Лопе де Вега

Взаимодействие и место индивида в малой группе.

Лекция № 8.

 

Умей понять психологические качества других людей,

и тогда ты поймешь,

что представляет собой их внутрен­ний мир.

Вопросы:

1. Понятие взаимодействие в социальной психологии.

2. Виды взаимодействия людей. Виды взаимодействия людей. Межличностное взаимодействие. Межгрупповое взаимодействие.

3. Динамика развития социального взаимодействия людей.

4. Понятие отношений в социальной психологии.

 

 

1. Понятие взаимодействие в социальной психологии.

 

 

Взаимодействие— это процесс непосредственного или опосредован­ного воздействия социальных объек­тов (субъектов) друг на друга, по­рождающий их взаимную обуслов­ленность и связь.

Именно причинная обусловленность составляет главную особенность взаи­модействия, когда каждая из взаимо­действующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния проти­воположной стороны, что определяет развитие объектов и их структур.

Под взаимодействием в социальной психологии, кроме того, обычно пони­мается не только влияние людей друг на друга, но и непосредственная орга­низация их совместных действий, по­зволяющая группе реализовать общую для ее членов деятельность.

Взаимодействие всегда присутству­ет в виде двух компонентов содержа­ния и стиля.

Содержаниевзаимодействия опре­деляет, вокруг чего или по поводу чего развертывается то или иное взаимо­действие.

Стильвзаимодействия указывает на то, как человек взаимодействует с окружающими.

Можно говорить о продуктивном и непродуктивном видах стилей взаимодействия. Продуктивный стиль представляет со­бой плодотворный способ контакта парт­неров, способствующий установлению и проявлению отношений взаимного доверия, раскрытию личностных потенци­алов и достижению эффективных ре­зультатов в совместной деятельности.

Непродуктивный стиль взаимодей­ствия — неплодотворный способ кон­такта партнеров, блокирующий реали­зацию личностных потенциалов и дос­тижение оптимальных результатов совместной деятельности.

Обычно выделяют пять основных критериев, позволяющих правильно понять стиль взаимодействия:

  1. Характер активности в позиции партнеров (в продуктивном стиле — «рядом с партнером», в непродуктив­ном — «над партнером»).
  2. Характер выдвигаемых целей (в продуктивном стиле партнеры со­вместно разрабатывают как близкие, так и дальние цели, в непродуктив­ном — доминирующий партнер выдви­гает только близкие цели, не обсуждая их с партнером).
  3. Характер ответственности (в про­дуктивном стиле за результаты дея­тельности ответственны все участни­ки взаимодействия, в непродуктив­ном — вся ответственность отнесена к доминирующему партнеру).
  4. Характер отношений, возникаю­щих между партнерами (в продуктив­ном стиле — доброжелательность и доверие, в непродуктивном — агрес­сия, обида, раздражение).
  5. Характер функционирования ме­ханизма идентификации—обособления между партнерами.