Лекция №2. ПРИКЛАДНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.

5.

С древнейших времен человека интересовали не только загадки природы, но и проблемы связанные с его собственным существованием среди других людей. Необходимость этих знаний диктовала сама жизнь. Как организовать коллективную охоту? Как выбрать место для жилья? Как вести себя с другом, и как с врагом? Эти знания и образцы поведения накапливались у отдельных индивидов рода - мудрецов, старейшин, колдунов и т.д. Они передавались из уст в уста в форме различных сказаний, легенд, песен, и т.п. Задача этих знаний состояла главным образом в том, чтобы согласовать внешний (часто враждебный) мир с природой самого человека.

Увеличение численности населения и появление государственных образований потребовало новых знаний: о государственном устройстве, мастерстве управления, военной организации и др. Поиск ответов на эти и другие вопросы заставил ученых и мыслителей древности обобщить опыт и изложить свой взгляд на человека и общество, чтобы согласовать окружающий мир и внутреннюю природу самого человека.

Истоки социологии можно найти в первых рукописных рассуждениях ученых-мудрецов. Где в форме советов по различным житейским вопросам излагался собранный по крупицам социальный опыт. Например, учение даосской школы Мо-цзы в Китае, и древнейший индийский рукописный источник «Махабхараты» и др. учения. Именно с этого момента начинается накопление социальных знаний о человеке и обществе в специальных хранилищах. (В дальнейшем они получат название - библиотеки.)

Таким образом, происходило совершенствование: самого человека, его социальных качеств, знаний об окружающем мире.

Условно накопление знаний можно разделить на два больших этапа, имеющих ряд под этапов.

Первый этап характеризуется обобщением имеющегося опыта и созданием основ научного анализа.

Второй этап можно назвать периодом становлении я социологии как науки.

Характеризуя первый этап, можно в его структуре выделить несколько подэтапов. Своё начало он берёт в работах античных мыслей –особенно в работах Платона «Государство» или «Законы», а так же «Политика» Аристотеля. Они положили начало исследования социальных институтов - государства, семьи и права. Эти исследователи поставили учение о человеке и обществе на теоретическую основу, дав образцы, эмпирико - научного (Аристотель), и историко-политического (Полибий) и логико-понятийного (Платон) анализа.

Платон считал лучшей формой государства - аристократию («тимократию»). Рассогласование социальной гармонии, по его мнению, вело к появлению извращенных форм государственного устройства - таких как: олигархия, демократия и тирания. Кроме того, Платон выделил и проанализировал типы личности, на его взгляд они соответствовали формам государственного устройства (аристократическая, олигархическая, демократическая и тираническая).

Аристотель проанализировал систему «человек - общество - государство» По мнению Аристотеля, государственное устройство это то же самое что и порядок государственного управления. Само же управление определяется характером верховной власти, которая классифицируется в зависимости от того кто осуществляет верховную власть - один человек, группа людей или большинство населения. Причем этот количественный показатель, не как не сказывается на характере власти. Все определяют цели преследуемые верховной властью - общие или узкокорыстные. Аристотель выделял три хороших и три плохих вида государственного устройства. К первым, он относил царскую власть (законную монархию), аристократию (власть лучшей части зажиточных слоев) и политию (разумную власть большинства). Ко вторым - тиранию, олигархию и демократию. Он писал «Наилучшее государственное общение - то, которое достигается посредством средних, те государства имеют хороший государственный строй , где средние представлены в большем количестве, где они - в лучшем случае - сильнее обоих крайностей или по крайней мере каждой из них в отдельности».

В период средневековья общественные отношения истолковывались в категориях этики, а они в свою очередь в категориях теологии.

Эпоха Возрождения по праву считается под этапом в развитии социологического знания. Этот длительный период был посвящен ломке церковно-феодальной идеологии. В работах ученых-утопистов - Э.Роттердамского, Т.Мора, Н.Макиавелли, М.Монтеня и др. складываются представления об идеальном устройстве общественных отношений. По мнению этих исследователей, общество. 0но должно напоминать общину, где порядок и моральные устои регулируются волей Бога и традициями. Человек в такой системе мироздания играл незначительную роль. Так например, Монтескье отмечал «Многие вещи управляют людьми: климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы обычаи; как результат всего этого образуется дух народа. Чем более усиливается в народе действие одной из этих причин, тем более ослабляется действие прочих».

