предъявляемых к материально-технической базе различных кружков, можно выделить общие, в равной степени отвечающие их потребностям.

Помещение и мебель. В большинстве случаев кружки распола­гаются в двух комнатах. В одной комнате, площадью 60—70 м2, размещаются станки для обработки конструкционных материалов, рабочие столы или комбинированные верстаки для изготовления отдельных деталей и сборных технических устройств и моделей, часть шкафов; здесь же проводятся теоретические занятия. В другой комнате — лаборантской, площадью 15—20 м2, располагают испытательные стенды; здесь же хранят различный электрифицированный и другой инструмент коллективного пользования, унифицированные детали и сборочные единицы, различные материалы, техническую документацию, методическую и справочную литературу и т. п.

Оформление помещений должно удовлетворять требованиям производственной эстетики, выглядеть строго, но привлекательно и уютно, так, чтобы у учащихся создавалось хорошее рабочее настроение. Цветовая гамма стен, потолка, пола, станков и другого оборудования должна находиться в средневолновой зоне оптического спектра.

В комнатах должно быть рационально установлено и размещено все необходимое для работы кружка оборудование соответствующего профиля: рабочие места руководителя и кружковцев, учебно-наглядные пособия, экранно-звуковые пособия и технические средства обучения, объекты труда, литература и т. п. На рабочем месте руководителя должны быть дидактические материалы, методические пособия, материалы передового опыта и пр. Рядом с местом руководителя расположен пульт подачи электроэнергии к рабочим местам учащихся. Стены помещения оформляются портретами ученых, изобретателей, конструкторов, витринами и стендами. На них размещают постоянную экспозицию: правила внутреннего распорядка, инструкции и плакаты по технике безопасности, различные награды кружку (дипломы, грамоты, вымпелы, памятные призы и т. п.) — и сменную экспозицию: тематику работы кружка, положения о проведении конкурсов, олимпиад, турниров, соревнований, лучшие работы кружковцев, новости науки и техники, тематику заданий рационализаторам, информацию о текущих делах кружка и пр.

Рабочие места учащихся, на которых они производят пайку и склеивание, окраску и обработку пластмасс, обкатку, испытание тепловых двигателей и приготовление рабочих смесей для них, должны иметь устройства местной вытяжки воздуха. В качестве рабочих можно использовать лабораторные столы и универсаль­ные верстаки, которые оборудуются для выполнения столярных или слесарных работ. Соотношение столов и верстаков зависит от профиля кружка и содержания работ в нем.

Оборудование и инструментыкомплектуются с таким расчетом, чтобы можно было выполнить все виды работ, предусмотренные программой кружка. Перечень его зависит от профиля кружка. В кружках, где учащимся приходится обрабатывать различные конструкционные материалы, нужны станки, обычно выпускаемые для учебных целей: токарно-винторезные типа ТВ-5 или ТВ-6 (2 шт.), горизонтально-фрезерные типа НГФ-110-Ш4 (1 шт.), сверлильные типа 2М112 или НС-12 (1—2 шт.), токарные по дереву типа СТД-120М (1 шт.), фуговально-пильный типа ФПШ-5М (1 шт.), электроточила типа ЭТШ-1 (1 шт.) и ЭТ-75 (1 шт.).

Для термообработки различных деталей, инструмента следует иметь муфельную печь типа ПМ-8 (1 шт.) с термоэлектрическим пирометром. Для выполнения покрасочных работ, склеивания пластмасс и металла, приготовления рабочих смесей для тепло­вых двигателей — вытяжной шкаф.

Рабочий и измерительный инструмент индивидуального пользования комплектуется в расчете один комплект на учащегося. Инструмент и приспособления коллективного пользования: дрели ручные и электрифицированные, ключи гаечные, приспособления для гибки листового металла, электроклееварки и т. п. — комплектуются из расчета 1—3 шт. на группу учащихся. Для занятий в кружках, где большой объем электротехнических работ, желательно иметь источник электрического питания, в который входят ' понижающее устройство УП-200/42-36, выпрямители ВС-4-12, электрические паяльники ЭПСН-40142, штепсельные розетки (на рабочих местах учащихся). В кружках, где объем электротехнических работ мал, достаточно иметь выпрямитель ВС-24М или ВС-4-12 либо универсальный источник питания. Это позволит избавиться от батарей для питания микродвигателей при их испытании.

Для испытания двигателей перед установкой их на модели нужны регулировочный стенд, балансировочный станок, стенд для определения полезной мощности микроэлектродвигателей. Для проверки, настройки и отладки собранных радиоустройств нужна настроечная и контрольно-измерительная радиоаппаратура (авометры, электронные осциллографы, генераторы и пр.). Для изго­товления ступиц, втулок из пластмасс, колес из резины нужны приспособления и установки для литья термореактивных пластмасс под давлением, прессформы и нагревательные устройства. В их изготовлении кружку могут оказать помощь базовые предприятия, шефы.

Для выполнения графических работ в кружке необходимо установить 2—3 чертежно-рисовальных столика, 5—10 чертежных досок с чертежными наборами типа «Эврика».

