Конфликты в малых группах

 

В качестве наиболее важного фактора, определяющего частоту конфликтов в группах, К. Левин называет общий уровень напряжения, в котором существует человек или группа. Приведет ли конкретное событие к конфликту – в решающей степени зависит от уровня напряжения или социальной атмосферы в группе. Особое значение, по его мнению, при этом приобретают:

1. Степень удовлетворенности – неудовлетворенности потребностей человека, особенно базисных, например потребности в безопасности. Конфликты будут более серьезными, если вовлекаются центральные потребности. Неудовлетворенные потребности имеют тенденцию становиться доминирующими, что объективно увеличивает вероятность конфликтов.

2. "Количество пространства свободного движения" человека. Достаточное пространство свободного движения является условием удовлетворения индивидуальных потребностей и адаптации к группе. Напротив, ограниченность "свободного движения" ведет к росту напряжения.

3. Внешний барьер: наличие или отсутствие возможностей выйти из неприятной ситуации. Напряжение или конфликт часто ведут к тенденции покинуть эту ситуацию. Если это возможно, сильное напряжение не будет развиваться. Напротив, отсутствие такой возможности провоцирует развитие сильного напряжения и конфликта.

4. Степень совпадения или расхождения целей членов группы. Левин отмечает, что в групповом взаимодействии конфликты зависят от степени, в которой цели участников противоречат друг другу, и от их готовности учитывать точку зрения другого.

Т. Полозова, автор ряда работ по проблемам внутригрупповых отношений и конфликтов, считает, что конфликтообразующие факторы делятся на две категории:

1) несовместимость индивидуально-прагматических намерений, характеризующая поверхностный слой эмоциональных непосредственных отношений в группе, и

2) противоречивость сложной системы предметно-деятельностных взаимосвязей, характеризующая глубинные слои активности в группе".

Автором было выделено два вида внутригрупповых конфликтов:

- предметно-деловые,

- личностно-прагматические.

Чем выше уровень развития группы, чем реже личностно-прагматические интересы являются причиной конфликтов внутри группы. И напротив, наиболее частыми причинами конфликтов становятся предметно-деловые разногласия.

Робер М.-А. и Тильман Ф. в своей книге "Психология индивида и группы" классифицируют различные источники конфликтов, установив возможные зоны разногласий.

1. Личный конфликт. Источник конфликта А – Б находится либо в А, либо в Б, или даже в А, с одной стороны, и в Б, с другой. Эта зона характеризуется личностным напряжением, вызывающим групповую напряженность и завершающимся перестройкой группы.

2. Межличностный конфликт. В данном случае источник конфликта кроется в отношениях между двумя или несколькими членами группы. В этом случае конфликт коренится в жизни группы, групповой динамике.

3. Конфликты принадлежности.

а) А и Б образуют группу внутри какой-то большей группы. Трудности, существующие в этой большой группе, могут сказаться на конфликте А и Б.

А и Б образуют одну группу, в то время как Б составляет группу также с В. двойная принадлежность Б может вызвать конфликты в группе А – Б.

4. Межгрупповой конфликт. А и Б составляют группу. Как группа они могут вступить в конфликт с другой группой, в которую не входит ни А, ни Б. Этот внешний конфликт может породить конфликт внутренний.

Пример: конфликт или напряженность между супругами могут быть вызваны затруднениями с предпринимателем, строившим дом по их заказу.

5. Социальный конфликт. А и Б могут испытывать на себе последствия разного рода давлений (религиозных, моральных, культурных, административных, экономических) общества, в котором они живут. Возможно, А и Б могут подвергаться каждый разным давлениям (например: культурные различия) и вступить в конфликт.

Пример: во время экономического кризиса муж – безработный, а жена нашла работу. В результате экономического положения, причина которого находится вне семьи, но последствия которого влияют на супружескую пару, возникает напряженность.

Л. Козер в своей революционной книге "Функции социальных конфликтов", вышедшей в 1956 г., говорит, что социальные конфликты могут выполнять двоякого рода функции – негативные (деструктивные) и позитивные (конструктивные), а также уделил довольно много внимания позитивным возможностям внутригрупповых конфликтов. Его основные идеи сводятся к следующему.

Благодаря конфликту оказывается возможным первичное установление един-ства или его восстановление, если оно было раннее нарушено. Однако не каждый тип конфликта будет способствовать укреплению группы, равно как и не во всех группах конфликт может реализовать подобные функции.

Характер группы будет существенно влиять на особенности возникающих в них конфликтов, в частности на их функции.

