Категория падежа

Имя существительное в зависимости от выполняемых им в предложении функций изменяется по падежам. Падеж является той грамматической категорией, которая показывает синтаксическую роль существительного и его связи с другими словами в предложении.

Изменение одного и того же слова по падежам и числам называется склонением.

Падежом называют и словоизменительную грамматическую категорию существительных и те формы, которые эту категорию образуют. Посредством падежа существительное присоединяется к другим словам в предложении или к предложению в целом. Падеж как морфологическая форма образуется окончаниями.

В современной лингвистической науке принято пользоваться еще понятием семантического падежа, которое было введено американским ученым Филмором. Морфологический падеж и семантический падеж — это единицы соотносительные, но нетождественные.

Семантический падеж — это языковая универсалия. Понятие семантического падежа приложимо к языкам с разным грамматическим устройством. Семантическим падежом называют роль предметного имени (или семантического актанта) в препозитивной структуре предложения. Например, в предложении Ребенок спит есть один семантический падеж (субъект состояния), в предложении Отец подарил сыну гитару — три семантических падежа (субъект действия, адресат, объект действия), в предложении Бабушка крючком вяжет внучке берет — четыре семантических падежа (субъект действия, объект действия, адресат и инструмент).

Семантические падежи в разных языках обозначаются разными средствами (необязательно флексией). В русском языке они выражаются прежде всего морфологическими падежами. При этом один и тот же семантический падеж может передаваться разными падежными формами, например, семантическому субъекту (субъектному актанту) в русском языке соответствует И. п. (море шумит), Д. п. (мне думается), Т. п. (письмо написано женщиной), Р. п. (шум ветра). В то же время один и тот же морфологический падеж не всегда равен семантическому падежу. Так, именительный падеж может называть ситуацию в целом: Раннее утро. Тишина, может иметь значение признака: Даша — красавица/красивая, значение количества: Хлопот мартышке — полон рот (Крылов).

Морфологический падеж есть не во всех языках, а только в тех, в которых у имени существительного в разных условиях употребления изменяется форма.

Морфологический падеж выделяется как следствие словоизменения, т. е. он обязательно образуется флексией. Однако выражаются падежи не только окончаниями, но и лексико-синтаксическими средствами, предлогами и согласованием (у рыбацкой сети — Р. п., к рыбацкой сети — Д. п., в рыбацкую сеть — В. п., в рыбацкой сети — П. п.). На основе лексико-синтаксического выражения падежная функция может быть приписана и несклоняемым словам (вкусное рагу — И. п., вкусного рагу — Р. п., вкусному рагу — Д. п. и т. д.). Не имея падежной морфологической формы, несклоняемые существительные выражают падежные значения аналитическим способом. Вот поэтому можно сказать, что падеж, как и число, характеризует субстантивную часть речи в целом.

Одним падежом называют совокупность морфологических форм, обладающих свойством в одних и тех же синтаксических условиях выражать одно и то же синтаксическое значение. Так, совокупность форм, выражающих объект лишения при глаголе лишиться (лишиться дома, страны, добра, любви), образует один падеж, а другая совокупность форм, выражающих объект эмоционального отношения при глаголе гордиться (гордиться домом, страной, добром, любовью), образует другой падеж. Таким способом были получены шесть падежей, называемые Именительный, Родительный, Дательный, Винительный, Творительный и Предложный. При этом признается, что одна и та же совокупность форм, т. е. один и тот же падеж, может использоваться для выражения нескольких синтаксических отношений, например, флексии, образующие винительный падеж, выражают значение объекта (есть огурец, грушу, яблоко, канифоль) и значение меры (работать год, неделю, лето, осень).

Кроме основных шести падежей, иногда выделяют дополнительные формы: количественный падеж (стакан чаю, таблетка аспирину), местный падеж (в лесу, на печи), который отличают от объектного или собственно предложного падежа (вспомнить о товарище, рассказать о поездке, о печи), счетный падеж (два карандаша, три столовых), звательный падеж (пап!).

С точки зрения охвата лексики наиболее оправдано выделение счетного падежа, тем более что в сочетаниях количественных числительных с существительными не все объяснимо в синхронном языковом срезе. Так, непонятно, почему, например, существительное рука при числительном три должно быть в единственном числе — три руки, а существительное столовая — во множественном числе — три столовых (прилагательное при этом в обоих случаях употребляется во множественном числе — три протянутые руки. три новых столовых. Но морфемная база у этого падежа ненадежна, с одной стороны, потому, что слов, у которых в родительном падеже в сочетаниях с числительными наблюдается перенос ударения на флексию, очень мало, с другой — потому, что указанное акцентное изменение не является обязательным: два шара, но два больших шара. У счетного падежа нет опорной флексии.

Что касается остальных трех форм, то они отличаются от основных падежей (и потому не могут быть поставлены с ними в один ряд) избирательным отношением к лексике (звательный падеж при этом стилистически маркирован, он отмечен в разговорном языке). Можно сказать выпить чаю, но нельзя сказать купить хлебу или всыпать овсу; на носу — это нормативная форма, а на подбородку— нет, говорят Тань!, но не говорят Татьян Евгенъевн.

Флексии дополнительных падежей лексически закреплены, и это закрепление не совпадает с границами типов склонения, поэтому при описании типов склонения они подаются как вариантные окончания основных падежей.

Все падежи, за исключением именительного, называются косвенными. Косвенные падежи могут употребляться как с предлогом, так и без него (кроме предложного падежа, который в современном русском языке без предлога не употребляется). Предлоги служат для уточнения значения падежей.

Количество падежей сократилось в СРЛЯ, так как полностью исчез звательный падеж, хотя следы его просматриваются в некоторых междометных формах (боже мой; господи). Утрата форм не есть в данном случае утрата значений, просто эти значения начинают передаваться иными способами, вне формы. Например, звательный падеж (и специальная форма для него) исчез, но звательная функция и звательная интонация сохранились, только используется в этом случае форма именительного падежа (ср. современные обращения).