Массово-информационная природа средств массовой информации. Этапы развития социальной коммуникации и СМИ. Журналистика как объект изучения.

ЛЕКЦИЯ 2

Многие современные исследователи считают информацию главным ресурсом современного общества. Этому способствует ее неотъемлемое свойство – быть бесконечно возобновляемой и используемой. Потребление информации каким угодно большим числом людей не уменьшает возможностей доступа к ней новых и новых пользователей, и в этом – главное отличие процесса освоения информации от процесса потребления материальных ресурсов.

Для распространения информации в массовом масштабе необходимы средства – технические, организационные структуры, специальные профессиональные силы. Их предоставляет особый социальный институт – журналистика, которая включает периодическую печать, радио, телевидение, другие информационные каналы. У понятия журналистика – несколько значений: во-первых, это общественная деятельность по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной социальной информации; во-вторых – это система предприятий и средств сбора и доставки информации. Этим же термином обозначается продукция журналистской деятельности – произведения, составляющие номера газет и журналов, программы радио и телевидения.

C момента зарождения журналистика как социальное явление зависит от уровня социально-экономического, культурнo-образовательного, духовного развития общества, его научного и технического потенциала. Как социальный институт, журналистика может оказывать влияние на формирование общественного мнения, степень социальной адаптации аудитории. Среди исследователей журналистики ведутся нескончаемые дискуссии о роли журналистики в обществе: одни называют ее орудием политического управления, другие говорят о ней как об инструменте построения гражданского общества, третьи утверждают, что миссия журналистики – предоставлять гражданам информацию, необходимую им для свободы и самоуправления.

Широко распространенные понятия «пресса» и «печать» обозначают лишь отдельные отрасли журналистики – отличные, например, от телевидения. Понятие «журналистика» не совпадает и с понятием «средства массовой информации». В Законе Российской Федерации «О средствах массовой информации» под СМИ понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видео-, кинохроникальная программа, иная форма распространения массовой информации.

Массовая информацияцентральная категория в теории журналистики. Массовая информация трактуется в Законе РФ о средствах массовой информации как предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Информацию «в массы» несут журналистские, литературные, рекламные тексты, рекламные видеоролики, теле- и радиопрограммы, музыкальные и рекламные заставки в радио- и телеэфире, сайты в Интернете, книги, журналы, газеты, документальные и художественные фильмы.

 

Основные характеристики массовой информации:

- направленность на массу людей (объединенных интересами, целями, принадлежностью к определенному социальному слою, профессии, территории);

- доступность (бесплатно, или за небольшую плату, в удобном режиме потребления);

- общесоциальная направленность, актуальность, соответствие интересам и потребностям людей;

- одновременность и непрерывность / регулярность поступления.

 

Массовая информация – содержание массовой коммуникации. Массовая коммуникация – распространение сведений в численно большой и пространственно рассредоточенной аудитории – служит целям связи и общения людей. Журналистика как cредство массовой коммуникации – посредник в общении. В американской лексике в этом значении используется термин mass-media (масс-медиа). Cовременные исследователи средств массовой информации определяют mass-media как средства, используемые для доставки информации массовой аудитории: радио, ТВ, газеты и журналы, книги, диски и т.д. – имеется ввиду не единичное издание, а их многосоставный комплекс – система информирования, включающая в себя также и электронные средства связи и охватывающая различные стороны жизни аудитории. В учебной литературе все названные термины часто используются как синонимы.

Литература:

Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М., 2004.

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2000.

Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации». М., 1992.

Коротецкая Л.М. Современные СМИ: функции, задачи, проблемы. Новосибирск, 2006.