Конструкционные и отделочные материалы, унифицированные изделия, полуфабрикаты. Для работы в кружке следует иметь в нужном количестве прокат различного профиля из стали и сплавов на основе меди, алюминия, древесину различных пород, картон, бумагу, монтажный и обмоточный провод, пластмассовые полуфабрикаты, наждачную бумагу, различные клеи, краски, растворители, кисти.

Во многих кружках применяют наборы типа «Конструктор». Из деталей таких наборов можно собирать различные узлы конструкций, датчики разнообразных типов и устройств, которые применяются для контроля и управления техническими моделями. Для управления моделями на расстоянии промышленность вы­пускает и специальные наборы.

Изготовление моделей и технических устройств значительно упрощается с применением унифицированных изделий — деталей, сборочных единиц и полуфабрикатов, двигателей. Для установки на модели промышленность выпускает различные типы двигате­лей: тепловые, электрические и механические. Сложные модели могут иметь комплексы из теплового и системы электрических двигателей, сложную радиоаппаратуру.

Из тепловых двигателей в моделировании широко применяются микродвигатели внутреннего сгорания — поршневые, ротационно-поршневые, реактивные и ракетные. По способу зажигания рабочей смеси эти двигатели подразделяются на калильные—с зажиганием от калильной свечи, и компрессионные — с воспламе­нением горючей смеси вследствие сжатия. Правилами соревнова­ний предусмотрена классификация поршневых микродвигателей по их рабочему объему на три категории: I — с рабочим объемом до 2,5 см3 («Ритм», МД-2.5К, «Сокол», МК-17, МК-12В, КМД-2,5); II —от 2,5 до 5,0 см3 (МД-5А, «Комета»); III —от 5,0 до 10,0 см3 («Полет», МАИ-10А).

В моделировании широко применяют электродвигатели постоянного тока: ДПМ, ДПР, ДП, ДИ — с возбуждением от постоянных магнитов и напряжением питания от 3,5 до 29 В .(мощность на валу — 0,4—14 Вт); МУ, Д, СД-—с возбуждением от электромагнитов и напряжением питания 27 В (мощность на валу — 7—177 Вт). Используются и малогабаритные двигатели переменного тока типа РД-09 с напряжением питания 127 В, имеющие встроенный редуктор с коэффициентом редукции от 1/478 до 1/6,25.

Хранение инструментов, материалов и полуфабрикатов должно быть организовано так, чтобы затраты времени на доставку их к месту работы учащихся были минимальными. Обычно инструмент хранят на общих и специализированных рабочих местах в готовальнях, ящиках и на щитах, а приспособления, унифицированные детали, материалы — в шкафах или на стеллажах.

 

Литература и учебно-наглядные пособия. Учащимся, занимаю­щимся в кружке, необходимы научно-популярная литература по технике, в особенности по вопросам той отрасли техники, с которой связана их деятельность; учебная и справочная литература по этим же вопросам — для более глубокого их изучения при подготовке к выполнению конструкторских и монтажных работ; технические описания и схемы типовых устройств, моделей и приборов, представляющих интерес для кружковцев и доступных для изготовления в любительских условиях; периодическая литература, информирующая юных техников о деятельности и успехах их коллег в других районах нашей страны и за рубежом.

Кроме того, руководителю кружка необходимы: научно-техническая литература по тематике, с которой связана работа его питомцев; методическая литература по вопросам организации работы с юными техниками; периодическая литература, обеспечивающая оперативную информацию по вопросам, связанным с внеклассной внешкольной работой по технике, и широкий обмен опытом.

Технический кружок должен быть обеспечен литературой всех указанных категорий. Вероятно, сразу это сделать невозможно, для создания кружковой библиотечки потребуется определенное время. Некоторые книги найдутся у руководителя; кое-что могут принести из дома кружковцы; часть необходимой литературы можно приобрести на средства, выделенные базовым предприятием или школой (внешкольным учреждением). Желательно, чтобы для кружка была оформлена подписка на такие журналы, как «Юный техник», «Моделист-конструктор», «Радио» и др. Книги этой библиотечки станут в дальнейшем большим подспорьем в работе кружка.

Большую помощь кружковцам в овладении техникой на занятиях могут оказать разнообразные учебно-наглядные пособия — реальные приборы и устройства, их действующие модели или макеты, различные демонстрационные стенды, плакаты, чертежи, схемы, графики. Во многих случаях могут оказаться полезными учебные диафильмы и кинофильмы, демонстрация которых требует наличия соответствующей проекционной аппаратуры. Можно использовать и многие учебно-наглядные пособия, выпускае­мые нашей промышленностью для учебных мастерских и физических кабинетов школ.

Особое место в арсенале учебно-наглядных пособий следует отвести тем из них, которые изготовлены самими кружковцами. При прохождении той или иной темы учащиеся могут изготовить специальные тематические стенды, модели механизмов и машин. Готовясь к докладам и сообщениям в кружке, они могут сделать наглядные пособия в виде отдельных деталей и сборочных единиц, подвижных диаграмм, фотомонтажей, а также начертить необходимые плакаты, таблицы и пр. Все это входит в общий фонд учебно-наглядных пособий кружка и используется в учебно-воспитательном процессе.