Так, Козер полагает, что чем группа теснее, тем конфликт интенсивнее. Конфликт в группах этого типа будет угрожать самим их основам, а следовательно, носить разрушительный характер. В группах, члены которых не столь тесно связаны между собой, конфликт будет с известной вероятностью менее деструктивным.

Значение имеет характер отношений группы с внешней средой. Так, группы, находящиеся в состоянии противоборства с другими группами, будут иметь тенденцию к более полному личностному вовлечению своих членов и к подавлению отклонений от группового единства. Большая терпимость к внутригрупповым конфликтам будет характерна для групп, отношения которых с внешней средой более уравновешены.

Позитивными для группы будут являться те конфликты, которые не затрагивают основы существования группы, способствуя лишь переориентации норм и отношений, принятых в группе, соответственно возникшей необходимости. Напротив, если конфликт связан с важнейшими ценностями группы, он подрывает ее основы и несет в себе тенденцию к ее разрушению.

К важнейшим негативным функциям конфликта относятся:

1. ухудшение социального климата, снижение производительности труда, увольнение части работников в целях разрешения конфликта;

2. неадекватное восприятие и непонимание конфликтующими сторонами друг друга;

3. уменьшение сотрудничества между конфликтующими сторонами в ходе конфликта и после него;

4. дух конфронтации, затягивающий людей в борьбу и заставляющий их стремиться больше к победе во что бы то ни стало, чем к решению реальных проблем и преодолению разногласий;

5. материальные и эмоциональные затраты на решение конфликта.

Главными позитивными функциями конфликта являются:

1. конфликт не дает сложившейся системе отношений застыть, окостенеть, он толкает ее к изменению и развитию, открывает дорогу инновациям, способным ее усовершенствовать;

2. он играет информационную и связующую роль, поскольку в ходе конфликта его участники лучше узнают дуг друга;

3. конфликт способствует структурированию социальных групп, созданию организаций, сплочению коллективов единомышленников;

4. он снимает "синдром покорности", стимулирует активность людей;

5. он стимулирует развитие личности, рост у людей чувства ответственности, осознание ими своей значимости;

6. в возникающих при конфликте критических ситуациях выявляются незаметные до того достоинства и недостатки людей по их моральным качествам – стойкости, мужеству и т.д., для выдвижения и формирования лидеров;

7. развязывание конфликта снимает подспудную напряженность и дает ей выход;

8. конфликт выполняет диагностическую функцию (иногда полезно даже спровоцировать его, чтобы прояснить обстановку и понять состояние дел).

Центральное место проблема функциональных последствий конфликта занимает в концепции М. Дойча. Деструктивным, по мнению М. Дойча, конфликт является в том случае "если его участники недовольны исходом конфликта и чувствуют, что что-то потеряли". Если же все участники удовлетворены и что-то получают в результате конфликта, конфликт продуктивен. Автор проводит зависимость внутригрупповой ситуации при конфликте от характера взаимосвязей между членами группы. И делает вывод о том, что конфликт между сторонами, находящимися в кооперативной взаимосвязи, менее разрушителен, нежели имеющий место ме-жду участниками конкурентного процесса.

Конфликт по существу – дисгармонизация межличностных или внутригрупповых отношений, но это не означает указание на исключительно разрушительные для жизнедеятельности малой группы последствия его протекания. Среди специалистов общепринято мнение, что конфликты могут носить как деструктивный, так и конструктивный характер.

Роль конфликта в развитии группы. Тот факт, что благодаря наличию внутри-групповых противоречий (а ведь именно противоречие и составляет суть конфликта) в значительной мере совершается развитие группы, переход ее на новый, более высокий уровень функционирования, дает основание говорить о вполне убедительном подтверждении конструктивной точки зрения на конфликт. О том же свидетельствуют данные зарубежных и отечественных исследований конфликта.

Робер М.-А и Тильман Ф. в книге "Психология индивида и группы" выделяют следующие последствия конфликтов в группе:

1. Образование подгрупп.

2. Удаление инакомыслящих членов.

3. Выбор "козла отпущения".

4. Организационные изменения в группе. В результате напряжения в группе происходят:

Изменения групповой цели или фиксация общей цели.

Разрешение конфликтов посредством новой формулировки целей подгруппы и личных обязанностей ее членов.

Изменение в плане действия, использование новых средств для дос-тижения уже намеченной цели.

Предусматривается создание подкомиссии.

- Реформы структур группы.

5. Появление или смена руководителя.

6. Распад группы.

 

3. Динамика развития социально взаимодействия людей.

