Типология и система СМИ.

ЛЕКЦИЯ 9

Каждый канал СМИ, издание или программа имеет свои особенности: свою информационную политику, свою аудиторию, свои критерии качества медиапродукции. Разнообразные средства массовой информации вступают во взаимоотношения, в совокупности образуют целостную систему средств массовой информации (города, региона, страны, мира).

 

Структура системы СМИ:

1.Печатные издания – газеты, журналы, еженедельники, дайджесты, бюллетени.

2. Аудиовизуальные СМИ – радио, телевидение (кабельное, эфирное, спутниковое), документальное кино, видеовещание.

3. Информационные службы – телеграфные агентства, рекламные бюро, пресс-службы, PR-агентства, профессиональные журналистские союзы и ассоциации.

 

Структура системы СМИ отражается в типологических характеристиках, с помощью которых может быть описано каждое конкретное издание или программа или вся система СМИ. Профессор СПбГУ С.Г.Корконосенко определяет следующие параметры типологизации (классификации) средств массовой информации (1):

Параметры типологизации СМИ

Регион распространения. За основу берется обслуживаемая территория, различают:

- транснациональные СМИ - распространение в международном масштабе;

- общенациональные СМИ - для России – общефедеральные;

- региональные СМИ - издания, выходящие в субъектах федерации, либо рассчитанные на исторически сложившуюся часть страны, отличающуюся природными, экономическими, культурными особенностями (Северо-Запад, Западная Сибирь);

- местная пресса – издания, выходящие в районах и городах областного подчинения;

- муниципальная пресса – газеты городских районов;

- газеты предприятий, учреждений и учебных заведений.

 

Учредитель. Согласно законодательству Российской Федерации, учредителями (основателями) СМИ могут стать: любой гражданин РФ, предприятие, учреждение, организация, государственный орган. Законодательно установлен регистрационный порядок учреждения: фактически органы власти лишь подтверждают заявку учредителя и берут созданную им газету или канал на учет. Для теле-радиокомпании необходимо также получить лицензию на вещание.

 

Аудитория. В широком плане существует деление на СМИ для всех - издания общего профиля, предназначенные для любой аудитории и издания специализированные – рассчитанные на аудиторию с более-менее четкими контурами. В основе специализации – социально-демографические характеристики – пол, возраст, образование, уровень доходов, профессия, а также личные интересы. В отдельную группу можно выделить профессионально-отраслевую периодику.

 

«Массовая» и «качественная» пресса. Это разделение используется как западными, так и российскими теоретиками и практиками журналистики: в практике редакций разграничивается журналистика мнений (элитарная, качественная) и пресса новостей (популярная, массовая). Эти характеристики вбирают в себя особенности тематики, проблематики, стиля, аудитории изданий и программ. Так называемая «массовая» пресса сформировалась в первые десятилетия ХХ в., как следствие коммерциализации издательского дела. Сенсационность, поверхностное освещение фактов, вмешательство в личную жизнь, акцент на развлекательность, апелляция к предрассудкам, инстинктивным побуждениям аудитории, скандальные известия в ущерб просветительским задачам периодики – характерные свойства «массовых» изданий. Эффект сенсации в таких изданиях достигается за счет искажения и упрощения информации, произвольной интерпретации фактов, домыслов, примитивизации сообщений и передачи их вне контекста. «Массовой» прессе свойственны облегченные, досуговые материалы, в то время как «качественная» пресса отличается аналитичным, взвешенным подходом, надежностью фактов и мнений. Классическими образцами «массовой» периодики стали газеты «New York Journal» У.Херста и «New York World» Дж.Пулитцера. Эти издания использовали для привлечения читателей броское оформление и «кричащие» заголовки – именно «массовыми» изданиями было положено начало использованию газетных «шапок». Широко использовались комиксы: персонаж комиксов, публиковавшихся на страницах этих газет - «желтый парень» - стал символом подобных изданий, получивших название «желтой» прессы.

