Этапы развития педагогической психологии.
Этапы развития педагогической психологии.
Основные понятия педагогической психологии.
Лекция 2
Тема: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ЕЕ ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (продолжение)
Основные понятия педагогической психологии.УЧЕНИЕ – собственные действия ученика направленные на развитие у него способностей, а также ЗУН (Немов Р.С.)
Научение человека в результате целенаправленного, сознательного присвоения им передаваемого ему общественно-исторического опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта, определяется как УЧЕНИЕ. (Зимняя И.А.)
ОБУЧЕНИЕ – целенаправленная, последовательная передача общественно-исторического социокультурного опыта другому человеку в специально организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества.
УСВОЕНИЕ – приобретение ЗУН.
НАУЧЕНИЕ – процесс и результат приобретения человеком ЗУН.
Виды научения: оперантное, викарное, вербальное, подражание, метод проб и ошибок.
ОПЕРАНТНОЕ НАУЧЕНИЕ – вид научения, происходящего за счет спонтанного порождения организмом множества разнообразных реакций на один и тот же стимул или ситуацию с последующим закреплением только тех реакций, которые оказались наиболее удачными с точки зрения полученного эффекта.
ВИКАРНОЕ НАУЧЕНИЕ - научение, осуществляемое через прямое наблюдение за сенсорно представленными образцами и научение им.
ВЕРБАЛЬНОЕ НАУЧЕНИЕ - научение, осуществляемое через словесные воздействия: инструкции, разъяснения и словесно представленные образцы поведения.
ПОДРАЖАНИЕ - вид научения, происходящего в результате буквального копирования поведения объекта, являющегося образцом для подражания.
МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК - один из видов научения, при котором умения и навыки приобретаются в результате многократного повторения связанных с ними движений и постепенного устранения допускаемых ошибок.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – отрасль психологической науки, содержащая знания и изучающая проблемы обучения и воспитания детей, а также психологические основы педагогической деятельности учителей, воспитателей, родителей, педагогических групп и коллективов.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ –самостоятельная, междисциплинарная отрасль знания, основанная на знании общей, возрастной, социальной психологии, психологии личности, теоретической и практической педагогики.
Анализ становления и развития педагогической психологии помогает понять сущность и специфику предмета ее исследования.
Становление и развитие педагогической науки можно представить 3 этапами.
1 этап –с середины XVII до конца XIX вв. –общепедагогический (необходимо психологизировать педагогику). Связан с именами Я.А.Коменского, Ж.Ж. Руссо, Иоганном Песталоцци, Адольфом Дистервегом, К.Д.Ушинским, П.Ф.Каптеревым.
Рассматривались проблемы:
1.связь развития, обучения и воспитания;
2.творческая активность ученика;
3.способности ребенка и их развитие;
4.роль личности учителя;
5.организация обучения и др.
2 этап –конец XIX –середина XX вв.педагогическая психология начинает оформляться в самостоятельную отрасль, ориентируясь на результаты психологических и психофизических экспериментальных исследований. Пед.психология развивается одновременно с интенсивным развитием экспериментальной психологии, созданием и разработкой конкретных педагогических систем (система Марии Монтессори, Вальдорфская школа). Разрабатываются собственно психологические проблемы, особенности запоминания, развития речи, развитие интеллекта, особенности выработки навыков (Бине А., Б.Анри, Дж.Дьюи, Ж.Пиаже).
2 этап развития пед.психологии ознаменовался:
1выделением ПП в самостоятельную отрасль науки;
2. широким использованием тестовой психодиагностики;
3.распространением школьных лабораторий, экспериментально-педагогических систем и программ;
4. возникновением педологии;
5. попыткой научной рефлексии образовательного процесса.
3 этап –середина XIX в. по настоящее время –создание психологических теорий обучения. (т.е. разработка теоретических основ педагогической психологии).
1954 –Б.Скиннер –идея программированного обучения;
50-е годы – П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина –теория поэтапного формирования умственных действий;
60-е годы XX в. Л.Ланда –алгоритмизированное обучение;
В.Оконь, М.Махмутов –система проблемного обучения;
Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов – теория развивающего обучения, которая реализовалась в практике в развивающей системе Л.В.Занкова.