Факторный анализ прибыли от реализации товаров и услуг.
Схема формирования и использования прибыли в условиях рынка
Выручка от реализации Себестоимость продукции,
продукции, товаров и услуг в ценах товаров и услуг (вычитается)
без НДС и фактических акцизов
Прибыль от реализации Сальдо доходов и расходов от
продукции, товаров и услуг и иных внереализационных операций
материальных ценностей
Балансовая прибыль Сумма корректировки
балансовой прибыли
для налогообложения
Величина налогооблагаемой налогом прибыли
Налоги с учетом Чистая прибыль,
льгот остающаяся в распоряжении предприятия
Финансовый Инвестиции Финансирование Отчисления в фонд
резерв в развитие социально-культур- оплаты труда сверх
производства ной среды заработной платы
Относительными показателями, характеризующими эффективность хозяйственной деятельности предприятия, являются показатели рентабельности (R), позволяющие оценить какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля средств, вложенных в активы.
Различают несколько показателей рентабельности:
- рентабельность производства – отношение балансовой прибыли (ПБ) к средней стоимости производственных фондов (ПФ):
- показывает размер прибыли на один рубль
стоимости производственных фондов;
- рентабельность основной деятельности –отношение прибыли от реализации к затратам на производство реализованной продукции, товаров и услуг:
- показатель, позволяющий судить какую прибыль дает каждый рубль производственных затрат;
- рентабельность продукции – отношение прибыли от реализации продукции к выручке от реализации в целом (РП):
- показывает, сколько прибыли дает каждый рубль реализованной продукции;
- рентабельность отдельных изделий – отношение прибыли от реализации продукции конкретного виды к выручке от ее реализации:
.
В странах с рыночной экономикой для характеристики рентабельности вложений в деятельность того или иного вида рассчитывают рентабельность собственного капитала () и рентабельность основного (авансированного) капитала ():
где - среднегодовая стоимость вложений в активы (определяется по данным годового баланса предприятия);
- среднегодовая стоимость собственного капитала (определяется также по данным годового баланса предприятия).
На заключительном этапе статистического изучения прибыли и рентабельности выявляется влияние отдельных факторов на их изменение по сравнению с плановыми расчетами или базисным периодом. Это изменение может быть обусловлено:
- изменением уровней фактически действовавших отпускных цен на товары и услуги;
- изменением фактической себестоимости единицы продукции каждого вида;
- изменением объема реализованных товаров и услуг;
- изменением структуры (состава) реализованных товаров и услуг.
Для выявления степени влияния этих факторов необходимо пересчитать выручку от реализации товаров и услуг отчетного периода по ценам базисного периода и себестоимость фактически реализованных товаров и услуг в отчетном периоде по себестоимости также базисного периода.
Например: