Роль слухопроизносительных навыков в речевой деятельности

Основные типы и виды упражнений для формирования фонетических навыков, их совершенствования в разных ВРД. Комплекс упражнений.

Основные этапы формирования фонетических навыков.

Специальные принципы, лежащие в основе работы над произношением

Фонетические навыки в различных ВРД

Роль фонетических навыков в речевой деятельности.

ПЛАН

ОБУЧЕНИЕ ФОНЕТИКЕ

ЛЕКЦИЯ № 11

Под фонетикой как аспектом обучения понимается звуковой стройязыка - совокупность всех звуковых средств, которые составляютего материальную сторону (звуки, звукосочетания, ударение, ритм, мелодика, интонация, паузы).Язык как средство общения возник и существует, прежде всего, какзвуковой язык, и владение его звуковым строем (наличие произносительных навыков) является обязательным условием общения в любой его форме. Речь будет понята слушающим с трудом, искаженно или вообще не понята, если говорящий нарушает фонетические нормы языка. Слушающий не поймет или будет с трудом понимать обращенную к нему речь, если он сам не владеет произносительными навыками; в этом случае между внутренним проговариванием и фактически звучащей речью возникает рассогласование, что приведет к нарушению акта коммуникации. Высказыванию в письменной форме обязательно предшествует его развернутое проговаривание во внутренней речи, а чтение про себя сопровождается озвучиванием зрительно воспринимаемого текста.

Озвучивание при этом носит свернутый характер, но прийти к немуможно только лишь через развернутое, сначала во внешней речи, азатем во внутренней, поэтому несовершенство произносительных навыков тормозит развитие беглости чтения. Оно часто является и причиной неточного или даже неверного понимания текста.Т.о., только наличие твердых произносительных навыков обеспечивает нормальное функционирование ВРД. Этим и объясняется то значение, которое придается работе над произношением в средней школе. Основная цель обучения фонетике - создание слухопроизносительных навыков в разных ВРД на коммуникативно-достаточном уровне. Фонетика не изучается в школе как самостоятельный аспект языка, учащиеся должны овладеть произносительными навыками в процессе обучения УР и чтению. Значение своевременного формирования ПН признавали и наиболееавторитетные авторы прямых методов. Один из создателей аудиовизуального метода П.Губерина писал, что произношение есть главный элемент обучения ИЯ. Если такое обучение не начинать с произношения, то уч-ся никогда не овладеют им. По мнению М.-.Б. при обучении языку опережение всегданеизбежно. И оно выражается в преимущественном развитии на начальном этапе произносительных или точнее, слухопроизносительных навыков. Формирование ПН начинается на этапе, предшествующем их включению в деятельность, но должно продолжаться вплоть до их окончательного закрепления.Если говорить о средней школе, то здесь трудно добиться безупречного произношения учащихся, поэтому требования к нему определяют, исходя из идеи апроксимации - приближения к правильному произношению. С этой целью, во-первых, ограничивается объем фонетического материала, которым должны овладеть уч-ся, а во-вторых, допускается некоторое снижение качества отдельных звуков. Однако, и то и другое имеет место в пределах, не нарушающих процесса устного общения. Основными требованиями к произношению уч-ся является его фонематичность и беглость. Первое предполагает степень правильности фонетического оформления речи, достаточную для незатрудненного понимания ее собеседником; второе- степень автоматизированности произносительных навыков.

2. Фонетические навыки в различных ВРД

Под навыком понимается автоматизированное действие с фонетическим, лексическим и грамматическим материалом в процессе рецептивной или продуктивной речевой деятельности. Фонетический навык – способность правильно воспринимать слышимый звуковой образец, ассоциировать его со значением и адекватно воспроизводить.

1) В процессе аудирования сформированность СПН обеспечивает адекватность и непосредственность понимания воспринимаемой на слух информации. Отсутствие прочно сформированных СП Н у слушающего может привести к искажению воспринимаемой на слух информации или к полному ее непониманию. Фонетический навык – способность правильно воспринимать слышимый звуковой образец, ассоциировать его со значением. Фонетические навыки включают себя такие операции как: дифференциация фонем, их вариантов и инвариантов в речевом потоке; выделение словесного, фразового и логического ударения, интонации в предложении. К фонетическим навыкам относят еще расчленение речевого потока на синтагмы в опоре на ритмико-мелодическую организацию предложения, вычленение главного и второстепенного в сообщении в опоре на логическое ударение и паузацию, а также распознавание коммуникативного типа предложения по его ритмико-мелодической организации (Коккота В.А.).

2) При говорении (и чтении вслух) благодаря наличию сформировавшихся ПН достигается ясность, точность, полнота выражения/передачи мысли, а также определенное воздействие на слушающего. Особое место в говорении занимает просодия - мелодика (высота тона), расстановка ударения, ттемп речи, паузация (Ахманова О.С.). Исследователи отмечают, что, наряду с лексико-грамматич. средствами языка, интонация является одним из основных средств выражения коммуникативного намерения говорящего, что она может явиться носителем "информации, иногда равной по значению той, которая передается лексическими и грамматическими значениями языковых единиц" (Щур Г.С., Мальченко А.А.). В то же время указывается, что большое количество ошибок в произношении, в частности, у школьников, падает на интонацию, нарушая этим коммуникацию (Куклина А.А.). Фонетические навыки говорения - способность правильно ассоциировать слышимый звук с соответствующим ему значением и продуцировать звуки, соответствующие определенным значениям. Эта способность включает в себя следующие операции

- правильная расстановка словесного ударения;

- правильный выбор ритмико-интонационной модели фраз различной структуры для передачи говорящим своего коммуникативного намерения;

- правильный выбор ритмико- интонационной модели для выражения данного и нового в сообщении, динамическое выделение отдельных его компонентов;

- правильное синтагматическое членение фраз, корректное мелодическое завершение фраз, как в целом, так и их смысловых компонентов - синтагм (Калмыкова Е.И., с.40);

- правильное вычленение смысловых отрезков из речевого потока, корректное смысловое членение текста высказывания, осуществляемое с помощью паузации ( Носенко Э.Л., Мажуолене З.К.).

3) Произносительные навыки чтения

В процессе чтения многие произносительные, в том числе и просодические навыки аналогичны тем, которые имеют место при аудировании. Их назначение также заключается в том, чтобы обеспечить адекватность и непосредственность понимания передаваемого текстом сообщения. Просодический навык при чтении означает способность читающего совершить операции по расчленению текста на следующие единицы:

-синтагмы, совпадающие с членением предложения на словосочетания (глагольные, именные) и члены предложения

-предложения различных структурно-семантических типов (различные модели);

- предложения различных коммуникативных типов - вопросы, просьбы и т.д.;

- компоненты актуального членения предложения- темы и ремы.

Действующие программы разных типов учебных заведений конкретизируют те слухопроизносительные навыки, которыми должны овладеть обучаемые на разных этапах изучения ИЯ.