Билет 24. Методы и средства духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Классификация методов приобщения младших школьников к социально-гуманитарному знанию в учебной и внеурочной деятельности. Наглядные, словесные, практические методы, их специфика в решении задач духовно-нравственного воспитания. Формирование понятий о гражданственности, о любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию России. Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в историческом прошлом и настоящем Российского государства.

Методы духовно-нравственного воспитание младших школьников:

· метод направленного просвещения

· метод вовлечения

· метод Щукиной Г. И.

· метод формирования сознания личности

· метод убеждения

· метод словесно-эмоционального воздействия

· метод наглядно-практического воздействия

· метод внушения

Методы Щукиной:

· методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся

· методы организации деятельности

· методы стимулирования поведения и деятельности

Метод- это способы деятельности учителя и учащегося, способы организации учебной деятельности, взаимосвязанной деятельности учителя и учащегося, система действий учений –учитель; ученик- ученик; учитель- ученик.

Метод как логическая категория, которая указывает на путь организации познавательной деятельности обучающихся. Метод- это искусство учителя направлять мысли учеников и организовать работу по плану.

Метод обучения- Способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся с учётом заранее определённых целей и задач, с учётом познавательной активности учащихся и ожидаемыми результатами учебной деятельности.

Приём - составная часть отдельная сторона метода, направленная на решение конкретной задачи.

Классификация методов обучения- это упорядоченная по определённому признаку систем, методов.

Классификация по источникам получения знаний: словесный, наглядный, практический.

Отличие метода от приёма:

Метод формирует общий поход к процессу деятельности, а приём детализирует эту деятельность и характеризует определённые этапы этой деятельности. Некоторые приёмы выступают в виде перечня деятельности.

Словесный метод обучения-это метод, который предусматривает способы деятельности учителя и учащегося, основанные на слове учителя.

-повествование

-описание

-характеристика

-объяснение

-рассуждение

Рассказ- это короткая монологическая форма изложения материала.

Требования:

1.должен обеспечивать идейно-нравственную направленность

2.должен соответствовать дидактическим целям урока

3.должен включать яркие и убедительные приёмы и факты.

4.должен быть логически выстроен

5.должен излагаться эмоциональным, простым, доступным языком

6.должен быть короткий

7.должен иметь определённый сюжет

Описание- раскрытие внешних признаков объекта. Оно не имеет сюжета.

Требования:

1.подбор точных слов и сравнений

2.связанность и последовательность описания.

Характеристика- выявление типичных черт общественной жизни. Характеристика раскрывает внутренние связи общественного явления.

Характеристика может выступать частью описания, как уточнением внешних внутренних связей и явлений.

Виды:

-образная характеристика

-характеристика исторического деятеля

-характеристика типичного представления сословия

-характеристика поведения школьников

-обобщающая характеристика

Объяснение-это аргументация при изложении какого-либо факта, способствующая логическому осмыслению, какого-либо теоретического понятия и представления.

Требования:

1.точного и чёткого формулирования проблемы, вопроса

2.последовательное раскрытие причинно-следственных связей, аргументации и доказательств

3.использование сравнений

4.привлечение ярких примеров

5.безукоризненной логики изложения

Беседа- озвучивается проблема, в обсуждении которой включаются все учащиеся.

Требования:

1.вопросы должны задаваться в определённой чёткой форме

2.постановка вопросов должна быть такой, чтобы содержание включало в себя вариант ответа

3.ответ на вопрос учащихся должен даваться в полной форме, то есть должен быть исчерпывающим

4.диалоговая форма беседы предусматривает включение в обсуждение проблемы всех учащихся, при этом должно быть выслушано мнение каждого

5.в случаи неправильного ответа, учитель должен помочь учащимся наводящим вопросам

6.поставленный вопрос для обсуждения должен иметь примерный вариант ответа сформулированный учителем