Теория принятия решений
Общая схема разработки и реализации управленческого решения
Факторы, влияющие на принятие решений
Причины некачественных решений
Требования к управленческим решениям
Качественные управленческие решения должны отвечать следующим требованиям:
1) обоснованность;
2) эффективность;
3) своевременность;
4) непротиворечивость;
5) правомочность и законность;
6) конкретность.
Основными причинами невыполнения управленческих решений являются: непредвиденные обстоятельства – 40%, пороки решений (брак, низкое качество) – 30%, вина исполнителей – 30%. Так как плохую проработку решений часто формально списывают на первую и третью причины, можно сказать, что фактически по вине руководителей принимается не 30% некачественных решений, а значительно больше.
Решения могут быть некачественными по следующим причинам (организационным, социальным, психологическим):
1) информационные перегрузки руководителя;
2) трансформация решения при прохождении его по уровням управления;
3) несбалансированность воздействия решения на различные подразделения предприятия;
4) принятие псевдорешений – решений, не носящих конкретного содержания;
5) отсутствие процедуры согласования решения с исполнителями;
6) установление нереальных сроков;
7) запоздалость решений;
8) несоблюдение стандартов делопроизводства;
9) нехватка информации для принятия решения;
10) принятие решений под влиянием эмоций;
11) выбор стереотипных решений;
12) принятие решения без учета риска и неопределенности;
13) принятие решений для примирения различных точек зрения.
1) система ценностей субъекта принятия решения;
2) поведенческие ограничения субъекта принятия решения;
3) самооценка руководителя и оценка им возможностей подчиненных;
4) информационные и временные ограничения;
5) знание результатов предыдущих решений;
6) мнения других лиц, в том числе мнения вышестоящего начальства и владельцев организации.
Трудно привести единую схему для всех видов и типов решений. Руководители на практике придерживаются различных схем. Однако схема, приведенная ниже, содержит основные этапы, которые должны быть пройдены при разработке и реализации любого решения (и личного, и делового). Иногда отдельные этапы опускаются (при повторяющихся решениях, например), также возможно итеративное повторение этапов и иерархичность решений «основное-вспомогательные».
1. Выявление проблемной ситуации и постановка целей
Проблема в переводе с греческого буквально означает преграду, трудность, задачу. Единого мнения относительно определения понятия «проблема» нет. Проблему понимают двояко: 1) проблема – ситуация, когда поставленные цели не достигнуты (ситуация – совокупность обстоятельств (условий), возникающих под влиянием различных воздействий); 2) проблема – потенциальная возможность.
По степени структуризации (доли количественных переменных и взаимосвязей) проблемы разделяют на три типа:
1) хорошо структурированные. Переменные и зависимости между ними могут быть выражены количественно. Используются количественные методы принятия решений;
2) слабо структурированные. Наряду с количественными присутствуют и качественные переменные и зависимости. Используется комбинация количественных и качественных методов;
3) неструктурированные. Содержат лишь качественные описания переменные, количественные зависимости между которыми совершенно неизвестны. Используются качественные и неформальные методы. Упор делается на интуицию и здравый смысл.
При анализе проблемы важно отличать ее симптомы, причины и следствия. Симптомы – видимые проявления проблемы. Причины – исходные движущие силы, породившие проблему. Следствия – результаты, к которым приводит проблема. Воздействовать надо на причины, а не на симптомы. Следствия обуславливают необходимость решения проблемы. Например, симптомы – прогулы и конфликты, причины – плохие условия труда, низкая заработная плата, следствия – снижение производительности труда, ухудшение качества продукции.
Проблему можно поставить, ответив на такие вопросы:
- в чем суть проблемы (описание одним предложением);
- каковы характерные факторы проблемы (симптомы, причины и следствия);
- что дает решение проблемы;
- что будет, если проблему не решать (может решать проблему и не стоит).
На первом этапе определяются цели решения и формулируются критерии его эффективности. Цели должны быть (SMART): Specific (четкие), Measurable (измеримые), Achievable ((принципиально) достижимые), Result-oriented (ориентированные на результат), Time-bounded (определенные во времени);
2. Сбор информации, анализ параметров и ограничений
Необходимо собирать только так называемую релевантную информацию, т. е. информацию, имеющую отношение к рассматриваемой проблеме;
3. Разработка альтернатив и выбор альтернативы.
Формируется множество альтернатив, формулируются критерии эффективности, осуществляется оценка альтернатив и выбор одной альтернативы;
4. Реализация решения – организация выполнения принятого решения. Решение оформляется в виде письменного приказа или распоряжения или сообщается исполнителям в устной форме. В решении обязательно должны быть указаны сроки исполнения, ответственные лица;
5. Контроль выполнения решения. Контроль понимается в широком смысле: это не только итоговая проверка по истечении сроков выполнения решения, это и предупреждение отклонений, срывов выполнения решений, которое может предусматривать корректировку решения или принятие новых решений.
Развитие организаций и человеческой цивилизации привело к появлению новых трудностей в принятии управленческих решений. Прежде всего, возросли сложность и взаимозависимость решений, принимаемых в разных областях деятельности людей. Резко увеличилось число факторов и критериев, которые необходимо учитывать в процессе решения сложных проблем. Так, в экономике наряду с такими привычными критериями, как прибыль, издержки, окупаемость, появились новые: влияние на окружающую среду, здоровье нации, предупреждение чрезвычайных ситуаций, конкуренция на мировом рынке, социальная ответственность и многие другие. Кроме того, появились новые, исключительно сложные объекты (химические производства, атомные электростанции, ракетно-космические комплексы и т. д.), требующие особо пристального контроля и принятия ответственных решений.
Ответом человеческой практике на возросшие трудности и ответственность в принятии решений стало возникновение новой научной дисциплины – теории принятия решений. Теория принятия решений зародилась примерно в середине XX века. Ее главная задача состоит в исследовании того, каким образом человек или группа людей принимают решения, а также в разработке специальных методов принятия решений, помогающих обосновать выбор наилучшего варианта из нескольких возможных.