Трансграничное вещание на рубеже ХХ-Х1 вв. Глобализация новостей в информационном обществе. Этапы и факторы развития международной системы новостей.
ЛЕКЦИЯ 19
Глобализационные и интеграционные процессы в коммуникационной сфере определиляют структуру глобального медиарынка. Мировой информационный рынок в настоящее время - это совокупность региональных и локальных рынков, объединенных транснациональными cетями коммуникаций, по которым перемещаются огромные потоки информации. Глобальный рынок информации подразделяется на секторы телекоммуникаций, информационных технологий, медиапродуктов и услуг, отличаясь высоким уровнем концентрации и конкуренции и медиа, находящихся в собственности крупных корпораций.
Этапы и факторы развития глобальной системы новостей анализирует В. Орлова в монографии «Глобальные телесети новостей на информационном рынке».
Глобализация новостей – процесс активного распространения новостных программ и обмена информацией между регионами мира, осуществляемый посредством спутниковых, кабельных, компьютерных систем и коммуникационных средств связи. Формирование системы глобальных новостных потоков, совершенствование информационных технологий привели к образованию нового коммуникативного пространства, в котором все сферы человеческой деятельности тесно взаимосвязаны.
Cпецификой медиарынка является не только купля-продажа медиапродуктов. Это еще и медиарынок идей, оказывающих воздействие на формирование мировоззрения, общественного мнения, где сталкиваются различные идеологии и культуры. Глобальный медиарынок – сложная многоуровневая структура, главную роль в которой играют транснациональные корпорации. Вместе с тем развитие информационного рынка обусловлено политическим и правовым регулированием со стороны правительств. Оба арбитра медиарынка – владельцы корпораций и правительства государств – определяют сферы влияния от идейно-культурологических до финансово-экономических.
Существует множество факторов, определивших развитие глобальной электронной системы СМИ, и среди них нельзя выделить доминирующий, поскольку они взаимосвязаны. По мнению профессора М. Прайса, высказанном в книге «Медиа и суверенитет», «объяснить глобальное формирование медиаструктур только одним фактором, будь то технологический или геополитический, экономический или идеологический, невозможно».
Факторы, повлиявшие на формирование системы глобальных новостей:
- развитие коммуникационных технологий;
- геополитический передел мира;
- глобализация мировой экономики;
- переоценка идеологических ценностей.
Доминирование западных СМИ на информационном рынке вызвало дискуссии о «вестернизации» культур и медиаимпериализме, основными чертами которого, по мнению исследователей, являются:
- глобальные медиа способствуют зависимости экономик национальных СМИ;
- дисбаланс новостного потока усиливает мощь развитых стран-поставщиков новостей;
- несбалансированный поток новостного контента тормозит развитие культурных автономий;
- глобальные медиапотоки провоцируют культурную гомогенизацию и синхронизацию культур, способствуя выявлению доминирующей формы культуры, не имеющей связи с реальной жизнью большинства людей.
В. Орлова отмечает признаки значимого события, претендующего на освещение в теленовостях:
- драатизм, конфликтность, трагичность, борьба интересов, зрелищность;
- неожиданность, неоднозначность события, новые подробности происходящего, элементы расследования, детективные сценарии;
- «история с продолжением» - поэтапно разивающееся событие с элементами непредсказуемости;
- «ньюсмэйкер» - главное лицо сюжета, событие, которое развивается вокруг главного героя.
Литература
Орлова В. Глобальные телесети новостей на информационном рынке. М., 2003.
История мировой журналистики. Ростов-на-Дону, 2000.
Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества. Толковый словарь терминов и концепций. М., 1999.
Прайс М. Телевидение, телекоммуникации и переходный период: право, общество и национальная идентичность. М., 2000.