Психологическая служба в школе

В настоящее время уже никому не придет в голову полемизи­ровать на тему: «Нужна или не нужна психологическая служба школы?». Вопрос этот закономерно переведен в иную плоскость, где обсуждается, как конкретно организовать деятельность пси­хологической службы, максимально ее оптимизировав.

Для того чтобы результаты деятельности психологической службы соответствовали практическим потребностям и чтобы ее деятельность существенно повышала эффективность школы как педагогической системы, необходимо поставить психологи­ческую службу на системную основу, адекватную реальным ус­ловиям педагогического процесса.

Чтобы организация психологической службы школы носи­ла системный характер, должны учитываться следующие прин­ципы:

1) принцип системного целеполагания состоит в рассмотрении психологической службы школы как подсистемы более об­щей системы «школа». Системообразующим компонентом яв­ляется здесь цель или результат (как степень достижения цели). Для системы «школа» такой целью (и результатом) является развитие личности учащегося. Отдельные подсисте­мы школы, в том числе и психологическая служба, могут иметь свои специфические цели, конкретизирующие общее направление, трансформируя его в специальные задачи (пси­хологические, педагогические, методические и т.д.);

2) принцип целостности предполагает, что психологическая служба должна быть ориентирована на учебное заведение как на целое, как на систему. Это означает, что психологическая служба должна охватить своим вниманием большинство уча­щихся, по нашим оценкам — не менее 70%;

3) принцип профессионально-педагогической активности состо­ит в утверждении активной роли педагога в структуре психо­логической службы школы. При этом на педагога возлагает­ся проведение индивидуальной психолого-педагогической (кон­сультационной, коррекционной, воспитательной) работы с учащимися. Данный принцип обоснован не только утилитар­но, но имеет и более глубокий содержательный смысл, по­скольку отражает представление о педагоге не только как об «учителе-предметнике», но и как о педагоге-психологе, про­фессионале в области воспитания и развития личности. Реа­лизация этого принципа по существу означает переход от клас­сической модели индивидуального консультирования «пси­холог—учащийся, к специфической модели школьной психологии «психолог—педагог—учащийся». Реализация этой модели предъявляет высокие требования к профессио­нализму педагога, а также способствует его развитию в про­фессиональном и личностном плане;

4) принцип достаточной ограниченности касается выбора ди­агностических методик и создания в данной конкретной школе целостной системы изучения учащегося как личности и как субъекта учебно-познавательной деятельности. Выбранные ме­тодики должны быть достаточно экономичными в плане вре­менных затрат. В свою очередь, созданная система методик должна быть достаточно полной, с тем чтобы имелась возмож­ность осуществить психодиагностическое исследование всех основных подструктур личности: психические процессы, эмо­циональная сфера, личностные свойства, мотивация;

5) принцип взаимосодействия состоит в том, что деятельность психологов, учителей и администрации основана не просто на сумме активности, но на взаимосодействии их как эле­ментов школьной системы. Причем это взаимосодействие на­правлено на достижение фокусированного результата, общей цели системы, каковой является развитие учащегося как лич­ности и субъекта деятельности;

6) принцип развития является центральным системообразую­щим компонентом.

Лекция 32 ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ(продолжение)

Тема: ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ И ЕЕ КОРРЕКЦИЯ

План: