Исходные данные для расчета влияния структурных сдвигов на объем товарной продукции

Исходные данные для анализа выполнения плана по ассортименту

Наименование изделий Объем выпуска продукции в сопоставимых ценах, тыс. руб. Удельный вес выпуска, % Отклонение удельного веса, +/- Выполнение плана , % Засчитывается в выполнение плана
План Факт План Факт
Новые     40,6 40,6    
А 128,1 128,6 60,2 60,0 -0,1 100,4 128,1
Б 45,2 43,7 21,2 20,4 -0,8 96,7 43,7
В 39,6 41,9 18,6 19,6 1,0 105,8 39,6
Итого 212,9 214 , 2 100,0 100,0   100,6 211,4
Выполнение плана по ассортименту
По способу наименьшего процента 96,7
Коэффициент ассортимента 211,4 / 212,9 99,3
Коэффициент обновления ассортимента 87 / (214,2 + 87) 0,3
Коэффициент структурной активности (0,1 + 0,8 + 1) / 100 0,02

План выпуска продукции выполнен в целом на 100,6%, но степень выполнения по отдельным ассортиментным позициям значительно различается: по группе А план перевыполнен на 0,4%, по группе Б план недовыполнен на 3,3%. Возможные причины невыполнения плана: нарушение графика и объемов поставки сырья, материалов, недостатки в организации производства, ошибки в планировании.

Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость продукции, прибыль, рентабельность.

Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести несколькими способами.

· Метод прямого счета позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции:

,

где Q1 — общий объем выпущенной продукции отчетного периода в натуральном выражении;

УДi — удельный вес i-й ассортиментной группы в общем объеме.

· Метод процентных разностей:

(по стоимости),

где Кст — коэффициент выполнения плана по производству продукции, рассчитанный по стоимостным показателям;

Кн — коэффициент выполнения плана по производству продукции, рассчитанный по нормо-часам или натуральным показателям.

· Метод абсолютных разниц используется в тех случаях, когда продукция однородная.

Сначала определяется, как изменится средний уровень цены единицы продукции за счет структуры по формуле:

 

Затем полученный результат умножается на общий фактический объем производства в условно-натуральном выражении:

 

Используя описанные приемы, можно определять влияние структуры продукции на другие показатели: трудоемкость, материалоемкость, на общую сумму затрат, прибыль, рентабельность и другие экономические показатели.

Рассмотрим пример анализа влияния структурных сдвигов на изменение объема выпуска продукции, представленный в таблице 8.2.

Таблица 8.2

Изделие Плановая цена, руб., Р0 Выпуск продукции, шт. Удельный вес продукции Товарная продукция, тыс. руб. Изменение средней цены за счет структуры
План Q0 Факт Q1 План d0 Факт d1 Изменение План Q0 P0 Фактически при плановой структуре Фактически при плановых ценах
А 0,50 0,51 0,009 128,1 128,7 131,2 0,576
Б 31,2 0,38 0,35 -0,023 49,6 49,8 46,8 -0,718
В 74,8 0,13 0,14 0,014 39,6 39,8 44,1 1,014
Итог х   217,3 218,4 222,1 0,873
Общее изменение объема выпуска продукции 4,8
Изменение товарной продукции за счет изменения объема выпуска 1,1
Расчет влияния структурных сдвигов на объем товарной продукции
Метод прямого счета:   3,70
Способ процентных разностей: (по стоимости) 3,70
Способ абсолютных разниц:   3,70

Общий прирост товарной продукции по сравнению с планом составил 4,8 тыс. руб. (222,1 - 217,3). Перевыполнение плановых показателей было обусловлено ростом физического объема выпущенной продукции, за счет которого товарная продукция прибавила 1,1 тыс. руб. (218,4 - 217,3). Наибольшее влияние на рост товарной продукции (3,7 тыс. руб.) оказало изменение в структуре выпускаемой продукции (222,1 - 218,4). Это говорит о том, что в выпуске продукции увеличилась доля более дорогостоящей продукции