Вопрос 1. Сущность и структура педагогической культуры офицера.

Введение.

Пути и условия совершенствования педагогической культуры офицера.

Сущность и структура педагогической культуры офицера.

Лекция 15. Педагогическая культура офицера.

Вопросы:

 

 

Одним из важнейших путей повышения эффективности учебно-воспитательного процесса части (корабля), подготовки военных специалистов, отвечающих требованиям сегодняшнего дня, является деятельность офицера, его педагогическое мастерство, профессионально-педагогическая культура. Анализ исторического опыта подготовки войск, практической учебно-воспитательной деятельности офицеров показывает, что чем выше педагогическая культура воспитателей, руководителей, тем качественнее решаются задачи обучения, воспитания, развития, психологической подготовки, перевоспитания и самосовершенствования личного состава части, подразделения. Особенно велико значение общей и военно-педагогической культуры офицера в современных условиях, когда осуществляется реформирование армии и флота России и во всех сферах воинской службы произошли и происходят большие изменения, требующие высокого уровня профессионализма.

 

При выяснении сущности педагогической культуры целесообразно исходить из общего понимания культуры и ее многофункциональности в жизни человеческого общества, в которых находят свое отражение общечеловеческие, национально-государственные, военно-профессиональные и личностные ценности. Как правило, культура рассматривается в широком и узком смысле слова.

В широком смысле слова педагогическая культура - это все то лучшее, что накоплено, сохранено и применено на практике в области общего и военно-профессионального образования, обучения и воспитания, что достигнуто в военно-педагогической теории и практике, а также процесс овладения данными ценностями.

В узком смысле слова педагогическую культуру офицера можно охарактеризовать как совокупность высокоразвитых интеллектуальных, творческих, профессионально-этических, психолого-педагогических способностей и возможностей, сложившегося эффективного стиля учебно-воспитательной деятельности, устойчивого положительного образа жизни, которые сформированы на основе общей культуры, профессиональных и психолого-педагогических знаний, педагогического опыта и позволяют качественно решать учебно-воспитательные задачи.

Педагогическая культура имеет сложную и многогранную структуру. Целенаправленное изучение профессиональной деятельности различных категорий офицеров, занимающихся эффективно обучением и воспитанием, показывает, что слагаемые педагогической культуры включают: общую и профессиональную эрудицию офицера; высокий уровень психолого-педагогических знаний; ярко выраженную педагогическую направленность личности офицера и его любовь к учебно-воспитательному труду; культуру познавательной деятельности офицера; культуру педагогического мышления; культуру речи; культуру педагогических чувств офицера; культуру педагогического общения; профессионально-этическую культуру; культуру внешнего выражения и поведения офицера; культуру рабочего места; высокий уровень педагогического мастерства как концентрированного реального проявления педагогической культуры офицера - учителя и воспитателя подчиненных.

Все указанные элементы педагогической культуры находятся во взаимосвязи и взаимодействии, обладая вместе с тем относительной самостоятельностью. Базой педагогической культуры является общекультурное и профессиональное развитие личности офицера.

Общая и профессиональная эрудиция офицера выражена в глубине и широте знаний тех вопросов и проблем, которые необходимы ему для решения учебных и воспитательных задач. Знания, как известно, являются составной частью мировоззрения человека, его убеждений, в значительной мере определяют профессиональный облик офицера как педагога и выступают "орудиями" труда, важнейшими средствами воспитательного воздействия.