Приведенные выше рекомендации по созданию и развитию материально-технической базы кружков являются примерными. Создается эта база усилиями администрации и общественности школы, ПТУ, УПК или внешкольного учреждения. Но все же главное зависит от руководителя кружка. От его инициативы, любви к делу, знаний и настойчивости зависит во многом оснащение кружковой лаборатории всем необходимым для успешной деятельности творческого коллектива.

3.3.Комплектование кружка и организация работы

Кого принимать в технический кружок? Каковы критерии отбора учащихся для творческой работы в этом коллективе? Эти вопросы неизбежно возникают перед педагогом при организации того или иного технического кружка.

Комплектуя школьный хор, драматический кружок или спортивную секцию, организаторы этих видов детской самодеятельности исходят из определенных объективных критериев, по которым ведется отбор. Так, если у человека нет музыкального слуха, вряд ли кто-либо будет настаивать на его занятиях в школьном хоре. Для успешных занятий творческой технической самодеятельностью также необходимы некоторые качества, развитые до определенного уровня. Предварительное их выявление и развитие могут осуществляться на уроках трудового обучения в школьных мастерских, иногда дома при участии родителей. Основой успеха в техническом творчестве являются, прежде всего, прочные знания учащихся. Но в практике замечено, что и отстающие в учебе школьники иногда достигают здесь значительных успехов, и уже как следствие занятий по технике улучшается их общая успеваемость. Поэтому недостаточно высокая успеваемость не может быть причиной отказа в приеме учащегося в тех­нический кружок.

Известно также, что занятия техническим творчеством требуют от человека внимания, усидчивости, терпения, дисциплины. Но вместе с тем замечено, что «трудные» школьники часто достигают в техническом труде больших успехов, чем дисциплинированные отличники. Значит, и недостаточная дисциплинированность подростка не может быть поводом для отказа в приеме.

Возраст учащихся в определенной степени может быть критерием для приема в тот или иной технический кружок. Но и здесь необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. В практике многих школ и внешкольных учреждений широко распространены такие формы кружковых занятий, которые позволяют привлекать к работе в некоторых технических кружках не только старшеклассников, но и учащихся начальных классов. Очень важно, чтобы все учащиеся в группе кружка были примерно одинакового возраста. Не рекомендуется, например, принимать в одну группу школьников VI—IX классов. Старшие будут быстрее младших усваивать материал, станут скучать на занятиях, а младшие будут торопиться и не сумеют достаточно глубоко понять объяс­нения руководителя — работа кружка будет вялой, неинтересной. Разные возрастные интересы, возможности, кругозор могут привести к тому, что кружковцы перестанут посещать занятия — кружок распадется.

Следовательно, комплектовать группу надо из ребят с разницей в возрасте не более одного-двух лет. Еще лучше, если в группе будут работать школьники одного класса. Близкий уровень знаний, общность интересов позволят руководителю методически правильно построить занятия в соответствии свозрастными особенностями учащихся, облегчат создание коллектива, сделают работу кружка плодотворной, творческой.

Другим критерием приема в кружок может быть интерес школьника к технике, в частности, к той ее отрасли, которая будет представлена в содержании и тематике работы создаваемого коллектива. Однако следует иметь в виду, что далеко не всегда кружок посещают ребята с устойчивым интересом к данной отрасли техники и производства. Некоторые записываются в кружок только для того, чтобы быть вместе с товарищами по классу, дому, не имея ясной, осмысленной цели работы в кружке. Другим, увидевшим разнообразие измерительных приборов, аппаратуры в лаборатории кружка, кажется, что здесь более интересно, чем в других кружках. А кое-кто идет в технический кружок с единственной, чисто потребительской целью — сделать себе приглянувшуюся конструкцию: модель самолета, карманный радиоприемник и т. п., хотя у него самого особой тяги к познанию техники и нет. Таких ребят заинтересовать и удержать в кружке будет нелегко. Принимая их в свой кружок, руководитель должен это учитывать и стараться так построить занятия, чтобы заинтересовать всех ребят, найти каждому из них интересное дело.

Но все же многие учащиеся связывают свои занятия в техническом кружке с мечтой стать впоследствии инженерами, конструкторами, техниками, летчиками, рабочими-новаторами. Занятия в кружке они расценивают как один из возможных путей (если не единственный) к осуществлению своей мечты. Другие с наибольшей пользой расходовать свободное время. Эти школьники приходят в кружок потому, что намерены сразу после окончания школы пойти работать, и полагают, что знания и умения, полученные в кружке, помогут быстрее освоиться с той или иной профессией. У отдельных учащихся с детства воспитана хорошая привычка в свободное время делать для себя полезную работу.

Часть юных техников связывают начало занятий в кружке с желанием проверить себя, свои знания на практике. На этот фактор нередко указывают старшие подростки, которые еще не успели в чем-то проявить себя, но серьезно задумываются над своим местом в жизни и сознательно стремятся выразить свою индивидуальность.

Так же как и подготовкой материальной базы, комплектованием технического кружка его будущий руководитель должен заниматься сам, не передоверяя этого дела никому другому. Набор учащихся в кружок он проводит в конце летних каникул и в начале учебного года. Многие руководители начинают эту работу даже раньше, в мае, когда в школах еще идут учебные занятия. Это необходимо, если предполагается з новом учебном году продолжить занятия ранее работавших кружков и предстоит организовать кружки 2-го и 3-го годов занятий. Эти кружки комплектуются в основном из ребят, продолжающих занятия, с устойчивым интересом к данной области техники. Руководитель до конца учебного года должен побеседовать с каждым кружковцем, узнать его планы на лето и на новый учебный год, выяснить, не меняет ли он место жительства и т. п. В кружки 2-го и 3-го годов занятий могут быть включены и школьники, самостоятельно занимавшиеся творчеством в области техники и имеющие знания и навыки в объеме 1-го и 2-го годов занятий. При записи таких ребят в кружок руководитель устанавливает уровень их знаний и навыков в ходе непринужденной беседы.

Особого внимания требует набор в кружок 1-го года занятий. Комплектование этого кружка целесообразно провести во второй половине сентября, после того как в школах, где учатся будущие кружковцы, уже уточнено расписание уроков, распределены основные общественные поручения, решена большая часть организационных вопросов.

Информация о наборе в кружок (краткие сведения о кружке, о возрасте принимаемых, о времени и месте записи) должна быть своевременно доведена до сведения учащихся. Это можно сделать с помощью афиш, вывешиваемых в школах и внешкольных учреждениях, а также путем непосредственного контакта со школьной аудиторией.

Запись в кружок проводит руководитель в определенные часы в помещении, где в дальнейшем будут проходить кружковые занятия. Если кружок работает уже не первый год, то на период проведения записи рекомендуется организовать небольшую выставку действующих приборов, моделей и учебно-наглядных пособий, созданных кружковцами и отражающих характер работы кружка.

Весьма желательно активное участие в этой выставке опытных членов кружка: беседы с вновь поступающими ребятами, рассказы о деятельности кружка, демонстрация созданных в кружке технических объектов. Руководитель также беседует с каждым из новичков, выясняет область его интересов и уровень подготовки. Запись проводится в специальном журнале или на отдельных бланках-карточках.

Следует записывать фамилию и имя нового члена кружка, номер его школы, класс и домашний адрес, а также фамилию, имя и отчество родителей, место их работы и должность. Записавшимся в кружок сообщается расписание работы, время и место проведения первого занятия.

Комплектование кружка не заканчивается с началом его работы, но нередко может продолжаться еще в течение учебного года. Это происходит потому, что, с одной стороны, не все записавшиеся продолжают посещать занятия (имеет место отсев), а с другой — нередко и после начала занятий появляются желающие записаться в кружок и активно в нем работать. Разумеется, текучесть состава крайне нежелательна, но в отдельных случаях (по усмотрению руководителя) прием новичков вместо выбывших вполне допустим. Иногда руководитель заранее записывает в кружок до 20 человек, с запасом на отсев. В иных случаях школьники, изъявившие желание работать в кружке после начала занятий, записываются в «кандидаты» и пополняют основной состав кружка при отсеве.

Некоторый отсев в начале занятий можно считать естествен­ным, и он не должен вызывать особого беспокойства. Нередко отсев из технического кружка — следствие возрастных особенностей учащихся, в частности еще не сформировавшегося интереса к определенной практической деятельности. Школьники ищут дело по душе, пробуя себя в различных для них направлениях деятельности — спорте, технике, искусстве, т. е. там, где можно быстро показать и развить свою силу, ловкость, знания и умения.

Однако причиной отсева из технического кружка может быть и неудовлетворенность учащихся содержанием и организацией работы. Другими словами, текучесть может зависеть и от квалификации руководителя, и от подготовленности материально-технической базы кружка. Поэтому в каждом случае следует изучать причины ухода ребят из кружка и принимать меры для сохранения его контингента.

Для регулярного посещения школьниками кружковых занятий и предотвращения отсева большое значение имеет регламент работы кружка. При составлении расписания его работы руководителю необходимо иметь в виду и другие занятия и обязанности кружковцев: учебу в школе, выполнение домашних заданий, помощь родителям на дому, общественные поручения, свободное время для физического и культурно-эстетического развития. С учетом всех этих существенных обстоятельств решаются вопросы о времени занятий кружка, числе занятий в неделю и их продолжительности.

В организации работы первичного творческого коллектива важную роль играет развитие самоуправления. На первых же занятиях кружковцев необходимо познакомить с их правами и обязанностями, помочь им избрать старосту. Староста — первый помощник педагога в организации и проведении учебно-воспитательной работы в кружке. Он устанавливает очередность дежурства, распределяет между кружковцами обязанности и контролирует их выполнение, выявляет причины пропуска занятий и т. д. Старостой должен быть избран школьник, пользующийся авторитетом и уважением кружковцев и обладающий наряду с принципиальностью и требовательностью определенными организационными навыками.

С первых дней занятий в коллективе вводится самообслужива­ние. Дежурные следят за порядком во время занятий, за чистотой рабочих мест, а по окончании работы убирают помещение (проверяют, правильно ли уложены инструменты, подметают пол, расставляют стулья и т. д.).

Большое значение в плодотворной работе и в воспитании школьников имеет их участие в обсуждении основных задач работы кружка. Поддержание порядка в лаборатории, хранение инструментов и расход материалов, подготовка тематического вечера, участие в выставке, обсуждение плана работы, соблюдение дисциплины — эти и многие другие вопросы решаются руководителем совместно с членами коллектива.

