Государственное управление лесопользованием.

Ответственность за нарушение лесного законодательства.

Лесное законодательство предусматривает четыре группы нарушений:

1) нарушение права государственной собственности на леса (самовольная переуступка права лесопользования, иные противоправные сделки) и права государственной собственности на земли лесного государственного фонда (самовольное использование земель для раскорчевки, возведения построек, устройства складов и т.д.);

2) противоправные действия, причиняющие вред лесу;

3) нарушения установленного порядка использования лесосечного фонда, заготовки и вывозки древесины, других требований, вытекающих из Правил отпуска леса на корню;

4) противоправные действия, посягающие на порядок ведения лесного хозяйства; уничтожение, повреждение ограничительных знаков в лесах; нарушение правил и инструкций по улучшению ведения лесного хозяйства и использованию спелой древесины; самовольный сбор дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод на участках, где это запрещено или допускается только по лесным билетам.

Опасными лесонарушениями, причиняющими вред лесу или создающими угрозу причинения вреда, являются: уничтожение или повреждение лесных деревьев и кустарников, саженцев, лесных культур; загрязнение лесных массивов сточными водами, отходами, химическими, нефтяными и иными вредными веществами; уничтожение других природных элементов на землях лесного фонда (самовольное сенокошение, пастьба скота и др.).

Лица, допустившие лесонарушение, могут быть привлечены к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности.

 

 

 

Государственное управление лесопользованием включает систему органов, осуществляющих полномочия по распоряжению лесным единым фондом, установлению основных требований по пользованию, воспроизводству, охране и защите лесов, определению размеров лесосечного фонда, порядку его распределения и отпуска на корню. Установлению основных направлений (планов) развития лесного хозяйства страны и отдельных субъектов Федерации, планированию мероприятий в области рационального лесопользования, воспроизводства, повышения продуктивности, охраны и защиты лесов, лесоустройству, ведению лесного государственного кадастра, контролю за порядком использования лесных ресурсов и др.

Государственное управление лесопользованием подразделяется на общее и специальное.

Общее управление лесопользованием осуществляется Федеральной службой лесного хозяйства и Правительством РФ, правительствами соответствующих республик (субъектов РФ), а также государственными органами лесного хозяйства на местах.

Главным отраслевым органом по управлению эколого-правовым режимом лесопользования является Федеральная служба лесного хозяйства РФ (соответствующие органы лесного хозяйства в краях, областях, автономных образованиях и подведомственные им лесохозяйственные организации, органы лесной государственной инспекции). Правительство РФ 10.02.98 г. утвердило Положение о Федеральной службе лесного хозяйства России за № 173.

Управление колхозными лесами (специальное) осуществляется республиканскими, краевыми, областными объединениями межколхозных лесхозов. Непосредственное управление колхозными лесами осуществляют сами колхозы (сельскохозяйственные АО, ТОО).

Основные функции по управлению эколого-правовым режимом лесопользования связаны с ведением единого учета лесов и лесного государственного кадастра, планированием использования лесных ресурсов, лесоустройством, распределением и перераспределением лесов по группам и категориям, с организацией государственного контроля за состоянием и использованием, охраной, защитой лесов, разрешением споров о лесопользовании, восстановлением лесов и лесных ресурсов.

Государственный учет лесного фонда ведется в целях организации рационального пользования лесными ресурсами, воспроизводства лесов, их охраны и защиты, систематического контроля за количественными и качественными его изменениями, обеспечения заинтересованных органов и организаций, в том числе и граждан, сведениями о лесном фонде. Государственный учет лесного фонда ведется на основе материалов лесоустройства, инвентаризации и обследований по единым для всей страны системам учета лесного фонда.

Документация государственного учета лесного фонда готовится всеми владельцами лесного фонда (лесхозы, заповедники, национальные природные парки, лесные учебные и опытные лесные хозяйства, колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные формирования, осуществляющие ведение лесного хозяйства).

В настоящее время сохраняется система учета лесного фонда, установленная по состоянию на 1 января 1993 г. Она состоит из трех отдельных форм, в которых отражается распределение лесного фонда по категориям земель и группам лесов, категориям защитности лесов и лесопользования. Сведения государственного учета лесов по всему лесному фонду обновляются один раз каждые пять лет, и проводятся соответствующими органами, в ведении которых находится лес.

Лесоустройство включает систему различных мероприятий по обеспечению рационального лесопользования, воспроизводства, охраны и защиты лесов. Оно осуществляется государственными лесоустроительными предприятиями по единой системе, устанавливаемой органами Федеральной службы лесного хозяйства. Оно проводится во всех лесах лесного фонда, закрепленных за ведомствами, предприятиями, организациями. Сводные данные по результатам лесоустроительных работ служат базой для текущего и перспективного планирования лесопользования, восстановления лесов, лесоразведения, повышения его продуктивности и др.

Государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов возложен на органы исполнительной власти, а также органы Федеральной службы лесного хозяйства в лице лесной государственной инспекции.

Основные принципы государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов сформулированы в ст. 50 Лесного кодекса.

В указанных статьях Закона зафиксирован принцип правового регулирования использования и охраны лесов, выражающийся в обеспечении условий для оптимального, комплексного лесопользования в неразрывной связи с защитой лесов, их сохранением и преумножением, воспроизводством, улучшением их качества.

Установлены определенные ограничения в реализации права природопользования. Так, при пользовании лесами второй группы предусматривается необходимость проведения в этих лесах рубок главного пользования способами, которые пагубно не отразятся на восстановлении ценных пород леса, сохранении всех защитных, водоохранных, климатообразующих свойств лесов. Еще более жесткий правовой режим устанавливается для лесопользования в лесах первой группы (ст. 55, 56 Лесного кодекса). В них возможны только лесовосстановительные рубки, которые могут осуществляться способами, обеспечивающими охрану и защиту свойств лесов (своевременное рациональное использование спелой древесины, санитарные рубки и рубки ухода, прореживание и т.д.).

При размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и реконструкции предприятий, сооружений и других объектов, а также внедрении новых технологических процессов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов, должны предусматриваться и осуществляться мероприятия, обеспечивающие охрану лесов от отрицательного воздействия на них сточных вод, химических веществ, промышленных и коммунально-бытовых выбросов, сбросов и отходов.

Строительные и взрывные работы, добыча полезных ископаемых, прокладка кабелей, трубопроводов и иных Споры о лесопользовании разрешаются в административном порядке или в суде (арбитражном суде). Коммуникаций, буровые и другие работы в лесах должны осуществляться способами, не вызывающими ухудшения противопожарного, санитарного состояния лесов и условий их производства.

Осуществление всех мероприятий по охране и защите лесов возлагается на органы Федеральной службы лесного хозяйства, на соответствующие органы управления министерств, государственных комитетов и ведомств, а также администрацию местных органов власти и управления, предприятия, учреждения, организации, колхозы, совхозы (акционерные сельскохозяйственные предприятия) - лесопользователей указанных природных ресурсов.