Деятели эпохи позднего Просвещения в корне изменили взгляд на роль человека в обществе. К. Гельвеций, Д. Дидро Ж. Руссо и др. начинают анализировать структуру общества и пытаются определить истоки развития неравенства, появление неоднородности общества, выявить роль религии в социальных процессах. Создав механическую, рациональную модель общества, они выделяли отдельного человека как независимого субъекта, поведение которого зависит от его собственных волевых усилий.

В целом, характеризуя первый этап развития социального знания можно сказать следующее. Все первые исследования, в основном, характеризуются отрывочностью и отсутствием системности, в связи, с чем анализ общества носил поверхностный характер. Поэтому нельзя сказать о появлении социологии как о науки.

В этот период наблюдается колоссальный разрыв между исследованиями естественно-технического направления и изучением общества. Почему же наблюдалось отставание в изучении общественных отношений и явлений от развития естествознания и технознания?

Во-первых, влияние церкви, ее догматизм значительно тормозили развитие социального знания.

Во-вторых, долгое время считалось, что каждый человек наделенный сознанием, обладает абсолютной свободой в выборе линии поведения, профессии, общества. Эта свобода ограничивалась лишь божественным проведением. Согласно этому мнению человек в любой момент по собственной воле и прихоти может изменять поведение, общество, в котором он живет, законы и обычаи, существующие в государстве, если это не расходится с Божественной волей. Исходя из этого, научное изучение общества в целом, и поведения человека в частности - невозможно.

В-третьих, исследователи были убеждены в том, что человек обладает не только свободой воли, но и разума. И самое главное он способен к обучению. Следовательно, достаточно обучить людей культурным высшим ценностям и они устроят свою жизнь в соответствии с ними и установят наилучший социальный порядок.

Причины возникновения научного знания об обществе.

Во-первых, толчком к исследованию социальных процессов послужило развитие промышленного производства. Используя естественные ресурсы, и расширяя сферу производства, люди столкнулись с ограниченностью этих ресурсов. Единственным способом увеличения производительности стало рациональное использование рабочей силы. В середине ХIХ в. стало очевидным, что сложной техникой могут управлять только грамотные и обученные специалисты.

Во-вторых, усложнение всех сфер жизнедеятельности людей поставило проблемы осуществления взаимодействия между ними, и управления этими взаимодействиями, то есть - организацию социального порядка в обществе.

Когда эти проблемы были осознаны и поставлены, возникли предпосылки формирования и развития науки, изучающей ассоциации людей, их поведение в этих ассоциациях, а так же взаимодействия между людьми и результаты таких взаимодействий.

6.

Второй этап развития социального знания можно определить как период становления социологии как науки. Его знаменует появление первых исследований общества, носящих системный характер.

Впервые слово «социология», (буквально - наука об обществе) обозначающее область научного знания, было введено в научный оборот французским мыслителем Огюстом Контом в его работе «Курс позитивной философии» (1842 год). Человек огромного теоретического научного дарования, он не получил систематического образования. Однако в течении долгих лет Конт был личным секретарем Сен-Симона, что позволило стать разносторонне образованным человеком.

Несмотря на многотомные издания своих трудов, он не был признан академическими кругами. Поэтому О.Конт провозгласил своим руководящим принципом «умственную гигиену», заставлявший его полностью игнорировать все научные публикации, кроме своих собственных.

Социология по Конту состояла:

а) из социальной статики, исследующей существующие структуры общества в застывшем состоянии,

б) из социальной динамики, изучающей процессы социальных изменений. Социальную динамику Конт признавал наиболее значимой для изучения общества.

Под влиянием европейских событий второй половины ХIХ века Огюст Конт с самого начала создавал социологию, как науку позволяющую проводить изменения в обществе эволюционным путем, сглажено, без социальных катаклизмов.

Разработку социологического знания в этом направлении продолжил Герберт Спенсер также не получил гуманитарного образования и работал простым железнодорожным инженером. Однако, занимаясь самообучением, он воспринимал очень остро проблемы социального обустройства. Преуспев в познании общественных отношений, Спенсер с 1848 года становится главным редактором известнейшего журнала «Экономист».

В главном своем социологическом произведении - произведении «Основаниях социологии» (1876-1896) - Спенсер уподоблял сословно-классовое строение общества и присущие ему различные функции, разделению функций между организмами живого тела. Однако отдельные личности обладают, по мысли Спенсера, гораздо большей самостоятельностью, чем биологические клетки. Подчеркивая свойство саморегуляции в живой материи, Спенсер ставил под сомнение значимость государственных форм, рассматривая их больше в качестве инструментов насилия, чем саморегуляции.

