Идейно-теоретические концепции журналистики.

ЛЕКЦИЯ 7

Дискуссии о нравственных основах журналистской деятельности, о взаимоотношениях с обществом, властью, личностью сопровождают практику журналистики с начала ее возникновения. В дискуссиях участвуют не только журналисты, но и юристы, политики, философы, историки, психологи. В теории журналистики сформулированы следующие идейно-теоретические направления, в контексте которых решались данные проблемы.

 

1. Гуманитарно-демократические концепции берут начало в мировоззрении деятелей эпохи Просвещения - Вольтер и Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локка и Д. Дефо, Г.Э Лессинга и И.В. Гете, М.В. Ломоносова и А.Н. Радищева. Основными их идеями являлись приверженность идеалам гражданского общества, неприятие феодально-теократического тоталитаризма, провозглашение свободы человеческого духа. Центральный вопрос дискуссии - проблема свободы печати.

Буржуазные демократы призывали к защите журналистики от светского или церковного вмешательства. В контексте идей эпохи Просвещения журналистика рассматривалась как средство познания обществом самого себя.

Вместе с лозунгом свободы печати провозглашалась лозунгги социальной ответственности прессы и ее демократизма. Демократизм и народность журналистики были главными принципами сторонников буржуазно-демократических преобразований. В России у истоков борьбы с феодализмом стояли А.Н. Радищев, революционеры-декабрисы и А.И. Герцен.

 

2. Марксистская концепция журналистики появилась с условиях нарастания социальных противоречий. Представители этого направления - К.Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин. В их понимании печати отводилась важное место в идейно-политической борьбе и общественной деятельности. Марксистская школа журналистики стала продолжением традиций революционно-демократической печати, которая своей целью провозглашала защиту интересов трудящегося населения. Марксистами был обострен политический радикализм, когда на первое место был выдвинут тезис о нарастании классовой борьбы с участием прессы и в самой прессе.

 

3. Массово-коммуникационные концепции журналистики. Для данного направления характерно рассмотрение журналистики не с политических, а с социально-психологических позиций.

Теоретическую основу для развития массово-коммуникационных концепций в ХIХ в. заложили

социологи-позитивисты О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм. Их исследования были продолжены

такими исследователями массовой психологии, как А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, З. Фрейд, Г. Ле Бон.

 

Развитие теорий массовой коммуникации в том смысле, в каком ее понимали западные теоретики, началось во время интенсивного развития технических средств коммуникации - на рубеже ХIХ-ХХ вв. Исследования массовой коммуникации основываются на допущении, что средства массовой информации оказывают мощное влияние на аудиторию. История исследования эффектов влияния СМК может быть разделена на 4 периода:

 

1. С начала ХХ века до 2-й половины 30-х гг. социальным заказом было изучение эффективности пропаганды, развернувшейся в период 1-й мировой войны и породившей волну страха перед влиянием СМК на установки, привычки и отношения людей. Появились работы Ласуэлла и Ховланда. Гарольд Ласуэлл – один из основателей социологического направления теории массовой коммуникации. В его работах информационные связи исследуются как неотъемлемые атрибуты жизненной материи. Однако общественные структуры обладают своими специфическими качествами, которые порождаются необходимостью сохранения социальных институтов, духовных ценностей и их идеологического обеспечения. Исходя из этого, Г.Ласуэлл выделял 3 основные функции социально-коммуникативных процессов: контроль за средой, корреляция всех компонентов общества для его сохранения и развития, передача социального наследия другим поколениям. Г.Ласуэлл сформулировал вывод относительно акта коммуникации: кто сообщает, что именно, по каким каналам, кому и с каким эффектом:

 

 

Коммуникатор Сообщение Средство Реципиент Обратная связь

Кто что по какому каналу кому c каким эффектом

Контрольные контент- исследования исследования анализ эффектов

исследования анализ СМИ аудитории СМИ

 

Согласно теории Ласуэлла, коммуникация похожа на «волшебную пулю», которая, попадая из мозга одного человека в мозг другого, почти автоматически трансформирует идеи, чувства, знания или мотивацию.

Основной целью акта коммуникации было признано изменение социальных установок, мнений, суждений, представлений у реципиента посредством определенным образом организованного сообщения и поведения коммуникатора. Уязвимое место в этой модели – представление о пассивности реципиента. Довольно быстро выяснилось, что реципиент активно ведет себя по отношению к средствам массовой информации, его восприятие чрезвычайно селективно.

Первые теории массовых коммуникаций строились по принципу «стимул-реакция» и подкреплялись безграничной верой в возможности СМК и всесилие пропаганды.

 

2-я стадия – 40-60- гг. ХХ в. распространены теории, подчеркивающие роль личности в процессе коммуникации (от концепции непреодолимого влияния СМК отказались). Исследования показали, что индивидуальный опыт, личностные особенности, уровень интеллекта, коммуникативный и когнитивный стиль человека в большей степени, чем принадлежность к той или иной социальной группе, определяют его реакцию на СМК. Более того, выяснилось, что человек склонен забывать часть воспринимаемой информации в зависимости от своих ожиданий и предпочтений.

 

3-й период - начался в 70-е годы: идет поиск новых мощных эффектов СМК. В фокусе исследований – не изменение установок людей, а когнитивные факторы. Акцент в исследованиях сместился на внутреннюю, психологическую структуру индивида. Ключ к эффективному убеждению – изменение глубинной психологической структуры индивида.

Двухступенчатая теория: индивиды могут быть разделены на активных (воспринимающих и передающих далее идеи) и тех, кто получает информацию из социальных контактов. Но поздние исследования показали: наиболее важные сообщения распространяются непосредственно от СМК к реципиенту. Были получены данные, что «авторитеты» не обязательно активно ищут информацию, а реципиенты не обязательно пассивно воспринимают ее.

 

4-я стадия – с 80-х гг. ХХ века по сей день – получила название «социальный конструктивизм».

С 1-й стороны, признается, что СМК оказывают мощное влияние, конструируя социальную реальность, формируя образы реальности на определенный манер. Влияние СМК – не универсальное, не неизбежное. Скорее, говорится о специальных (правильных) коммуникационных технологиях, используемых в специальных (правильных) обстоятельствах.

С другой стороны, рассматривается взаимодействие между СМК и аудиторией. Сообщение СМК – это часть процесса, с помощью которого индивиды конструируют значение, и общественное мнение – часть процесса, с помощью которого журналисты развивают и кристаллизуют значение в публичном заявлении.

Коммуникативные теории, получившие широкое распространение в западных школах подготовки журналистов, в последнее время изучаются и разрабатываются в России.

 

4. Концепции свободы и ответственности журналистики. Примеры этих концепций содержатся в книге Ф.С. Сиберта, У. Шрамма и Т. Питерсона «Четыре теории прессы». Теории журналистики авторы разделили на авторитарные (истина исходит от власти, которой и принадлежит право распоряжаться журналистикой), и либертарианские (предполагающие, что каждый человек - самостоятелен и способен отличить правду от лжи).

 

Литература

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2000.

Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М., 2004.

Сиберт Ф.С., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы, М.,1998.

Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. М., 2004.