Лекция 9. 1. Моделирование как метод познания.

На предыдущих лекциях мы с вами рассмотрели архитектуру ЭВМ, структуры вычислительных комплексов, сетей, т.е. вопросы, связанные с «железом» - устройством и операционной начинкой ЭВМ. Чтобы наполнить ЭВМ «интеллектом», пишутся программы, каждая из которых выполняет поставленную задачу. Эти задачи нужно четко представлять себе, что произойдет в том или ином случае, в результате того или иного сигнала, т.е. сначала надо смоделировать ситуацию . Потом представить эту модель в каком-то доступном для понимания человека виде, после чего будет несложно записать в виде конкретных шагов действия, выполняемые ЭВМ до получения результата.

Поэтому сейчас мы очень кратко рассмотрим вопросы моделирования, а затем перейдем к вопросам описания моделей – создания алгоритмов решения задач на примерах вычислительных задач.

Модели позволяют в наглядной форме представить какой-либо объект или процесс. Пример: в химии – с помощью моделей изображают строение молекул, в географии – глобус – модель Земли и т. п. Чертеж какого-либо устройства тоже своего рода модель, макет здания…

Исследуются различные процессы с помощью смоделированной ситуации, например, в аэродинамической трубе исследуется поведение модели самолета. Развитие науки невозможно без создания теоретических моделей (теорий, законов, гипотез).

Моделирование – это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей. Он основан на принципе аналогии, т.е. возможности изучения реального объекта не непосредственно, а через рассмотрение подобно ему и более доступного объекта – его модели.

Разные науки исследуют объекты и процессы под разными углами зрения и строят различные типы моделей. Один и тот же объект, например, клетка, в физике изучается как объект изменения под воздействием различных физический факторов, а в химии – как объект для строения химических элементов.

МОДЕЛЬ– это некий новый объект, который отражает существенные особенности изучаемого объекта, явления или процесса .

Один и тот же объект может иметь множество моделей, а разные объекты могут быть описаны одной моделью.

Например: Информационная модель в виде карты может использоваться в разных науках – география, военное дело, судоходство.. Один объект – карта – может отражать разные особенности его ( кому-то нужны горы, кому-то карта дорог, кому-то – глубины рек…), т.е. представляют несколько моделей.

А модель молекулы с атомами может представлять и модель космических тел – как планета со спутниками…- разные объекты с одной моделью.