Очень важно развивать у ребят чувство общественной активности и заинтересованности в дружной, сплоченной работе. В этом случае у школьников исчезают иждивенческие настроения, развивается инициатива, повы­шается самостоятельность и ответственность за общее дело.

Повседневная работа в кружке требует от руководителя большого педагогического такта. Он должен всегда выступать перед коллективом как советчик и старший товарищ, опирающийся в своей воспитательной работе на интерес членов кружка к технике и общественное мнение коллектива.

Выполняя, на занятиях в кружке столярные, монтажно-сборочные, измерительно-наладочные и другие работы, учащиеся действуют в условиях, близких к условиям мастерской или цеха промышленного предприятия. Они имеют дело почти с такой же технологией, с такими же инструментами, станками, измерительными приборами, какие характерны для настоящего производства.

Действующее законодательство предусматривает в этих условиях выполнение в обязательном порядке правил производственной санитарии и безопасности труда. Руководитель должен предусмотреть все необходимые мероприятия, обеспечивающие нормальный режим и безопасность работы. Нужно разъяснять кружковцам правила обращения с ядовитыми и вредными веществами и правила личной гигиены, знакомить их с безопасными приемами работы.

Целесообразно ввести специальную рабочую одежду, халаты, нарукавники, фартуки, форменные куртки, а при работе на станках — головные уборы (береты, пилотки, косынки). В необходимых случаях кружковцы должны пользоваться защитными очками (работа на точильном станке и др.), рукавицами (работа с жестью).

Все кружковцы перед началом практических занятий обязательно проходят инструктаж по технике безопасности. Учащиеся должны твердо усвоить, что пренебрежение правилами безопасности недопустимо, так как может привести к тяжелым последствиям.

В кружке должен быть журнал инструктажа по правилам безопасного труда. В нем регистрируются (и расписываются!) учащиеся-кружковцы, получившие очередной инструктаж и усвоив­шие необходимую информацию.

В помещении кружка необходимо иметь аптечку, содержащую перевязочный материал, медикаменты и медицинский инвентарь для оказания первой помощи при порезах, ушибах, ожогах и т. п.

Успех работы технического кружка в значительной степени зависит от его связей и контактов с местными промышленными предприятиями и учреждениями и в первую очередь с базовым предприятием или шефствующей организацией.

Отношения между школой и базовым предприятием развиваются на основе договоров, и ответственность за состояние трудового воспитания и обучения несет не только школа, но и предприятие. Возможности материального обеспечения работы технических кружков за счет помощи шефов значительно расширяются.

Особенно благоприятные условия складываются в тех случаях, когда в тематику практических работ кружка включаются отдельные задания со стороны шефствующей организации. Выполнение такой работы значительно поднимает авторитет коллектива кружка, вызывает уважение к его деятельности. Удачное сочетание технической самодеятельности с элементами производительного труда содействует и нравственному воспитанию кружковцев.

Организуя технический кружок, следует предусмотреть контакты его членов с работниками различных организаций: научно-исследовательских институтов, проектно-конструкторских учреждений и промышленных предприятий. Беседы ученых, инженеров, передовиков производства с кружковцами о работе этих организаций, об их творческих задачах и потребностях, успешному решению которых могут содействовать своей работой члены кружка, дают толчок для возникновения актуальных и целенаправленных идей в конструировании различных технических устройств, укрепляют связь кружка с современной наукой и техникой, содействуют привлечению научно-технических кадров к непосредственному участию в развитии технического творчества учащихся.

Значительную помощь и поддержку в организации и проведении учебной и воспитательной работы в техническом кружке могут оказать педагогу родители кружковцев. Обычно родители с вниманием и интересом относятся к занятиям своих детей в технических кружках.

Они всячески поддерживают увлечение ребят, следят, чтобы те не пропускали занятия без уважительных причин, помогают в подборе научно-популярной и учебной литературы по избранной отрасли техники, оказывают помощь в работе над самоделками дома.

Основные формы контактов руководителя с родителями кружковцев - это родительские собрания и индивидуальные беседы. Родительские собрания проводятся довольно редко, обычно — в начале и в конце учебного года. На первом собрании родителей знакомят с программой кружка и задачами, стоящими перед ним; на втором — подводят итоги и демонстрируют достижения кружковцев. Индивидуальная работа педагога с родителями возможна на протяжении всего учебного года, как в дни проведения собраний (до собрания и после него), так и в другие дни. Беседуя с родителями, педагог подробнее узнает об интересах и склонностях каждого кружковца, а также о характе­ре трудовой деятельности и интересах самих родителей. Нередко в результате таких бесед кто-либо из родителей вызывается помочь кружку в приобретении на заводе некондиционных или списанных деталей и материалов, другой — соглашается выступить перед кружковцами с интересным рассказом о внедряемых на его предприятии новых машинах, третий — предлагает организовать для членов кружка экскурсию на тот или иной промышленный объект и т. д.

Обычно родители всегда готовы оказать посильную помощь руководителю технического кружка, но, естественно, инициатива в этом должна исходить от самого педагога.

3.4. Учебно-воспитательный процесс в кружке

Занятия кружка проводятся главным образом в учебной лаборатории во внеучебное время строго по расписанию.

