Экологические правоотношения, понятие и виды

Основания прекращения экологических правоотношений.

Содержание экологических правоотношений.

Субъекты и объекты экологических правоотношений.

Экологические правоотношения, понятие и виды.

Экологические правоотношения.

Лекция 4.

Контрольные вопросы.

1. Назовите основные объекты охраны окружающей среды.

2. Укажите субъектов в сфере охраны окружающей среды.

3. Назовите основные группы объектов охраны окружающей среды.

4. Перечислите основные признаки и функции окружающей среды.

5. Перечислите виды объектов окружающей среды.

6. Назовите, что относится к природным объектам.

7. Назовите, что относится к природным ресурсам.

8. Назовите, что относится к природным комплексам.

9. Назовите, что относится к природным ландшафтам.

 

 

 

 

 

Рассматривая содержание экологических правоотношений, необходимо представлять, что такое «экологическое правоотношение» и каковы его виды?

Экологические правоотношения - это возникающие отношения в сфере охраны, оздоровления и улучшения окружающей среды, предупреждения и устранения вредных последствий воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности, урегулированные нормами экологического и смежных отраслей права.

Экологические правоотношения могут быть классифицированы по различным основаниям:

- по субъектам, то есть участникам экологических правоотношений;

- их объектам;

- степени правовой охраны и др.

Нас в данном случае больше всего интересует классификация экологических правоотношений по их объектам, нашедшая достаточно четкое определение в действующем законодательстве. Так, в соответствии со статьей 4 Закона «Об охране окружающей среды» следует различать правовые отношения в сфере:

-естественных экологических систем и озонового слоя атмосферы;

-земельных, горных, водных, лесных отношений, отношений по поводу использования и охраны атмосферного воздуха, озонового слоя атмосферы и околоземного космического пространства, животного мира, микроорганизмов, генетического фонда, природных ландшафтов;

-особо охраняемых природных объектов (заповедников, заказников, национальных природных парков и др.).

Основаниями возникновения данных экологических правоотношений служат юридические факты. В сфере рационального природопользования и охраны окружающей среды имеет значение подразделение их на:

- события и

- действия.

Событие возникает и порождает эколого-правовые отношения помимо воли человека. Это стихийные бедствия, лесные пожары, извержения вулканов, наводнения и т.п. Они не всегда выступают как чисто природные явления и довольно часто являются следствием непродуманной деятельности человека. Некоторые стихийные бедствия, возникнув по чисто естественным причинам, усугубляются бездействием органов государства, в то время как последние обязаны проводить предупредительные меры, снижающие вредное воздействие разрушительных сил природы.

Действие является наиболее распространенным основанием возникновения экологических правоотношений, поскольку антропогенная деятельность на современном этапе является основным источником причинения вреда природной среде, а через нее и человеку. Действия проявляются через поступки людей. В этом смысле их можно подразделить на:

- позитивные и

- негативные.

Позитивноеповедение человека как участника экологического правоотношения означает выполнение им в процессе природопользования экологических предписаний закона. Сообразно двум формам взаимодействия общества и природы такие действия можно подразделить на: 1) использование природных ресурсов и 2) охрану окружающей природной среды, т.е. на экономические действия, оказывающие влияние на природную среду, и

экологические действия, которые нейтрализуют вредные последствия указанной деятельности.

Негативноеэкологическое правоотношение имеет место тогда, когда нарушаются экологические предписания, причиняется вред природной среде и здоровью человека. Такие юридические факты становятся экологическими правонарушениями. Негативные экологические правоотношения формируют институт эколого-правовой ответственности, о котором подробно будет сказано ниже.

Субъекты экологических правоотношений.

Субъектами экологических правоотношений, то есть их участниками, являются граждане, юридические лица, государственные органы. Степень и характер их участия в экологических правоотношениях далеко не одинаковы. Так, если граждане и юридические лица выступают во многих случаях как потребители природных ресурсов, что, конечно, не исключает, а напротив, предполагает их большую роль в их охране и рациональном использовании, то государственные органы осуществляют регулирование рационального использования и охрану окружающей природной среды.

В Конституции РФ записано, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Государство гарантирует защиту, экологических прав человека и гражданина. Из этих положений следует, что непременным участником экологических правоотношений является государство, как субъект, в лице своего компетентного органа. Государство остается субъектом экологических отношений и тогда, когда природные ресурсы на законных основаниях становятся собственностью юридических или физических лиц, либо передаются им во владение, постоянное или временное пользование, аренду.

С другой стороны,субъектом экологических отношений становится юридическое или физическое лицо, воздействующее на природную среду с целью ее потребления, использования, воспроизводства либо охраны. Такими субъектами являются граждане, в том числе иностранные, и хозяйствующие субъекты.

Хозяйствующими субъекты в данном случае являются предприятия, учреждения, организации, воздействующие на природную среду, в том числе граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также граждане, Осуществляющие общее или специальное природопользование.

Государственные органы в составе экологического правоотношения выступают в качестве носителей полномочий по управлению и контролю в области охраны окружающей природной среды. По смыслу закона, они не должны заниматься хозяйственной деятельностью по использованию природных ресурсов, не могут совмещать в одном лице функции руководства эксплуатацией природных ресурсов и обязанность осуществлять государственный контроль за использованием и охраной природной среды.

Государственные органы определяют порядок и условия использования и охраны окружающей природной среды и ее отдельных объектов. Хозяйствующие субъекты, граждане, в том числе иностранные юридические и физические лица, несут на себе обязанности по выполнению экологических предписаний.