C развитием рыночных отношений, повышения сложности системы управления и хозяйствования возникла необходимость в изданиях, которые предназначались бы для определенной («элитной») аудитории, включающей в себя представителей финансовых, деловых и политических кругов, топ-менеджеров, управленцев банковской сферы, владельцев крупных предприятий. Образцами «качественных» изданий могут служить британская «Financial Times» и американская «New York Times». Так называемые «качественные» издания стали продолжателями традиций элитарной печати: их отличительные черты – взвешенность оценок, аналитичный подход, надежность фактов и мнений, полнота и объективность информации.

Издательские характеристики – весь комплекс сведений о периодичности выхода, тираже, формате, объеме издания или программы. Различают ежедневные, еженедельные, декадные издания, а также помесячные и ежеквартальные. Формат обозначают стандартные параметры: в вещательной журналистике – модель программы или канала (музыкальный, информационный, информационно-аналитический); для прессы установлены размеры страниц А 2 –большой формат (газета «Известия») , А 3 – «Российские вести» - половинный формат, формат А 4 – для газет небольшого тиража. В стандартных единицах измеряется и объем информации – на радио и телевидении это хронометраж программы; в прессе для обозначения объема приводится количество полос.

Cистемный подход к исследованию средств массовой информации

Активное развитие процессов внедрения информационных технологий в различных сферах экономики, политики, науки и культуры в настоящее время повышает роль средств массовой информации в механизмах социального взаимодействия. Взаимосвязи средств массовой информации изучаются информациологией, теорией коммуникации, теорией журналистики, информатикой и системологией. Исследования проводятся на основе системного подхода: такая теоретическая и методологическая основа дает возможность точно определить условия целостности СМИ как системного объекта, изучить многообразные типы связей в данной системе, а также связи между нею и средой; свести результаты системного анализа в единую теоретическую картину.

 

Профессор МГУ М.В. Шкондин формулирует следующий перечень требований, которым должны отвечать cредства массовой информации как система:

- сохранять целостный характер, формировать единое информационное пространство для всех членов общества, различных социальных групп, поддерживать постоянное информационное взаимодействие в общественной системе;

- располагать совокупностью оптимально организованных компонентов

(технологических, экономических, редакционных, аудиторных, информационных), каждый из которых активно взаимодействует со своей средой и с другими элементами системы на основе закономерностей, присущих СМИ;

- иметь необходимый набор функций и уровень их актуализации, удовлетворяющий информационные потребности личности, отдельных групп, социальных слоев, социальных институтов и общества в целом;

- структура СМИ как способ связи компонентов должна располагать совокупностью и многообразием печатных изданий, радио- и телепрограмм, которые могут соответствовать выполнению этих функций;
- иметь потенциал самоорганизации, функционировать как организованная система в соответствии с развитием общества: иметь необходимые этические, правовые, организационные отношения между участниками массово-информационной деятельности;

- удовлетворять информационные потребности личности, различных социальных групп и организаций, содействовать их участию в процессах экономической, политической и культурной жизни;

- объективно и полно отражать условия жизни общества, практическую, духовную и духовно-практическую деятельность людей, способствовать обогащению общественного сознания;

- собирать, производить и распространять информацию в соответствии с динамикой общественного развития; привлекать к производству информации все творчески активные силы, служащие общественному прогрессу;

- создавать и обогащать духовный потенциал общества, вовлекать аудиторию в общественный диалог.

Целостность системы СМИ, согласно исследованиям профессора М.В.Шкондина, в современном мире подвергается серьезным испытаниям: нарушаются информационные связи между членами общества, категориями населения, между личностью и обществом, регионами и центром. Множество социальных групп не имеют возможности доступа к массовой информации – как получать необходимую информацию, так и высказываться и быть услышанными. Социально значимая информация не отражается в содержании СМИ в полной мере - обогащения духовного потенциала общества, приобщения аудитории к продуктам духовного производства не происходит. Напротив, существует значительный разрыв между потенциальной массовой информацией, накопленной в духовной, духовно-практической и практической сферах человеческой деятельности, и той информацией, которую посредством СМИ получают участники тех или иных социальных процессов. Можно отметить ангажированную «повестку дня» программ новостей российских федеральных телеканалов, пропагандистскую трактовку освещаемых ими событий. Материалы, освещающие проблемы власти и управления в российских СМИ, заметно превосходят материалы по жизненно важным вопросам экономической политики, социальной и духовной жизни. Возникает несоответствие между реальной действительностью и тем представлением, которое аудитория получает из СМИ.

