Лопе де Вега
Взаимодействие и место индивида в малой группе.
Лекция № 8.
Умей понять психологические качества других людей,
и тогда ты поймешь,
что представляет собой их внутренний мир.
Вопросы:
1. Понятие взаимодействие в социальной психологии.
2. Виды взаимодействия людей. Виды взаимодействия людей. Межличностное взаимодействие. Межгрупповое взаимодействие.
3. Динамика развития социального взаимодействия людей.
4. Понятие отношений в социальной психологии.
1. Понятие взаимодействие в социальной психологии.
Взаимодействие— это процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.
Именно причинная обусловленность составляет главную особенность взаимодействия, когда каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что определяет развитие объектов и их структур.
Под взаимодействием в социальной психологии, кроме того, обычно понимается не только влияние людей друг на друга, но и непосредственная организация их совместных действий, позволяющая группе реализовать общую для ее членов деятельность.
Взаимодействие всегда присутствует в виде двух компонентов содержания и стиля.
Содержаниевзаимодействия определяет, вокруг чего или по поводу чего развертывается то или иное взаимодействие.
Стильвзаимодействия указывает на то, как человек взаимодействует с окружающими.
Можно говорить о продуктивном и непродуктивном видах стилей взаимодействия. Продуктивный стиль представляет собой плодотворный способ контакта партнеров, способствующий установлению и проявлению отношений взаимного доверия, раскрытию личностных потенциалов и достижению эффективных результатов в совместной деятельности.
Непродуктивный стиль взаимодействия — неплодотворный способ контакта партнеров, блокирующий реализацию личностных потенциалов и достижение оптимальных результатов совместной деятельности.
Обычно выделяют пять основных критериев, позволяющих правильно понять стиль взаимодействия:
- Характер активности в позиции партнеров (в продуктивном стиле — «рядом с партнером», в непродуктивном — «над партнером»).
- Характер выдвигаемых целей (в продуктивном стиле партнеры совместно разрабатывают как близкие, так и дальние цели, в непродуктивном — доминирующий партнер выдвигает только близкие цели, не обсуждая их с партнером).
- Характер ответственности (в продуктивном стиле за результаты деятельности ответственны все участники взаимодействия, в непродуктивном — вся ответственность отнесена к доминирующему партнеру).
- Характер отношений, возникающих между партнерами (в продуктивном стиле — доброжелательность и доверие, в непродуктивном — агрессия, обида, раздражение).
- Характер функционирования механизма идентификации—обособления между партнерами.