Достоинства и недостатки коллективных методов
Коллективные методы принятия решений
Методы принятия решений
Конфликтно-игровая модель Мишеля Круазье (M. Crozier)
«Организация может рассматриваться как набор игр между группами партнеров, которые должны играть друг с другом.»
Стратегическая модель организации М. Круазье помогает лучше понять особенности процессов принятия управленческих решений и позволяет сделать следующие выводы:
1) Управленческие решения в организациях всегда принимаются в условиях неопределенности. Причем источником неопределенности может быть не только внешняя среда, но и поведение самих участников организации, которые преследуют собственные цели и стараются улучшить свое положение.
2) Руководители стараются «запрограммировать» как можно больше управленческих решений, чтобы повысить эффективность управления и уменьшить свою зависимость ль специалистов, контролирующих основные факторы неопределенности, влияющие на организацию.
3) Подчиненные стремятся сохранить свободу в принятии решений и сопротивляются бюрократическому давлению со стороны руководителей.
4) Чтобы сохранить баланс власти в организации, подчиненные намеренно ограничивают информацию, предназначенную для руководителей, что приводит к необходимости принятия решений в условиях неопределенности и, следовательно, укрепляет власть специалистов, владеющих полной информацией.
Метод – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность.
Основные причины неработоспособности методов принятия решений:
1) недостоверные исходные допущения;
2) информационные ограничения;
3) чрезмерная стоимость;
4) неправильное применение (например, из-за сложности или страха пользователей).
Методы принятия решений делятся 1) по видам: а) методы получения информации, б) методы прогнозирования, в) методы моделирования, г) методы генерации альтернатив, д) методы выбора альтернативы и др.; 2) по содержанию: а) количественные (линейное и динамическое программирование, теория игр, сетевые модели и т. п.), б) качественные (экспертные, мозговой штурм и т. п.) и в) неформальные (использование газет, журналов, шпионаж и т. п.); 3) по числу лиц, принимающих решение: а) индивидуальные и б) коллективные (групповые).
Достоинства:
1) повышается качество принимаемых решений;
2) увеличивается роль работника в управлении организацией;
3) снижается ответственность руководителя;
4) повышается степень доверительности в межличностных отношениях;
5) усиливается интерес подчиненных к работе;
6) уменьшается сопротивление работников решениям.
Главные недостатки коллективных методов: высокая стоимость и отсутствие оперативности.