Настоящее развитие и признание социология получила только тогда, когда были разработаны и сформулированы основные научные концепции, и появилась возможность создания теоретических основ изучения социальных явлений. Фактическое «открытие» социологии принадлежит трем выдающимся мыслителям, жившим в конце ХIХ - начале ХХ вв. Это немецкие ученые Карл Маркс, Макс Вебер, а также француз Эмиль Дюркгейм.

Творчество Карла Маркса. Значительный вклад в развитие социологии внес Карл Маркс (1818-1883). Впервые он создал стройную и логичную систему взглядов на историю становления и развития человеческой цивилизации. В основе этой системы лежали объективные экономические критерии - развитие орудий труда, товаро-денежных отношений и др. Их изменения полностью меняли социальную сферу. С этой точки зрения человеческая цивилизация прошла три формы развития: рабовладельческую, феодальную и капиталистическую. На базе этой концепции была разработана теория классовой борьбы. Основные ее идеи можно изложить следующим образом: все индивиды принадлежат к определенным классам, разделение на которые происходит по признаку владения средствами производства и размерами вознаграждения получаемого с этого владения. Он рассматривал структуру общества в динамике, предполагая, что классы это исторически изменяющиеся элементы социальной структуры.

Качественные изменения классов происходят в результате смены общественно-экономических формаций. А все изменения в обществе, разделенном на классы, основаны на законах диалектики, и на постоянной борьбе между классами угнетенных и угнетателей.

Теория общественного развития М.Вебера. Одним из основных элементов общественного развития являлась выделенная М.Вебером теория социального действия - поведение индивида в обществе. По его мнению, общество представляет собой совокупность действий индивидов, стремящихся к достижению своих собственных интересов и целей. Кооперация действий индивидов образует ассоциации (группы или сообщества).

Таким образом, осмысленное поведение, в результате которого достигаются индивидуальные цели, приводит к тому, что человек действует как социальное существо. В ассоциациях с другими людьми, он достигает значительного прогресса во взаимодействии с окружающей средой.

Вебер подверг анализу отношения власти, а также природу и структуру организаций, где эти отношения проявляются наиболее ярко. Идеальным механизмом воплощения и поддержания отношений власти в организации он считал бюрократию - искусственно созданный аппарат управления.

Идеи Эмиля Дюркгейма. Э.Дюркгейм - основатель французской школы социологии. В отличие от М. Вебера - Э. Дюргейм считал, что общество - это надиндувальное бытие, существование и закономерности которого не зависят от отдельных индивидов. Объединяясь в группы, люди сразу начинают подчиняться правилам и нормам, которые он называл «коллективным сознанием». Каждая социальная единица должна выполнять определенную функцию, необходимую для существования общества как целого.

Особое внимание Дюркгейма уделял изучению отклоняющегося поведения и дефектов социальных норм. Его исследования легли в основу ряда направлений социологических исследований. В частности он стал основоположником школы структурных функционалистов.

Подводя итог, можно сказать, что название науки «социология», столь удачно примененное О.Контом, было насыщено научным содержанием К.Марксом, М.Вебером, и Э.Дюркгеймом и другими исследователями общества. В настоящее время социология является самой актуальной из гуманитарных дисциплин, особенно для нашего общества.

Вопросы для повторения: 1. Что такое предмет и объект в социологии? 2. Что является объектом изучения социологии? 3. В чем отличительные особенности социологии от других гуманитарных дисциплин? 4. Какова структура социологического знания? 5. Каковы основные социологические подходы в изучении реалий окружающего мира? 6.В чем особенность первых социальных исследований? 7.В чем сущность концепций античных исследователей? 8.Дайте характеристику средневековым теориям. 9. Почему наблюдалось отставание в изучении общественных отношений и явлений от развития естествознания и технознания? 10. Каковы причины появления первых научных исследований общества? 11. Сравните концепции общественного развития Маркса, Вебера и Дюркгейма. Что у них общего и особенного?

 

1. Виды прикладных социологических исследований.

2. Характеристика программы социологического исследования и ее составных частей.

1.

В наиболее общем виде социологическое исследование можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных одной целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике социального управления.

Вид социологического исследования определяется характером поставленной цели и направленностью выдвинутых задач. В зависимости от глубины анализа различают три основных вида социологического исследования: