Понятие, функции и субъекты экологического права.

Понятие и содержание природопользования.

Формы собственности на природные ресурсы.

Понятие и содержание прав собственности на природные ресурсы.

Право собственности на природные ресурсы.

 

 

 

 

При рассмотрении вопросов прав собственности на природные ресурсы и, особенно при реализации правомочий собственника по распоряжению и пользованию природными богатствами принципиально важно иметь в виду, что природные ресурсы, в отличие, к примеру, от таких вещей, как предприятие, дорога, удовлетворяют различные потребности человека - экологические, экономические, оздоровительные, рекреационные, эстетические, культурные и иные, т.е. имеют различную потребительную стоимость. В совокупности соответствующие характеристики природных ресурсов и объектов образуют благоприятную окружающую среду.

Право собственности на природные ресурсы в юридическом аспекте можно рассматривать в двух качествах:

- как правовой институт

- и как совокупность правомочий собственника.

1. Институт права собственности решает, таким образом, следующие задачи:

во-первых, составляющие его нормы права собственности закрепляют экономические отношения, складывающиеся в обществе по поводу принадлежности тех или иных ценностей определенным лицам (собственникам);

во-вторых, нормы права собственности определяют правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению принадлежащими ему ценностями;

в-третьих, они заключают в себе правовые способы охраны прав и законных интересов собственника.

Нормы, составляющие институт права собственности, регулируют весьма обширный круг общественных отношений и содержатся в целом ряде законодательных и нормативно-правовых актов подзаконного характера различных отраслей российского права, и прежде всего в конституционном праве.

Указанные нормы включены также в гражданское, административное, финансовое, земельное, экологическое, уголовное и другие отрасли права. Они конкретизируют конституционно закрепленное право собственности, содержат меры ответственности за посягательство на него. Поэтому можно говорить об этом правовом институте как комплексном. Совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности, образуютправо собственностив объективном смысле.

2. Субъективное право собственности на природные ресурсы определяет сущность и содержание юридического отношения собственности. Оно закрепляет за его обладателем экономическую власть над условиями производства (его предпосылками и результатами), ведущегося на базе использования собственником принадлежащего ему имущества.

Это право предопределяет использование находящихся в собственности природных ресурсов свободно, по своему усмотрению.

Соответствующее правило закреплено в ст. 36 Конституции России. В соответствии с той же ст. 36 собственник природных ресурсов свободен в осуществлении принадлежащих ему правомочий, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Правомочие владения означает установленную законом фактическую принадлежность материальных ценностей определенному лицу.

Правомочие пользования - это основанная на законе возможность эксплуатации материальных ценностей, извлечения из них полезных свойств с целью удовлетворения производственных и личных нужд.

Под правомочием распоряжения понимается предоставленная собственнику законом возможность изменять юридическую судьбу принадлежащих ему материальных ценностей (например, отчуждение, отдача в залог, уничтожение и т.д.).

Право собственности предполагает, как правило, наличие у собственника одновременно всех трех перечисленных правомочий.

Право собственности следует отличать от вещных прав лиц, не являющихся собственниками, а именно: права пожизненного наследуемого владения земельным участком; сервитутов; права хозяйственного ведения и права оперативного управления имуществом (ст. 216 ГК РФ Ч. 1).

Отличие права собственности на природные объекты и ресурсы от права собственности на другие объекты (строения, транспортные средства и т.д.). В ст. 9 Конституции Российской Федерации предусмотрена возможность нахождения земли и других природных объектов и ресурсов в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Эта же норма провозглашает землю и другие природные ресурсы основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В качестве основных признаков следует выделить, характеризующих право собственности на природные объекты и ресурсы, в том числе и государственное, в юридической литературе принято выделять «овеществленность», «неотделимость» и отсутствие стоимости. Под признак овеществленности подпадают только те природные объекты, которые по своим качествам могут быть предметом присвоения и собственности. К таковым нельзя отнести атмосферный воздух, солнечную энергию, природные явления и т.д.

Под признаком неотделимости понимается неотъемлемость природного объекта от окружающей среды - земли, леса и т.д. В признак отсутствия стоимости вкладывается смысл невозможности определить стоимость природных объектов и ресурсов «как совокупность затрат общественно необходимого человеческого труда». Однако это не исключает их денежную оценку.

Содержание права государственной собственности на природные объекты и ресурсы заключено в трех правомочиях: владения, пользования и распоряжения. Правомочие владения природными объектами и ресурсами означает установленную законом фактическую их принадлежность государству (РФ и ее субъектам).

Правомочие пользования природными объектами и ресурсами - это основанная на законе возможность их эксплуатации, извлечения из них полезных свойств с целью удовлетворения социальных потребностей. Реализуя это правомочие, государство в лице своих органов определяет объектный и субъектный состав для пользователей землей, недрами, водами, лесом, животным миром; устанавливает порядок и пределы такого пользования, контроль над ним; меры ответственности за нарушение правил природопользования; систему налоговых и иных платежей.

Под правомочием распоряжения государством природными объектами и ресурсами следует понимать его возможность определять и изменять правовой статус природных объектов. Эта возможность проявляется в действиях государства двояко.

Во-первых, через установление в правовых нормах категорий природных объектов в соответствии с их целевым назначением.

Во-вторых, путем распределения и перераспределения природных объектов между владельцами и пользователями.

Правомочия владения, пользования и распоряжения природными объектами и ресурсами реализуются государством в комплексе, с учетом состояния всей его экологической системы.

Круг субъектов государственной собственности на природные объекты и ресурсы установлен Конституцией Российской Федерации. Он состоит из Федерации в целом и субъектов Федерации - республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

От имени РФ и ее субъектов права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (ст. 214, 125 ГК РФ. Ч. 1).

В числе объектов государственной собственности могут быть природные объекты и ресурсы, не являющиеся собственностью граждан, юридических лиц либо муниципальных образований.

Объектами права государственной собственности могут быть также государственные фонды природных ресурсов, которые составляют совокупности однородных природных объектов и ресурсов, находящихся в пределах государственных границ Российской Федерации и не являющихся частной и муниципальной собственностью.

Так, государственный фонд недр составляют ранее используемые участки и неиспользуемые части недр в пределах государственных границ РФ.

Собственность Федерации и ее субъектов на природные объекты и ресурсы. Совместная деятельность Федерации и ее субъектов по вопросам владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими ресурсами. В законодательстве определен ряд конкретных объектов, которые находятся исключительно в федеральной собственности исходя из принципа их общегосударственного значения.

К ним, в частности, относятся: земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, а также осуществления других функций, отнесенных к ведению федеральных органов государственной власти; виды растений и животных, занесенные в Красную книгу РФ; месторождения полезных ископаемых, имеющие общегосударственное значение; водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов РФ, и т.д.

Кроме того, к федеральной собственности могут быть отнесены и другие природные ресурсы по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации.

В собственности субъектов Федерации находятся природные объекты и ресурсы, не относящиеся к числу федеральных и муниципальных, например земли, занятые субъектами Федерации.

Конституцией предусмотрено, что вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. Причем полномочия субъектов совместного ведения могут разграничиваться договорами и путем издания федеральных законов. В частности, лесным законодательством определено, что владельцами лесного фонда могут быть лесхозы, (они входят в число государственных органов управления лесным хозяйством России) и другие сельскохозяйственные формирования, заповедники, национальные природные парки, учебные и опытные хозяйства.