Особое место в педагогической культуре занимают психолого-педагогические знания офицера. Глубокие и обширные знания общей, социальной, военной психологии и педагогики необходимы офицеру для того, чтобы лучше, эффективнее и качественнее решать учебно-воспитательные задачи. Военно-педагогическая задача - это всегда в конечном счете практическая задача, включающая в себя: знание и понимание психологии конкретного военнослужащего или воинского коллектива; всестороннее осознание и умелое решение учебных, служебных, воспитательных целей и путей их достижения; знание и понимание педагогических средств, методов, приемов воздействия на сознание и поведение военнослужащих, умение их эффективно использовать на занятиях, в воспитательной и перевоспитательной деятельности, руководстве самосовершенствованием. В процессе решения военно-педагогической задачи усилия офицера всегда направлены на использование психолого-педагогических знаний в интересах формирования и развития позитивного в личности и разрушения негативного, мешающего выполнению своего воинского долга. Поэтому знание основ психологии и педагогики, умение применять их в практической учебно-воспитательной деятельности выступают и как "орудие" педагогического труда офицера, и как условие более успешного решения военно-педагогических задач, и как показатель уровня развития его профессионально-педагогической культуры.

Педагогическая направленность личности офицера и его любовь к профессиональной учебно-воспитательной деятельности в структуре педагогической культуры представлены системой осознанных целей и задач, мотивов и потребностей, лежащих в основе его учебно-воспитательного труда.

Офицеров высокой педагогической культуры характеризует склонность к учебно-воспитательной деятельности, высокий и устойчивый интерес к ней, неравнодушное, внимательное отношение к человеку, постоянный поиск новых эффективных форм, методов, приемов активного обучения и воспитания. Хорошо известно, что офицер, любящий профессию учителя и воспитателя, глубоко осознавший ее общественную, профессиональную и личную значимость, отличается педагогическим оптимизмом, целеустремленностью в работе, настойчивостью в достижении поставленных учебно-воспитательных целей, высоким чувством ответственности за результаты своего труда и службы.

Военно-педагогическая направленность личности офицера включает такое психологическое качество, как стремление и призвание к военно-педагогическому труду. В призвании выражена устойчивая, основанная на внутренней убежденности направленность офицера на учебно-воспитательную деятельность, которая становится его постоянной жизненной потребностью, его образом жизни.

В структуре педагогической культуры как сложного явления целесообразно выделить несколько "микрокультур". Одной из них является культура познавательной деятельности, которая выражена в высокой степени развития познавательных процессов офицера, в постоянном, целенаправленном, систематическом желании и стремлении работать над развитием необходимых навыков и умений, позволяющих заниматься процессом совершенствования познавательной деятельности подчиненных. В современных условиях, когда идет переоценка и переосмысление исторического и зарубежного опыта, смена многих установок и позиций, культура познавательной деятельности офицера приобретает особое значение.

Познавательная деятельность, ее эффективность и качество непосредственно связаны с культурой педагогического мышления офицера и зависят от нее. В культуре мышления офицера представлен высокий уровень овладения всей системой мыслительных операций, методов и приемов, знание законов формальной и диалектической логики, умение их учитывать в практической учебно-воспитательной деятельности. Культура педагогического мышления офицера проявляется в умении творчески подходить к анализу различных явлений общественной жизни и военно-профессионального труда, выделять в них главное и основное, сравнивать и делать логические, хорошо продуманные выводы, определять тенденции их развития. Культура педагогического мышления офицера характеризуется такими качествами, как умение быстро и правильно анализировать свое поведение и действия окружающих, их отношение к военному обучения в целом, конкретному предмету, начальнику (руководителю); выделять основные элементы и признаки в деятельности каждого члена и коллектива в целом, умение синтезировать, мысленно и точно устанавливать связи между отдельными фактами, действиями в поведении подчиненных, в частности в их отношении к занятиям, воспитательным мероприятиям и др.

Культура педагогического мышления проявляется во всех видах профессиональной деятельности офицера: при проведении занятий, решении вопросов воинской дисциплины, организации службы военнослужащих (например, умение предвидеть воспитательные последствия отдаваемых распоряжений, указаний и др.), методическом обеспечении боевой подготовки; в принятии решения о поощрении или наказания и в творческом подходе при проведении воспитательной работы, морально-психологическом обеспечении тактических учений.

В единстве с культурой педагогического мышления выступает культура речи офицера. Известно, что с помощью слова и высокоразвитого интеллекта он решает разнообразные учебно-воспитательные и служебные задачи, выполняет основные функциональные обязанности: осуществляет руководство личным составом, передачу необходимой информации по различным предметам обучения, оказывает воспитательное влияние на сознание, чувства, поведение военнослужащих, убеждает и внушает, приказывает и требует.

Культура речи офицера представлена в таких ее свойствах и качествах, как обширный словесный запас; содержательность мысли и развитость всех видов речи (внешней, внутренней, пропагандистской, речи общения и др.); высоко моральное отношение к слову - верность данному обещанию, ответственность за соблюдение единства слова и дела (в дореволюционной российской армии был даже сформулирован своеобразный профессионально-этический закон: "Слово офицера - закон!"); владение эмоционально-выразительными средствами речи, что в педагогике относят к элементам педагогической техники (интонация, темп, выразительность, эмоциональность, тембр, мимика, жестикуляция и др.).

Практический опыт показывает, что низкая культура речи офицера, построенная на штампах, грубой категоричности, невыразительности, нелогичности в изложении основных смысловых понятий, а также скудность словесного запаса, убогость мысли не только создают между воспитателем и воспитанниками "смысловой барьер", но и отрицательно влияют на выполнение служебных обязанностей, нередко являются одной из причин конфликтов между начальниками и подчиненными.

Важным элементом педагогической культуры офицера является культура педагогических чувств. Конкретное выражение культуры чувств офицера представлено, в первую очередь, в заботливом, чутком и гуманном отношении к личности военнослужащего, к его профессиональной подготовке, в умелом сочетании постоянной высокой требовательности с уважением личностного достоинства подчиненного, с тактичной формой ее предъявления. Нет необходимости доказывать, что все это относится и к учебно-воспитательной деятельности всех, кто занимается обучением и воспитанием.

Высокая культура педагогических чувств офицера, как и другие элементы педагогической культуры, имеет многоплановое функциональное значение. Она выполняет мотивационную функцию, т.е. выступает побудительной силой в различных сферах жизнедеятельности офицера (чувство любви к своей профессии и к военно-педагогической деятельности, чувство гуманизма во взаимоотношениях с окружающими, чувство ответственности за профессиональную подготовку и др.) Высокая культура педагогических чувств офицера выступает и как "инструмент" педагогического воздействия. Обладая такого рода культурой чувств, офицер влияет на эмоциональную сферу психики солдата, вызывает у одних стремление подражать ему, а у других - желание заниматься самосовершенствованием, воспитанием у себя определенной культуры чувств.

Данный элемент педагогической культуры находится в тесной взаимосвязи с культурой педагогического общения офицера, которая является одной из важнейших сфер взаимодействия его как учителя и воспитателя с различными категориями военнослужащих в служебное и внеслужебное время.

Сама природа педагогического труда немыслима без активного и содержательного общения. Основу культуры общения офицера с военнослужащим составляют высокоразвитые личностные качества: гуманизм, наблюдательность, внимательность, доброжелательность, отзывчивость, тактичность, общая и военно-профессиональная интеллигентность. Специально проведенные исследования проблемы культуры педагогического общения показывают, что данную категорию следует отнести к вопросам профессионально-педагогической этики, к педагогической технологии. Особое значение для понимания сущности последней имеет комплекс развитых у офицера умений: умение слушать собеседника; умение задавать и ставить вопросы; умение тактично анализировать и оценивать мнение подчиненного; умение первому установить контакт с воспитанником или с коллегой по службе; умение понять другого человека и оказать ему помощь; умение быстро и правильно ориентироваться в ситуации общения; умение устанавливать зрительный контакт ("умение видеть реального человека"); умение заинтересовать, увлечь окружающих рассказом, интересной информацией; свободное владение словом (умение говорить, выступать перед личным составом без конспекта); умение разумно использовать свои внешние данные, в том числе мимику, жесты, улыбку; умение передавать свое отношение к событиям, явлениям, фактам ненавязчиво, без категоричности, излишнего дидактизма.

