Педагогика – наука о закономерностях воспитания, образования и обучения человека.

Объектом педагогики является педагогический процесс, протекающий в определенных условиях, а также факторы современной действительности, оказывающие влияние на образованность, воспитанность, обученностъ и развитость граждан, обеспечивающие их самореализацию и самоутверждение в жизни, утверждающие в обществе идеалы гуманизма, демократии, морали, культуры и права. (Столяренко А.С.)

Предметом педагогики является поиск и изучение закономерностей управления педагогическим процессом, выявление лучших форм, методов, приемов и средств воспитания и обучения различных категорий людей.

Знание предмета и объекта педагогики помогает наилучшим образом реализовать социальный заказ общества на воспитание, образование и обучение подрастающих поколений и взрослых людей.

Успешное решение многих правоохранительных задач – профилактики, раскрытия и расследованию преступлений, охраны общественного порядка и безопасности дорожного движения, работы с несовершеннолетними и исполнения наказания и др., – в большей или меньшей степени связано с необходимостью что-то разъяснять и воспитывать, переубеждатьграждан, попадающих в сферу ответственности, интересов, прав и деятельности правоохранительных органов. Это значит, что им надо попутно решать, по существу, педагогические задачи в интересах достижения юридических, оперативно-служебных результатов своей деятельности, надо умело вносить элементы педагогической организации в нее, пользоваться педагогическими методами и средствами и обладать соответствующей профессионально-педагогической подготовленностью.

Педагогика призвана решать следующие задачи:

- вскрытие закономерностей воспитания и образования подрастающих поколений и взрослых людей;

- определение целей, содержания, принципов, форм и методов обучения;

- научно обоснование развития личности в процессе обучения и воспитания и др.

В истории развития педагогики выделяют 4 этапа:

I периодпедагогические знания донаучного периода, систематизированные на основе эмпирического опыта воспитания и образования в форме народной мудрости поколений.

II период – возникновение теоретических педагогических концепцийдля построения целостной системы светского образования. Он занимает несколько столетий. Этот период характеризуется прежде всего педагогическими идеями и положениями, содержащимися в философских системах древних цивилизаций. В древнем мире вопросами воспитания детей занимались Конфуций(551–479 гг. до н.э.), Пифагор(6 в. до н.э.),Гераклит(кон. 6–нач. 5 вв. до н.э.), Демокрит (460–370 гг. до н.э.), Сократ(около 470/469– 399 до н.э.), Платон(427–347 до н.э), Аристотель(384 – 322 до н.э.), который создал в Афинах учебное заведение – ликей, и руководил им в течение двенадцати лет. С ликеем была связана вся последующая деятельность философа. Например, именно Аристотель впервые выделил понятия «воспитанность» и «знание». Ему принадлежат трактаты «Политика», «Риторика» и другие, которые служили учебными пособиями для педагогов в течение многих столетий.

Из древнеримских авторов выделим Цицерона, Марка Фабия Квинтилиана (42–ок.118), ученые древнего Востока – основатель арабской философии Абу Юсуф Якуб бен-Исхак Кинди (ок.800–ок.870 гг.) и Абу Наср ибн Мухаммед аль-Фараби (870-950 гг.) также занимались вопросами педагогики.

В эпоху Возрождения педагогические учения были развиты в трудах Витторино да Фельтре (1378-1446), Томмазо Кампанелла (1568–1639), Эразма Роттердамского (1469-1536) Франсуа Рабле (1483-1533), Мишеля Монтеня (1533–1592) и других.