Кружковые занятия имеют много общего с уроками в школьных мастерских; есть и немало отличительных особенностей, которые обусловлены различием конечной цели и содержания, неоднородностью состава учащихся, добровольностью выбора ими видов занятий, вариативностью содержания деятельности, отсутствием стимулирующего текущего и периодического контроля (в виде оценок), многообразием типов и профилей кружков. С уче­том этого рассмотрим основные особенности методики проведения замятий в техническом кружке.

Руководителю кружка, начиная с первого занятия, следует выявлять индивидуальные особенности кружковцев, их интересы и склонности, мотивы, приведшие их в кружок и побуждающие заниматься в нем постоянному подростков (а именно они, как правило, составляют основу кружка) есть существенные различия в конструктивно-технической деятельности. Одни свое внимание сосредоточивают на какой-то конкретной идее. Однако, не справ­ляясь с заданием, нередко теряют веру в свои силы. Им нужна своевременная помощь руководителя. Другие — наоборот, не могут сосредоточиться на чем-то конкретном. У них много идей, но довести их до конкретного решения они затрудняются, приходится для этого привлекать других кружковцев. Стиль работы также неодинаков: есть кружковцы со спокойным, размеренным темпом работы и ребята с большим эмоциональным подъемом во время работы. Общим для этого возраста является эмоциональное восприятие школьниками оценки их труда взрослыми.

Уровень мотивации занятий в техническом кружке у разных его членов также может быть различным. Есть юные техники, связывающие свои жизненные планы и перспективы с творческой технической самодеятельностью. В кружке они занимаются старательно, с интересом и увлечением, много работают в избранном направлении техники и дома, немало внимания уделяют самообразованию.

Такое отношение к занятиям техникой в кружке можно отнести к высшему уровню мотивации. При среднем уровне мотивации занятий увлечение техникой еще не стало у кружковцев жизненной потребностью, но посещают они занятия охотно, работают с желанием. Низок уровень мотивации кружковых занятий у тех учащихся, которые посещают кружок под влиянием или по примеру товарищей; жизненные планы у них еще не определились, их интересует больше процесс работы, чем конкретное ее содержание.

Руководитель кружка должен систематически вести воспитательную работу с целью повышения уровня мотивации тех учащихся-кружковцев, у которых этот уровень недостаточно высок. Учащиеся работают в кружке более успешно, если у них сформировано положительное отношение к работе, есть познавательный интерес, потребность в приобретении новых знаний и умений, в творчестве.

Опытные руководители кружков разнообразят с этой целью формы работы и методы обучения в кружке. На первых за­нятиях они рассказывают о том, что будут делать кружковцы, знакомят их с работами прошлых лет. Практические работы сочетаются с обзором достижений науки и техники, систематическим показом кинофильмов по профилю кружка, проведением экскурсий на предприятия, НИИ и в другие организации, на выставки технического творчества, в музеи; организуются и разнообразные массовые мероприятия.

Для стимулирования у учащихся положительного отношения к занятиям в кружке применяются и специальные методы и приемы. Приведем некоторые из них.

1. Создание на занятии ситуации занимательности. Руководитель кружка приводит любопытные примеры и парадоксальные факты, относящиеся к изучаемым явлениям, рассказывает об осуществлении тех или иных предсказаний в научной фантастике. Иногда поручает соответствующие доклады или сообщения подготовить кружковцам.

2. Широкое использование сравнений и аналогии. Например, при изучении подъемной силы крыла самолета (в авиамодельном кружке) проводится аналогия его с крылом птиц, насекомых и т. п.

3. Образное, эмоциональное изложение нового материала в сочетании с глубоким проникновением в сущность изучаемых явлений.

4. Сопоставление научных и житейских представлений об изучаемых процессах, максимальная опора на жизненный опыт учащихся и имеющиеся у них знания.

5. Систематическое ознакомление с новинками науки и техники по профилю кружка и побуждение юных техников к самостоятельному чтению научно-популярной литературы.

6. Использование различных познавательных игр (злектровикторины, «конструкторы», игры-путешествия и т. п.).

7. Организация учебных дискуссий, создание проблемных ситуаций. Кружковцам предлагается высказать свое мнение о причинах того или иного явления, обосновать его, после чего проводится обсуждение проблемы.

8. Создание ситуации успеха на занятии путем оказания дифференцированной помощи разным кружковцам, выполняющим работу одинаковой сложности, и их поощрения. На занятии всегда есть возможность кого-то из ребят похвалить, например, за точность и аккуратность, бережное отношение к инструменту, экономию материалов, удачный проект и т. п.

Новые знания научно-технического характера сообщаются кружковцам во время занятий различными способами. Чаще всего такая информация дается в ходе вводной беседы, с мобилизацией и систематизацией уже имеющихся у них знаний, с демонстрацией наглядных пособий и моделей, с объяснением и показом приемов и способов выполнения практических действий или применения инструментов, приборов.

Сообщается новая информация и в виде деловых, кратких замечаний и указаний в процессе работы учащихся на занятиях, и в виде занимательных рассказов во время перерывов. В среднем на каждом занятии для сообщения новых знаний отводится 15—20 мин.

По отдельным, наиболее важным темам программы желательно проводить беседы позна­вательного содержания или поручать кружковцам подготовку соответствующих сообщений и докладов. В дальнейшем тексты этих докладов тщательно перерабатываются и хранятся в кружке как методические пособия.