Культура педагогического общения офицера, как уже подчеркивалось, непосредственно связана с его профессионально-этической культурой, т.е. со знанием и пониманием им системы моральных требований, принципов и норм, которые определяют уровень развития нравственного сознания (моральные знания, чувства, убеждения), регулируют отношение воспитателя к своей профессии, взаимоотношения между различными категориями военнослужащих, конкретные действия, поступки, его реальное поведение при решении учебно-воспитательных задач. Особенно велико значение соблюдения офицером требований и норм профессионально-педагогической этики при решении задач нравственного воспитания личного состава полка (корабля).

Культура педагогического общения и профессионально-этическая культура офицера при решении практических задач по обучению, воспитанию, развитию и психологической подготовке личного состава представлены в таких реальных педагогических явлениях, как культура внешнего выражения личности офицера и культура его поведения.

Культура внешнего выражения личности офицера как учителя может быть рассмотрена в плане его общей культуры, например внешнего вида: чистота, аккуратность в одежде, в ношении головного убора, обуви и в другом. Подчиненных привлекает внимание осанка, подтянутость офицера, его мимическая выразительность, доброжелательность, «строгая» доброта, дружеское соучастие и т.д., а также пантомимика (жесты, походка, движения, умение вставать, садиться и др.).

Культура поведения офицера выражается в высокоразвитых навыках, умениях, привычках, отвечающих общим требованиям и нормам воинских уставов, других нормативных документов, а также профессиональной морали, педагогической этики. В культуре поведения, как правило, конкретно и всесторонне представлены личность офицера в целом, его нравственный облик, его реальная натура.

Непременным элементом педагогической культуры является культура рабочего места офицера, которая непосредственно связана с вопросами научной организации служебного и военно-педагогического труда, с культурой организации своей учебно-воспитательной деятельности и включает технику организации служебного и личного времени, технику работы с литературными источниками, фиксации и обработки необходимой служебной и педагогической информации, технику ее отбора и хранения, ведения картотеки, записей и многие другие "мелочи" педагогической техники.

Все перечисленные элементы педагогической культуры в концентрированном виде представлены в педагогическом мастерстве конкретного офицера. Профессиональное педагогическое мастерство - важнейший и стержневой элемент его культуры как учителя и воспитателя подчиненных. Высокий уровень его развития является своеобразной мерой педагогической культуры офицера любого ранга.

В самом общем виде педагогическое мастерство можно определить как синтез высокоразвитого педагогического мышления, профессионально-педагогических знаний, навыков, умений, эмоционально-волевых средств выразительности, которые во взаимосвязи с личностными качествами позволяют офицеру эффективно и качественно решать учебно-воспитательные задачи, добиваться высоких и устойчивых результатов в подготовке специалистов необходимого профиля.

В педагогическом мастерстве офицера наиболее полно и более четко выражены его специфические профессионально-педагогические свойства и качества: психолого-педагогическая эрудиция, педагогическая направленность, педагогическая наблюдательность, педагогическое воображение, педагогическое мышление, развитые речевые способности, педагогическое творчество, педагогическая требовательность, педагогический такт, различные элементы педагогической техники и др.

Педагогическое мастерство, как и профессионализм в любой области человеческой деятельности, всегда индивидуально и связано с уровнем развития конкретной личности офицера. Но вместе с тем всем мастерам педагогического труда присущи высокоразвитый интеллект, умение нестандартно, творчески решать задачи по обучению и воспитанию военнослужащих при проведении занятий, организации воспитательных мероприятий. Для таких офицеров характерно постоянное стремление к познанию нового, к изучению и использованию передовых и новаторских методов воздействия и взаимодействия. Они обладают высоким уровнем наблюдательности и внимательности, способностью к неформальному общению, справедливо требуют от обучаемых качественного усвоения учебного материала, соблюдения воинской дисциплины, норм и правил высоконравственного поведения, строго следуют принципам и нормам педагогической этики, стремятся во всем достичь педагогической целесообразности.