 

 

На своем начальном (низшем) уровневзаимодействие представляет собой простейшие первичные контак­ты людей, когда между ними имеет место лишь первичное и очень упро­щенное взаимное или одностороннее «физическое» влияние друг на друга с целью обмена информацией и обще­ния. Такое взаимодействие в силу кон­кретных причин может и не достигать своей цели, а потому и не получать всестороннего развития.

Главное, от чего зависит успех пер­вичных контактов, заключается в при­нятии или непринятии друг друга парт­нерами по взаимодействию. При этом они не составляют простой суммы ин­дивидов, а являются некоторым со­вершенно новым и специфическим об­разованием связей и отношений, ко­торое регулируется реальным или воображаемым (представляемым) раз­личием—сходством, подобием—кон­трастом людей, включенных в совмес­тную деятельность (практическую или умственную). Любой контакт обычно начинается с конкретно-чувственного восприятия внешнего облика, особен­ностей деятельности и поведения дру­гих людей.

Большую роль во взаимодействии на его начальном этапе играет эф­фект конгруэнции. Конгруэнция — под­тверждение взаимных ролевых ожида­ний, полное взаимопонимание, единый резонансный ритм, созвучность пере­живаний участников контакта. Она предполагает минимум рассогласова­ний в узловых моментах линий поведения участников контакта, следствием чего является снятие напряжения, воз­никновение доверия и симпатии на под­сознательном уровне.

На среднем уровнеразвития про­цесс взаимодействия людей получил название продуктивной совместной де­ятельности. Здесь развивающееся по­степенно активное сотрудничество между ними находит все большее вы­ражение в эффективном решении про­блемы соединения взаимных усилий партнеров.

В это время происходит постоянное согласование мыслей, чувств, отноше­ний партнеров по совместной жизне­деятельности. Оно облекается в раз­личные формы влияния людей друг на друга. Регуляторами взаимовлияний являются механизмы внушения, кон­формности и убеждения, когда под дей­ствием мнений, отношений одного партнера изменяются мнения, отноше­ния другого.

Высшим уровнемвзаимодействия всегда выступает исключительно эф­фективная совместная деятельность людей, сопровождающаяся взаимопо­ниманием. Взаимопонимание людей — это такой уровень их взаимодействия, при котором они осознают содержание и структуру настоящего и возможного очередного действия партнера, а так­же взаимно содействуют достижению единой цели. Для взаимопонимания недостаточно совместной деятельнос­ти, нужно взаимосодействие. Оно ис­ключает свой антипод — взаимопро­тиводействие, с появлением которого возникают недопонимание, а потом и непонимание человека человеком.

Структура межличностных отношений включают в себя три элемента:

- когнитивный (гностический, информационный);

- аффективный (эмоциональный) и

- поведенческий (практический, регулятивный).

Когнитивныйэлемент предполагает осознание того, что нравится или не нравится в межличностных отношениях с данным партнером.

Аффективный аспект находит свое выражение в различных эмоциональных переживаниях людей по поводу взаимосвязей между ними. Аффективный компонент, как правило, является ведущим. Эмоциональное содержание межличностных отношений изменяется в двух противоположных направлениях: от позитивных (сближающих) к индифферентным (нейтральным) и негативным (разделяющим) и наоборот. Вариантов проявления межличностных отношений очень много. Позитивные отношения проявляются в различных формах позитивных эмоций и состояний, демонстрация которых свидетельствует о готовности к сближению и совместной деятельности. Индифферентное отношение к партнеру находит отражение в безучастности, равнодушии и пр. Негативные отношения выражаются в проявлении различных форм отрицательных эмоций и состояний, что расценивается партнером как отсутствие готовности к сближению или даже как наличие конфронтации. В отдельных случаях эмоциональное содержание межличностных отношений может быть противоречивым. Поскольку межличностные отношения проявляются в формах и способах, характерных для тех групп, представители которых вступают в контакты, то это может, с одной стороны, способствовать взаимопониманию общающихся, а, с другой стороны, затруднять взаимодействие (например, если общающиеся принадлежат к разным этническим, профессиональным, социальным и иным группам и используют различные невербальные средства общения).

Поведенческийкомпонент межличностных отношений реализуется в конкретных действиях. В случае если один из партнеров нравится другому, поведение будет доброжелательным, направленным на оказание помощи и продуктивное сотрудничество. Если же объект не симпатичен, то общение с ним будет затруднено. Между этими поведенческими полюсами имеется большое количество форм взаимодействия, реализация которых обусловлена социокультурными нормами групп, к которым принадлежат общающиеся. Межличностные отношения могут формироваться с позиций доминирования — равенства — подчинения и зависимости — независимости.

 


php"; ?>