Оформление педагогики как самостоятельной научной дисциплины большинство исследователей связывает с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). В его труде «Великая дидактика» была сделана попытка научной систематизации педагогики. Сформулированные им принципы, методы, формы обучения и воспитания являются и в наше время неотъемлемыми элементами различных научно-педагогических систем. Взгляды английской буржуазии на воспитание наиболее четко сформулировал Джон Локк (1632-1704) в своей теории воспитания исходил из решающего влияния среды на воспитание. В своей книге «Мысли о воспитании»; неоценимое значение для становления научной педагогики имели труды французских просветителей Ж.-Ж. Руссо (1712-1778), К.А. Гельвеция (1715-1771), Д. Дидро (1713-1784). Они настолько верили в силу воспитания, что считали его важнейшим средством переустройства современного им общества.

Демократические идеи в области развития педагогической мысли отстаивали швейцарский педагог Иоган Генрих Песталоцци (1746-1827) и немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866), который сформулировал взаимосвязанные принципы обучения и воспитания – природосообразность, культуросообразность и самодеятельность.

Немецкий ученый Иоган Фридрих Гербарт (1776-1841) выдвинул концепцию 4 ступеней (принципов) обучения: 1) ясность; 2) ассоциация; 3) система; 4) метод. Он также определил три универсальных метода обучения – описательный, аналитический и синтетический.

Основоположниками революционно-демократических взглядов в русской педагогике были В.Г. Белинский (1811-1848), А.И. Герцен (1812-1870), Н.Г. Чернышевский (1828-1889) и В.А. Добролюбов (1836-1861), большое влияние на становление отечественной научной педагогики оказали труды Л.Н. Толстого (1828-1910), Н.И. Пирогова (1810-1881).

III период – становление и развитие современной педагогики как научной системы, методологической основой которой стал диалектический подход к теории развития личности, общества, человечества, целостный всесторонний подход к формированию личности, представленный трудами таких известных современных педагогов как К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий и многие другие. Их концепции отразили новые подходы к воспитанию всесторонне развитой личности в коллективе средствами коллективного труда и т.п.

Целостное, систематизированное раскрытие отечественных педагогических идей было дано в трудах К.Д. Ушинского (1824-1870). В период становления капитализма педагогика расширила свои границы на воспитание, образование и обучение не только подрастающих поколений, но и взрослых людей. Это обусловило определение педагогики как науки о закономерностях воспитания, образования и обучения человека.

VI этапначинается с 50-х годов 20 в. ХХ – со времени появления и дальнейшая разработки педагогических работ по проблемам правоохранительной деятельности. Большой вклад в разработку теории педагогики в деятельности ОВД внесли Горлинский И.В., Столяренко А.М., Буданов и многие др.

Заканчивая рассмотрение этого вопроса, следует указать, что не стоит в истории педагогических идей искать готовых рецензентов для решения сегодняшних проблем.

Выводы по первому вопросу. Итак, педагогика востребована везде, где осуществляется образование, воспитание, обучение, развитие граждан. Возникнув из практических потребностей общества в изучении, обобщении и передаче ранее накопленных исторических ценностей, в своем развитии она прошла 3 этапа, которые мы рассмотрели. С развитием и усложнением производства и науки, воспитание постепенно выделилось в особую общественную функцию: появились специальные воспитательные учреждения, появились лица, профессией которых стало обучение и воспитание подрастающих поколений к жизни. В XVI – XVII вв. она отпочковывается от философии, став самостоятельной наукой. Впервые педагогика как наука была выделена из философии в начале XVII века английским философом Френсисом Бэконом (1561–1626), который в труде «О достоинстве и приумножении наук», перечисляя существующие науки, назвал педагогику как отдельную от философии науку.

Понимание педагогики как науки, занимающейся исключительно вопросами обучения и воспитания детей, существовавшее много столетий, переосмыслено эпоху становления капитализма, когда возникла необходимость в создании специальных учебных заведений. А педагогика раздвинула свои границы на воспитание, образование и обучение не только подрастающей смены, но и взрослых. Педагогические исследования воинской и правоохранительной деятельности, проблем высшей школы, развернувшиеся с 50-х годов ХХ века в нашей стране, показали наличие педагогических проблем и продуктивность педагогических решений с юношами и взрослыми.