Теория принятия решений

Общая схема разработки и реализации управленческого решения

Факторы, влияющие на принятие решений

Причины некачественных решений

Требования к управленческим решениям

Качественные управленческие решения должны отвечать следующим требованиям:

1) обоснованность;

2) эффективность;

3) своевременность;

4) непротиворечивость;

5) правомочность и законность;

6) конкретность.

Основными причинами невыполнения управленческих решений являются: непредвиденные обстоятельства – 40%, пороки решений (брак, низкое качество) – 30%, вина исполнителей – 30%. Так как плохую проработку решений часто формально списывают на первую и третью причины, можно сказать, что фактически по вине руководителей принимается не 30% некачественных решений, а значительно больше.

Решения могут быть некачественными по следующим причинам (организационным, социальным, психологическим):

1) информационные перегрузки руководителя;

2) трансформация решения при прохождении его по уровням управления;

3) несбалансированность воздействия решения на различные подразделения предприятия;

4) принятие псевдорешений – решений, не носящих конкретного содержания;

5) отсутствие процедуры согласования решения с исполнителями;

6) установление нереальных сроков;

7) запоздалость решений;

8) несоблюдение стандартов делопроизводства;

9) нехватка информации для принятия решения;

10) принятие решений под влиянием эмоций;

11) выбор стереотипных решений;

12) принятие решения без учета риска и неопределенности;

13) принятие решений для примирения различных точек зрения.

1) система ценностей субъекта принятия решения;

2) поведенческие ограничения субъекта принятия решения;

3) самооценка руководителя и оценка им возможностей подчиненных;

4) информационные и временные ограничения;

5) знание результатов предыдущих решений;

6) мнения других лиц, в том числе мнения вышестоящего начальства и владельцев организации.

Трудно привести единую схему для всех видов и типов решений. Руководители на практике придерживаются различных схем. Однако схема, приведенная ниже, содержит основные этапы, которые должны быть пройдены при разработке и реализации любого решения (и личного, и делового). Иногда отдельные этапы опускаются (при повторяющихся решениях, например), также возможно итеративное повторение этапов и иерархичность решений «основное-вспомогательные».

1. Выявление проблемной ситуации и постановка целей

Проблема в переводе с греческого буквально означает преграду, трудность, задачу. Единого мнения относительно определения понятия «проблема» нет. Проблему понимают двояко: 1) проблема – ситуация, когда поставленные цели не достигнуты (ситуация – совокупность обстоятельств (условий), возникающих под влиянием различных воздействий); 2) проблема – потенциальная возможность.

По степени структуризации (доли количественных переменных и взаимосвязей) проблемы разделяют на три типа:

1) хорошо структурированные. Переменные и зависимости между ними могут быть выражены количественно. Используются количественные методы принятия решений;

2) слабо структурированные. Наряду с количественными присутствуют и качественные переменные и зависимости. Используется комбинация количественных и качественных методов;

3) неструктурированные. Содержат лишь качественные описания переменные, количественные зависимости между которыми совершенно неизвестны. Используются качественные и неформальные методы. Упор делается на интуицию и здравый смысл.

При анализе проблемы важно отличать ее симптомы, причины и следствия. Симптомы – видимые проявления проблемы. Причины – исходные движущие силы, породившие проблему. Следствия – результаты, к которым приводит проблема. Воздействовать надо на причины, а не на симптомы. Следствия обуславливают необходимость решения проблемы. Например, симптомы – прогулы и конфликты, причины – плохие условия труда, низкая заработная плата, следствия – снижение производительности труда, ухудшение качества продукции.

Проблему можно поставить, ответив на такие вопросы:

- в чем суть проблемы (описание одним предложением);

- каковы характерные факторы проблемы (симптомы, причины и следствия);

- что дает решение проблемы;

- что будет, если проблему не решать (может решать проблему и не стоит).

На первом этапе определяются цели решения и формулируются критерии его эффективности. Цели должны быть (SMART): Specific (четкие), Measurable (измеримые), Achievable ((принципиально) достижимые), Result-oriented (ориентированные на результат), Time-bounded (определенные во времени);

2. Сбор информации, анализ параметров и ограничений

Необходимо собирать только так называемую релевантную информацию, т. е. информацию, имеющую отношение к рассматриваемой проблеме;

3. Разработка альтернатив и выбор альтернативы.

Формируется множество альтернатив, формулируются критерии эффективности, осуществляется оценка альтернатив и выбор одной альтернативы;

4. Реализация решения – организация выполнения принятого решения. Решение оформляется в виде письменного приказа или распоряжения или сообщается исполнителям в устной форме. В решении обязательно должны быть указаны сроки исполнения, ответственные лица;

5. Контроль выполнения решения. Контроль понимается в широком смысле: это не только итоговая проверка по истечении сроков выполнения решения, это и предупреждение отклонений, срывов выполнения решений, которое может предусматривать корректировку решения или принятие новых решений.

Развитие организаций и человеческой цивилизации привело к появлению новых трудностей в принятии управленческих решений. Прежде всего, возросли сложность и взаимозависимость решений, принимаемых в разных областях деятельности людей. Резко увеличилось число факторов и критериев, которые необходимо учитывать в процессе решения сложных проблем. Так, в экономике наряду с такими привычными критериями, как прибыль, издержки, окупаемость, появились новые: влияние на окружающую среду, здоровье нации, предупреждение чрезвычайных ситуаций, конкуренция на мировом рынке, социальная ответственность и многие другие. Кроме того, появились новые, исключительно сложные объекты (химические производства, атомные электростанции, ракетно-космические комплексы и т. д.), требующие особо пристального контроля и принятия ответственных решений.

Ответом человеческой практике на возросшие трудности и ответственность в принятии решений стало возникновение новой научной дисциплины – теории принятия решений. Теория принятия решений зародилась примерно в середине XX века. Ее главная задача состоит в исследовании того, каким образом человек или группа людей принимают решения, а также в разработке специальных методов принятия решений, помогающих обосновать выбор наилучшего варианта из нескольких возможных.