Практика кружковой работы показывает, что новые знания юные техники успешно приобретают при самостоятельной работе с технической литературой, в процессе выполнения практических работ и решении технических задач, а также во время наблюдений в ходе экскурсий. На занятиях нужно периодически рассказывать о работе с научно-технической литературой, ориентируя ребят на приобретение систематизированных и достаточно полных знаний по проблемам, изучаемым в кружке.

Как правило, теоретические сведения, приобретаемые учащимися в кружке, опережают школьные программы. Например, юным техникам приходится изготовлять и монтировать дроссели, электромагнитные реле и другие сборочные единицы, не изучив еще на уроках физики и трудового обучения явление электромагнитной индукции. В этом случае опытные руководители не дают полных и исчерпывающих формулировок законов и правил, а только подводят к ним, отталкиваясь от практических задач, и сообщают сведения в объеме, достаточном для осмысленного выполнения интересующей кружковца работы.

Для закрепления многих технико-технологических знаний, формирования монтажно-демонтажных умений и навыков, развития творческого мышления и конструкторских способностей следует широко использовать технические игрушки, «конструкторы», комплекты и наборы для сборки технических объектов.

Важную роль в формировании сложных способов действий с техническими объектами, например поиск причины и устранение неисправности в работе двигательной установки функциональной модели, карта, багги, мотоцикла и т. п., играет применение алгоритмов, являющихся опорными сигналами. Руководитель сообщает учащимся правила и порядок действий, в результате которых можно быстро найти причину неисправности и устранить ее.

Приобретение кружковцами новых знаний, умений и навыков должно происходить параллельно с включением их в поисковую и творческую деятельность. Определяющее значение в этом имеет выбор методов обучения, адекватных содержанию этой деятельности, поставленной цели и возрасту учащихся. Эффективным здесь оказывается проблемное изложение. Его удобно строить на материале из истории науки и техники или путем доказательного раскрытия современного способа решения той или иной технической проблемы.

Включению в поисковую и творческую деятельность способст­вует эвристический метод, который внешне реализуется так. Руководитель путем постановки вопросов организует эвристическую беседу, дает проблемные задания и задачи, предлагает документацию с сокращенными или неполными данными и т. п.

Широко применяются упражнения в решении различных технических задач на конструирование и моделирование, мысленный эксперимент и др. Чтобы обеспечить результативность решения таких задач, руководитель знакомит учащихся с такими приемами, как расчленение сложных задач на серию более простых (частных), аналогия, объединение и др. Полезно познакомить кружковцев и с алгоритмами решения технических задач.

Известно, что следствием обучения является инерция мышления. Если учащийся овладел каким-то способом решения технической задачи, то он будет пытаться применять его в решении новых задач. Особенности психического состояния кружковцев (желание быстрее получить результат, напряжение и др.) усиливают инерцию мышления или способствуют ее проявлению. Для предотвращения этого явления руководитель кружка напоминает учащимся о нем, предлагает разнообразные задачи на смекалку. Приведем несколько примеров таких задач для учащихся IV— VI классов.

1. Два путника подошли к реке и просят у бакенщика лодку, чтобы переправиться. Тот ставит условие: переплывать по одному, а затем лодку поставить на место. Как это сделать?

В условиях шаблонного мышления задача кажется невыполнимой. Некоторые из нерешивших, после того как им сообщают решение, заявляют, что задача составлена неправильно: в условии не сказано, что путники подошли к реке с разных ее сторон. Но ведь в условии и не сказано, что они находятся на одном берегу!

2. Как наполнить бочку водой ровно наполовину, не пользуясь для измерения количества налитой воды какими-либо другими сосудами или приборами?

Ответ: если вода в бочке налита ровно до половины, то, наклонив бочку так, чтобы уровень воды был у ее края, мы увидим, что высшая точка дна находится также на уровне воды.

3. Можно ли бросить мяч так, чтобы он, пролетев некоторое расстояние, остановился и начал двигаться в обратном направлении?

Ответ: можно, если его бросить вертикально.

4. Двум всадникам предложили необычное состязание: чья лошадь последней придет к финишу? После стартового сигнала всадники долго не двигались с места. Тогда один из зрителей что-то посоветовал им: всадники выполнили совет, после чего быстро поскакали к финишу и один из них оказался победителем. Что посоветовал зритель?

Ответ: зритель сказал: «Пересядьте!»

Подобные задачи помогают снять у кружковцев напряжение, которое возникает в ходе решения трудных задач; их можно периодически предлагать и в начале занятий — как бы для разминки. Это настраивает на творческий поиск.

Кроме задач на смекалку, опытные руководители кружков в ходе занятий, когда у учащихся наблюдается скованность или усталость, вводят элементы игры. Это способствует поддержанию хорошего темпа и творческого настроя на занятии.

Основной частью большинства занятий кружка является организация практической деятельности учащихся по созданию технических объектов. Как правило, не имеют успеха и быстро распадаются те кружки, в которых школьники только готовят) доклады, рефераты, выступления на конференциях и т. п. Но практические работы в кружке не должны превращаться в само-цель. Выполняя их, кружковцы должны приобретать новые трудовые навыки в обработке разнообразных конструкционных материалов, чтении и разработке технико-технологической документации, пользовании инструментами и приборами, проведении несложных технических расчетов, в том числе с помощью микрокалькуляторов и микроЭВМ.

