СМИ в экономике современного общества. Постиндустриальное общество, «информационное общество». «Информационно богатые» рынки СМИ.

ЛЕКЦИЯ 14

 

CМИ в современной экономике

Анализируя экономические и социальные изменения современного мира, исследователи используют термины «постиндустриальное», «информационное», «постмодернистское» общество. Эти определения обращают внимание на перемещение приоритетов экономического развития в сферу информации, услуг, коммуникаций и технологий. Возрастание роли технологий, особенно информационно-коммуникационных (ИКТ), стало основанием для появления научных концепций, ставящих развитие общества в зависимость от прогресса ИКТ. Перспективы общественного прогресса все чаще связываются со сферой информации и коммуникации, в том числе – с индустрией средств массовой информации. В 60-е годы прошлого столетия американскими исследователями - социологом Д. Беллом, экономистами Ф. Махлупом и М. Поратом была выдвинута теория постиндустриального общества. Эта концепция определяет типы обществ через уровень развития соответствующих экономических структур и связывает формирование нового общества с прогрессом научного знания и достижениями технологий. Экономический вектор развития общества, с точки зрения теоретиков постиндустриального общества, «задают» доминирующие технологии общественного производства. По типу господствующей технологии в общественном производстве выделяют три сектора: «первичный» - сельское хозяйство, «вторичный» – промышленность и «третичный» – сфера услуг. Для постиндустриальных обществ характерен рост доли третичного сектора по сравнению с первичным и вторичным в структуре валового национального продукта (ВНП). В 1962 г. Ф. Махлуп подчеркнул растущее значение информационных отраслей в экономике США и объединил их под общим понятием «индустрия знаний». Социолог Д. Белл соотнес важнейшие сдвиги в постиндустриальной экономике с ростом сектора производства и распространения информации. Он считал, что постиндустриальное общество возникает тогда, когда решающими факторами в экономике становятся производство информации и трансграничное ее распространение. По его словам, «cовершенно очевидно, что постиндустриальное общество представляет собой общество знания в двояком смысле: во-первых, источником инноваций все больше становятся исследования и разработки (более того, возникают новые отношения между наукой и технологией ввиду центрального места теоретического знания), во-вторых, прогресс общества, измеряемый возрастающей долей ВНП и возрастающей частью занятой рабочей силы, все более однозначно определяется успехами в области знания».

Сдвиг производства в сторону третичного сектора, т. е. в «экспансию экономики услуг», отмечает отечественный теоретик постиндустриального общества В.Л. Иноземцев: в середине 90-х годов в американской экономике при помощи информации производилось около трех четвертей добавленной стоимости, создаваемой в промышленности : «сервисной современная экономика является в большей мере по числу занятых в третичном секторе» .

Термин « информационное общество» введен такими исследователями, как Ф. Махлуп, Т. Стоуньер, Й. Майсуда. Особое место в ряду исследователей занимает Ф. Уэбстер, анализирующий различные теории, описывающие информационное общество – философские, социологические, коммуникационные. Их объединяет то, что ключом к пониманию современного общества считается информация. Изменения, происходящие в постиндустриальном обществе, британский исследователь рассматривает не только через призму становления информации как экономического ресурса, но и комплексно, - интегрируя изменения в нескольких сферах. По его мнению, информационное общество можно охарактеризовать, только рассмотрев в совокупности 5 его сторон – технологическую, экономическую, профессиональную, пространственную и культурную. Технологическая: проявляется в проникновении сетевой логики в различные сферы жизни общества и в процессе конвергенции технологий в интегрированные системы; экономическая: информационные индустрии имеют все большую долю в валовом национальном продукте; профессиональная: трансформируется рынок труда; культурная: меняется представление о сути культуры; пространственная: изменяются представления о пространстве и времени».

Новые понятия вводит исследователь информационного общества М. Кастельс: следующую стадию развития общества он называет информациональной, когда сбор, обработка и распространение информации cтанут «основой производительности и власти». По его мнению, отличительной характеристикой современной экономической и социальной жизни становится

«сетевая логика», которая определяет типы социальных структур и развитие общества. «Технологическая трансформация … воплощается в интеграции различных способов коммуникации в интерактивные информационные сети. Иными словами, формируется супертекст и метаязык, впервые в истории объединяя в одной и той же системе письменные, устные и аудиовизуальные способы человеческой коммуникации… Интеграция в одной и той же системе текстов, изображений и звуков, взаимодействующих из множества различных точек в глобальной сети фундаментально меняет характер коммуникации. А коммуникация определяет формирование культуры... Культура под влиянием новой технологической системы подвергается фундаментальному преобразованию – с течением времени все больше и больше. .. Она уже присутствует в новой системе СМИ, в быстро меняющихся телекоммуникационных системах, в сетях взаимодействий, уже сформированных вокруг Интернета, в воображении людей, в политике правительств, на чертежных досках и штаб-квартирах корпораций. Появление новой системы электронной коммуникации характеризуется ее глобальными масштабами, интегрированием всех средств массовой информации».

Информационная парадигма, по словам профессора факультета журналистики МГУ Е.Л. Вартановой, определяет все процессы современного общества: «накопление знаний, экономическую производительность, реализацию политической и военной власти, коммуникацию посредством СМИ. Все страны, оказавшиеся на передовых рубежах современного развития, сегодня находятся под воздействием капитализма и информационализма». Исследователь также обращает внимание на неравномерность «информационного развития» обществ и дает характеристику параметров информационно богатых рынков СМИ:

- насыщенность медиарынка каналами традиционных и новых СМИ (газеты, журналы, теле- и радиостанции, Интернет) ;

- доступ аудитории к медиаканалам и содержанию средств массовой информации, - как в количественном (разнообразие СМИ и средств доступа к ним) , так и в качественном отношении (навыки пользования СМИ и платежеспособность аудитории как возможность платить за информацию);

- уровень потребления СМИ – объем времени, в течение которого аудитория

читает/смотрит/слушает СМИ;

- доля рекламы, направляемая в СМИ в конкретных странах;

- наличие производственной базы – технологический уровень развития инфраструктуры СМИ;

- интегрированность национальных СМИ в глобальные потоки информации и каналы коммуникации.

 

Литература

Белл Д. Экономика в информационном общества. // Информационное общество: экономика, власть, культура. Т. II. Cост. В.И. Игнатьев, Е.А. Салихова. - Новосибирск, 2004.

Иноземцев В.Л. Перспективы постиндустриальной теории в меняющемся мире. // Новая постиндустриальная волна на Западе. Под ред. В.Л.Иноземцева. М., 1999.

Иноземцев В.Л. Дихотомия труда и творчества// В сб. Информационное общество: экономика, власть, культура. Т. I. Cост. В.И. Игнатьев, Е.А. Салихова. - Новосибирск, 2004.

Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран: Учеб. пособие. М., 2003.

Кастельс М. Культура реальной виртуальности: интеграция электронных средств коммуникации, конец массовой аудитории и возникновение интерактивных сетей // Информационное общество: экономика, власть, культура. Т. II. - Новосибирск, 2004.