Исследователь Е.В. Аргунова отмечает эволюцию общественно-политических телепрограмм российских телеканалов «от аналитики и продуцирования идеологических и мифологических конструкций к изложению фактов. Так, в «Вестях недели», занявшях место и время «Зеркала» эпохи расцвета (1999г.), аналитики практически нет. В результате преобладания в транслируемой информации разросненной фактологии усиливается дезинтеграция и без того мозаичной картины повседневности в массовом сознании. Передачи, основной задачей которых является анализ социальной и политической жизни, сдвигаются на невыгодные позиции выхода в эфир либо вовсе отменяются. Их место занимают развлекательные передачи – бесконечные шоу, сериалы и концерты с большим объемом рекламы. ..В сущности, статус общественно-политического вещания аналитической направленности в настоящее время таков, что зрителю, не прилагая дополнительных усилий, его легко просто не заметить».

Подавляющее большинство СМИ находятся в настоящее время в зависимости от политической элиты, отчуждены от реальной жизни общества. Сокрытие, искажение, навязывание информации, подчинение информационных интересов аудитории интересам правящих структур – негативные явления прошлого отечественной журналистики – находят продолжение в настоящем: в современной российской действительности обнаруживаются явления асоциальной, ангажированной, политизированной, манипулятивной, сервильной журналистики, активное использование СМИ как политического оружия в борьбе корыстных интересов, как инструмента влияния в ущерб свободе слова и свободе печати.

 

На смену таким отношениям должны приходить учет информационных потребностей членов общества, их удовлетворение и организация широкого доступа творчески активных общественных сил (производителей и распространителей информации) к информационным ресурсам. Необходим цивилизованный диалог между участниками общественных преобразований, различными социальными силами, цель которого – выработка плана совместных действий и взглядов на происходящее, учет альтернативных позиций и разнообразного опыта решения социально-экономических и политических проблем.

Целостность системы СМИ нарушается, если социальные субъекты – личности, группы, организации - участники социальной деятельности (духовной, практической, духовно-практической):

- имеют неравные возможности доступа к массовой информации, удовлетворения информационных потребностей;

- имеют неравные возможности в распространении информации, своих взглядов, в развитии духовного потенциала общества через массово-информационный процесс;

- не имеют возможности полноценного информационного взаимодействия для успешной совместной реализации их функций.

 

Информационная сфера СМИ демократического общества должна охватывать весь спектр духовных продуктов: знаний, опыта, мнений, этических и эстетических ценностей, рождаемых процессами познавательной, образовательной, научной, художественной деятельности, являющихся достоянием общества, общественного сознания. Ускорению процессов становления информационного общества в Росийской Федерации на основе прогрессивных мировых традиций экономики, культуры и науки могут способствовать только такие СМИ, которые активно вовлекают в массово-информационный процесс всех участников социальных действий, в полной мере удовлетворяют растущие потребности в получении и распространении информации всех участников процессов духовной, практической, и духовно-практической деятельности (познавательных, воспитательных, образовательных, организационно-управленческих) на основе обогащения духовного потенциала общества, свободы слова и соблюдения прав человека.

 

Литература

Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М., 2004.

Шкондин М.В. Печатные СМИ. Системные характеристики СМИ. /В сб. Средства массовой информации России / Ред. Я.Н.Засурский. М., 2005.

Аргунова Е.В. Новая экспансия культуриндустрии: практика ведущих телеканалов России (1999-2004гг.)/ В сб. Социально-политическое функционирование журналистики. Ред-составитель В.А.Сидоров. – СПбГУ, 2005.