Сущность и значение операционного менеджмента

 

Операционный менеджмент - это целенаправленная деятельность по управлению операциями приобретения нужных ресурсов , их трансформации в готовый продукт (услугу ) с поставкой последней него ( последних) потребителю ( на рынок) .

Операционная менеджмент замыкается в своей основе на операциях планирования , органе зации и управления организацией (далее - ОС ) .

Операционный менеджмент центральной линией проходит через всю деятельность по созданию ( или изменения состояния ) продукта путем преобразования необходимых ресурсов в нужные товары , услуги при определяющей роли операционных менеджеров и оперативной информации.

Операционный менеджмент - итоговый в цикле экономических дисциплин , ибо любая фирма является органической целостной системе , управление операциями должен обеспечить интегративные и координирующим эффекты , то есть в результате операционного менеджмента фирма приобретает статуса единого целого. В то же время критерий эффективности управления должен обязательно пение относиться стратегии бизнеса фирмы , не сводится к текущей эффективности .

 

Операционный менеджмент является не только определенной систе- мой управления операциями , в параметрах и показателях которой он отображается. В его содержании отражаются характер и особености профессионального мышления менеджера . Это своего рода структура знаний, изложена как конкретная система ценностей , установок , стереотипов , сочетающие накопленные исследовательский потенциал и практический опыт , сформировано мироощущения и перспективное мышление. Операцийний менеджмент ( Operations Management ) - это деятельность , связанная с разработкой , использованием и усовершенствованием производственных систем , на основе которых производятся основная продукция или услуги компании .

 

 

Рис . 1 - Операционный менеджмент

 

Операционный менеджмент - менеджмент в процессе создания товаров и на оказания услуг , который осуществляется на уровне операций , начиная с обеспечения организации " входами " ( нужными ресурсами) и в течение их трансформации в " выходы " ( готовые товары и услуги)

 

Характерные черты операционного менеджмента присущи каждой организации, что собственно следует из ее определения , осуществляется на уровне отдельных операций организации; является управлением , направленным по производственных процессов определенной организации .

Подобно маркетинга и финансам , операционный менеджмент представляет собой область бизнеса с явно выраженными управленческими функциями. Эту мысль следует понять особенно четко , поскольку операционный менеджмент

( ОМ ) нередко путают с такими дисциплинами , как исследование операций

( Operations Research - OR ) , научная организация управления ( Management Science - MS) и инженерные разработки ( Industrial Engineering - IE) . Основное отличие в данном случае заключается в том , что ОМ является частью менеджмента , в то время как OR / MS представляют сферу применения количественных методов , используемых в процессе принятия решения в любых областях , a IE - это чисто инженерная дисциплина .

Таким образом , хотя операционные менеджеры нередко пользуются в своей работе методами и инструментами OR / MS (например , при графическом определении критического пути ) и занимаются вопросами , связанными с инженерными разработками (например , проблемами автоматизации производства) , чисто управленческая роль операционного менеджмента отличает эту область от других упомянутых здесь дисциплин .

Производство - это создание товаров и услуг. Производственный и операционный менеджмент - это деятельность , которая относится к созданию товаров и услуг путем преобразования «входов» ( необходимых ресурсов всех видов) в «выходы» ( готовые товары и услуги).

Операции - процесс , метод или ряд действий , главным образом практического характера .

С учетом вышесказанного :

Операционный менеджмент - это деятельность по управлению процессом приобретения материалов и их преобразования в готовый продукт с поставкой этого продукта покупателю .

Операционный менеджмент - это все виды деятельности , связанные с запланированным преобразованием материалов , информации и покупателей.

Различия производственного и операционного менеджмента .

 

Если производственный менеджмент предусматривает проведение операции только в производственной сфере (преобразование исходных материалов в продукцию ) , то операционный менеджмент - это проведение операции во всех сферах деятельности человека.

Производственный менеджмент - часть операционного .(рис.1)

Цель операционного менеджмента - формирование эффективной системы управления операциями в производстве , сервисе. Он нацелен на построение управляющих систем, обеспечивает выполнениения необходимых действий и процедур для получения рыночного результата деятельности фирмы . Рыночный выбор может строиться только на четком профессиональном учете объективных ограничений , критериев и стандартов . Оптимальные операционные решения требуют от руководства пребывания в центре производственного развития . Сочетание воедино основных факторов и аспектов деятельности предприятия - финансовых , организационных , рыночных , технологических - этот процесс осуществлялся на прочной базе рационального управления операциями.

Предметом операционного менеджмента закономерности планирования , создания и эффективного использования операционной системы организации .

Объектом изучения операционного менеджмента являются операции в различных сферах человеческой деятельности . Они олицетворяют собой любую деятельность в производстве , науке , образовании , медицине , экономике и т.д. , которая связана с творческим процессом . По признакам общего менеджмента в «операцией » понимается процесс , метод или ряд действий , главным образом , практического характера или совокупность целенаправленных актов , мероприятий , направленных на достижение конкретной цели. Таким образом , каждый менеджер под « операцией » понимает определенную совокупность целенаправленных мероприятий.

Основная задача операционного менеджментапостроение управляющих систем , обеспечивающих выполнение необходимых действий и процедур для получения рыночного результата от функционирования операционной системы любой организации .

Направленность операционного менеджмента - эффективность и рациональность в управлении любыми операциями. Последние можно принять за основные показатели, характеризуют операционный менеджмент как определенного рода деятельность органезации (в данном случае под « организацией » понимается однообособленное структурное подразделение в общей системе общественного разделения труда).

В операционном менеджменте под « эффективностью » следует пони мифы определенную степень достижения поставленных операционной системе целей.

Для системы , организации - это , определенным образом , удовлетворение потребностей потребителей и получения максимально возможной прибыли . Относительно операции под « эффективностью » следует понимать степень достижения поставленных целей. Причем основной принцип количественной оценки эффективности состоит из сравнения результатов проведения операции и расходов на ее осуществление . Итак , эффективность операции может быть однозначно охарактеризована же такими показателями : величиной ожидаемого полезного эффекта (результата ) , вероятностью его достижения и затратами ресурсов на достижение этого эффекта с заданной вероятностью .

Рациональность - достижение максимально возможной эффек тивности как системы в целом , так и операции частности по минимальной но возможных расходов .

Эффективность и рациональность - это те показатели, « формируют » доходность системы «организации » , которая функционирует в экономическом пространстве. И базируется на основе :

1) обеспечение эффективного использования материальных , трудовых , финансовых , ин формационных ресурсов предприятия

2) выполнение в полном объеме задач операционной программы или операционного процесса

3) достижение непрерывного хода операционного процесса на предприятии

4) обеспечение надлежащего ассортимента и высокого качества продукции

5 ) организация обслуживания потребителей на высоком уровне.

Структуру операционного процесса операционные менеджеры формируют соответственно цели и задач. Проектирование операционной системы происходит с учетом имеющегося производственного потенциала , ресурсного потенциала , жизненного цикла товара и услуг , а также процессов , которые имеют место на предприятии ( рис. 2).

Функционирование операционной системы происходит в соответствии с операционной стратегией согласно всех пунктов операционной программы, обеспечивается операционными менеджерами и эффективностью операционного управления . Последнее формируется на принципах системности и комплексности .

Рис . 2 . - Структура процесса операционного менеджмента