Специальные принципы, лежащие в основе работы над произношением

Материал для обучения произношению отбирается в соответствии с двумя принципами ( Гез, Миролюбов, Ляховицкий и др.).

- Принцип соотве-я потребностям общения. В минимум включаются звуки и интонемы, имеющие смыслоразличительную функцию. Соот-но, в минимум входят практически все фонемы (т.е. звуки, которые дают возможность различать слова, их формы и служат человеческому общению (М.-Б.).Л.В. Щерба называл фонемы звуковыми типами, поскольку речь идет о звуках, которые различаются друг от друга по существенным признакам), но исключены их варианты, позиционные и комбинаторные. При отборе учитываются только фонологически существенные признаки звуков. Количество интонем, в соответствии с этим принципом, ограничивается, с одной стороны, структурными типами предложений, которыми д. овладеть уч-ся, а с другой, отбираются только те из них, в которых заложено синтаксическое значение (к основным синтаксическим значениям интонации относятся следующие:

1) целостность высказывания;

2) коммуникативная установка;

3)коммуникативное задание

Интонемы же, имеющие эмоциональное эксперссивное значение, в минимум не включаются.

- Применение второго - стилистического - принципапроявляется в том, что объектом обучения яв-ся полный стиль образцового литературного (нормативного) произношения. Различного рода диалектальные отклонения, а также неполный (разговорный) стиль произношения в школе не изучаются. Последовательность изучения отобранного фонетического материала определяется задачами развития УР и чтения и поэтому может варьироваться в разных учебниках даже для одного и того же класса в зависимости от того, какими речевыми образцами и в какой последовательности должен овладеть уч-ся. Перед начальной ступенью стоит ответственная задача - заложить основы всей дальнейшей работы по произношению, что предполагает высокую степень автоматизации СП Н.

3. Ученик приступающий к изучению ИЯ, обладает уже твердо устано-вившимися СП навыками на родном языке. Эти навыки относятся к числу наиболее автоматизированных, т.е. не контролируемых сознанием; более того, без специального обучения они не поддаются управлению со стороны говорящего. Эта их особенность приводит к тому, что начинающий при восприятии и произнесении звуков ИЯ автоматически использует уже сложившуюся у него акустико- артикуляторную базу, что влечет за собой их искажение. Т.е. возникает интерференция, которая проявляется в том, что слышимые и произносимые звуки и интонемы ИЯ уч-ся уподобляет имеющимся в родном. Высокая степень автоматизации СП Н объясняет особую устойчивость И. род. языка при формировании соответ-х навыков на иностранном, что яв-ся причиной многих ошибок.

Для нейтрализации отрицательного. действия род. языка обучение СП Н строится на данных сопоставительного анализа фонологических систем двух языков, которые позволяют предвидеть возможные трудности уч-ся и тем самым наметить пути их преодоления и которые опре-ют характер и объяснения учителя и используемых упр-й.

4. Спецификой ПН яв-ся то, что слуховые и речемоторные навыки сущ-ют в неразрывном единстве: воспроизведение звукового потока в громкой речи обязательно сопровождается контролем слухового анализатора, что требует наличия в памяти говорящего соответ-х акустических образов. Эта особенность ПН требует одновременного создания слуховых и речемоторных образов с самого начала и на всем протяжении обучения.

5. Постановка произношения уч-ся значительно осложняется тем, что не все имеющиеся данные описания фонологической системы изучаемого языка можно привлечь в процессе обучения. Число звуков, артикуляцию которых можно объяснить уч-ся, сравнительно невелико и поэтому в постановке произношения большую роль играет подражение ( имитация).И. представляет собой воспроизвеление звука, слова, предложения и т.д. на основе услышанного слухового образа. Однако методисты считают, что имитация как способ овладения новыми звуками имеет серьезные ограничения. При постановке произношения рекомендуется:

- аналитико-имитативный путь, представляющий собой сочетание различных способов создания новых звук. образов : и описание артикуляции , и имитация , и управление уподоблением звуков ИЯ звукам родного;

- вторым требованием, вытекающим из изложенного, яв-ся всемерное развитие фонематического и интонационного слуха уч-ся, так как от степени его совершенства зависит не только понимание, но и продуцирование УР на ИЯ.

6. Овладение отдельными звуками и особенно их комплексами облегчает знание наиболее важных общих закономерностей произношения в изучаемом языке, особенно тех , которые отсутствуют в звуковой системе родного языка. Так уч-ся необходимо усвоить, что в анг., немецком и фр. яз. не допускается смягчение согл., а в анг. И фра.- оглушение звонкого согласного в конеч. положении или перед глухим.

6. .Для создания в ДП уч-ся эталонов фонем и интонем очень важно постоянство воспринимаемого звукового образа, которое надежнее всего обеспечивают ТС. Но при самом широком применении ТС уч-ся в первую очередь будут подражать речи учителя, поэтому к ее фонетич. правильности предъявляются самые высокие требования.

7. Особенностью СП Н яв-ся высокая степень их автоматизированности: восприятие и произнесение звуков. отрезков д. осущ-ся не только при минимальном контроле сознания, но и в темпе, не затрудняющем акт устного общения. Все это требует постоянной тренировки в течение всех лет обучения. Эта работа предполагает регулярное использование магнитофона , так как он дает возможность управлять темпом речи, как предлагаемой уч-ся для прослушивания, так и их собственный.