Соблюдая принцип добровольности кружковых занятий, важно не допустить многотемности в работе кружка. Обычно руководители организуют работу кружка под общей для всех темой (ей посвящается большая часть занятий), а удовлетворение индивидуальных интересов ребят осуществляется подготовкой докладов, изданием технических бюллетеней, решением различных технических задач.

При выборе формы организации практической работы учащихся на каждом занятии руководствуются, прежде всего, тем, как она способствует достижению его цели. Учитываются при этом состав кружковцев, материально-техническая база, тип и профиль кружка, сложность и трудоемкость объектов труда.

Так, при сообщении кружковцам новых знаний о технике, пр­изводственных процессах, способах действий, предусмотренных программой, наиболее удобной является фронтальная организация работы учащихся. При этом руководитель имеет возможность управлять одновременно группой кружковцев, организуя репродуктивную или частично-поисковую деятельность, применяя для этого соответствующие методы обучения.

Методическое руководство учебным процессом, таким образом, облегчается. Однако при выполнении практических работ в кружке длительное время обеспечить фронтальность трудно. Во-первых, у учащихся не одинаков темп работы, во-вторых, выполняют они не одинаковые задания даже в рамках разработки одной темы, в-третьих, не всегда удается обеспечить их одинаковыми приспособлениями, инструментом, оборудованием и т. п.

Эта форма организации работы наиболее часто применяется в учебно-технических кружках мотоциклистов,радистов, судоводителей, фото-, кинолюбителей и т. п.) и кружках других профилей на первом году занятий.

 

Если на занятиях не предусматриваются одинаковые для всех работы (при изготовлении технических моделей, конструировании технических устройств, учебно-наглядных пособий, малогабаритной сельскохозяйственной техники и т. п.), применяют бригадную форму труда. Каждая бригада, состоящая из 3—4 человек разного уровня подготовки и возраста, но с одинаковыми интересами, может выполнять задание по одной теме. Наиболее опытный и подготовленный из кружковцев назначается бригадиром. Учащиеся в бригаде коллективно изучают задание, выбирают пути и средства его выполнения, составляют схемы конструкции, уточняют принцип действия и пр.

Разновидностью этой формы организации работы являются творческие группы в составе кружка. Они разрабатывают часть общей проблемы (или проекта), применяя известные методы коллективного поиска технических решений, консультируются со специалистами, а после завершения работы над проектом готовятся к его защите в кружке.

На защиту приглашают специалистов, которые могли бы доброжелательно прокомментировать выполненную кружковцами работу, помочь им увидеть слабые места в проекте, наметить пути завершения работы. Вся работа по оформлению технической документации, изготовлению объекта в творческой группе или бригаде распределяется между учащимися с учетом их подготовки. Если бригады выполняют одинаковые работы и по составу однородны, то полезно организовать между ними соревнование.

При бригадной форме организации труда усложняется руководство учебным процессом, руководителю приходится контролировать выполнение различных работ. Эта трудность частично устраняется, если заранее подготовить инструкции по выполнению тех трудовых операций, с которыми учащиеся не знакомы.

К достоинствам этой формы организации труда можно отнести воспитание у кружковцев коллективизма и инициативы при выполнении общей работы. Бригадная форма применяется и в тех случаях, когда фронтальность не может быть обеспечена из-за недостатка оборудования.

С отдельными кружковцами возможна организация работы и по индивидуальному плану. При этом наиболее полно могут быть учтены индивидуальные интересы, уровень подготовки и склонности учащихся.

Педагогическая эффективность самостоятельной работы круж­ковцев во многом зависит от качества руководства ею со стороны педагога на всех этапах. Руководитель кружка предусматривает порядок выполнения технического задания на каждом этапе, обучает ребят рациональным приемам труда, инструктирует их, наблюдает за ходом работы,

 

своевременно оказывает помощь а преодолении возникающих трудностей, в исправлении допущенных ошибок и т. д.

В процессе практической работы кружковцам нередко приходится выполнять незнакомые им ранее операции. Чтобы руководителю не нужно было отвлекаться постоянно для сообщения дополнительных сведений и проведения инструктажа, полезно иметь в кружке краткие методические указания или инструкции по выполнению практических работ. Основой их могут быть технологические карты на выполнение наиболее типичных и часто встречающихся трудовых операций или изготовление деталей, справоч­ные таблицы, графики, расчетные формулы и т. п. Кроме того, нужны руководства и пособия по применению на занятиях приспособлений, механизированного инструмента, работе на станках, оформлению чертежей и схем и т. п. Все это значительно облегчит работу руководителя, ускорит приобретение кружковцами технических знаний и способов действий.

Параллельно с основными занятиями целесообразно предусмотреть периодические дополнительные занятия в виде консультаций. Они нужны, когда учащиеся самостоятельно изучают литературу, разрабатывают графическую документацию, готовят доклады и сообщения. Консультации могут быть общими и индивидуальными. К консультациям можно привлекать специалистов, а в отдельных случаях — и наиболее опытных кружковцев.